Папки-передвижки

Воспитание любви к родному краю у старших дошкольников

Инесса Головина
Воспитание любви к родному краю у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Природа старшие группы

Наш детский сад работает по Основной общеобразовательной программе МБДОУ № 59 на основе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Работа по ознакомлению дошкольников с природой представлена в Образовательной области «Познавательное развитие», раздел «ознакомление с окружающим миром»

Публикация «Воспитание любви к родному краю у старших дошкольников» размещена в разделах

Отличительной особенностью реализации Программы является интеграция содержания всех образовательных областей с включением регионального компонента как важного элемента в процессе приобщения детей к экологической культуре, социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства через реализацию вариативной части

Программы экологического воспитания дошкольников «Мой край- моя святыня», авторы Бобылева Л. А., Султанова А. В.

цель программы

Заложить основы экологического сознания и восприятия ребенком себя как части природы, осмысление своей значимости решении экологических проблем.

Предлагаемая программа предназначена для детей 5-7 лет и рассчитана на 42 занятия (19 в старшей группе, 23 в подготовительной группе). Педагог может проводить по 2-3 занятия в месяц, включая их в сетку занятий по ознакомлению с окружающим и миром и познавательных способностей.

Темы, составляющие содержание программы, сгруппированы в учебно-воспитательные блоки :

блок «Лучше гор могут быть только горы» (10 занятий)

блок «Почва, воздух и вода. Будут нам нужны всегда» (6 занятий)

блок «Братья наши меньшие» (8 занятий)

блок «Даже цветы на родине пахнут по-иному.» (13 занятий)

блок «Оглядим родные склоны - Перед ними мы в долгу. ” (7 занятий)

При планировании занятий педагог может самостоятельно распределять их в удобной последовательности, учитывая местные условия, возможности и сезонные изменения в природе.

Во время работы по ознакомлению с природой родного края используются все группы Методов. Наглядные Практические Словесные.

Работа по ознакомлению с природой проводится не только во время НОД но и в остальных режимных моментах и в различных видах деятельности.

В группах созданы природные уголки, с подобранными растениями для детей данного возраста. Имеется разнообразный материал для экспериментирования и опытной деятельности, дидактические игры, природный материал, много наглядного материала и художественной литературы.

В уголке природы мы проводим наблюдения за комнатными растениями и заносим данные в дневник наблюдений.

8 слайд Заполнение календаря природы – еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В разгар зимней подкормки мы с детьми используем календарь наблюдений за птицами: дети находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке и обозначают их значками – галочками соответствующего цвета.

Еще один вид календаря – это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Рисунки делаются через одинаковый интервал времени, отражая последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

Прогулки и организованные наблюдения в природе дают детям ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя.

Экскурсии по территории детского сада - особая форма организации

работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и

сложных форм обучения. На экскурсиях воспитатель знакомит детей с

растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в

природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Помимо традиционных приемов и методов используем инновационные технологии по ознакомлению дошкольников с природой родного края. На занятии вы могли увидеть использование технологии «Круги Эйлера».

Круги Эйлера- это геометрическая схема, которая применяется для наглядного отображения отношений между множествами.

Существуют несколько моделей кругов:

а) Непересекающиеся круги (это 1 какое либо понятие);

б) Пересекающиеся круги (множества имеют общие признаки);

в) Один круг вложен в другой (одно понятие и его подклассы)

мы используем обычные обручи или рисуем маркером круги на магнитной доске. Круги Эйлера я использую в образовательной деятельности детей, по развитию речи, познавательному развитию.

Основная проблема - нехватка пространства (воспитатели хотят разместить в группе зоны для всех видов детской деятельности, но не имеют для этого нужного помещения, точнее необходимой площади). Эту проблему мы решили путём частичного переноса образовательного пространства из горизонтали в вертикаль. Основная идея технологии «Говорящая стена» – трансформация среды пребывания детей в воспитательно - обучающую среду.

Говорящая стена – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно - пространственную среду ДОУ в своеобразный живой экран.

На уровне глаз детей размещается разнообразная информация в доступной для детей форме, фотографии, выставки рисунков, поделок. Говорящая стена может включать много элементов.

Главное преимущество «Говорящей стены» в том, что дети могут самостоятельно в свободное время пользоваться материалами. В свободном доступе детей пособия, раздаточные материалы, иллюстрации, картинки.

ИКТ технологии. Одним из наиболее доступных средств использования компьютерных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации, дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи (записи голосов птиц, млекопитающих, шум и голоса леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.).

Метод «Кейс – технология»- это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Кейс -технологии развивают коммуникативные компетенции в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»

Проектная деятельность также является частью работы по ознакомлению детей с природой родного края. Участниками Проектной деятельности часто бывают родители, что обеспечивает открытость и позволяет реализовать детско- взрослые проекты. Дошкольники прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе. Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников на экологическом материале позволяет педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.

Реализовали ряд проектов, один из них «Юные энергетики». В ходе которого, познакомили детей с принципом работы гидро-электростанций Северной Осетии. Для этого мы провели опытно-исследовательскую деятельность со статическим электричеством, организовали экскурсию на Дзауджигкаускую ГЭС, изготовили лепбуки, макет Зарамагской ГЭС. Познакомили с полезным и опасным электричеством, совместно с детьми разработали правила электробезопасности.

Используем такую форму работы как «Экологические акции»

Дети, совместно с родителями активно стали участвовать в проведении социальных акций.

Мы принимали участие в акциях «Мордочка, хвост и четыре ноги», по сбору корма для домашних животных.

«Здравствуйте птицы», «покормите птиц зимой»,

Дома совместно дети с родителями изготавливают кормушки, затем родители помогают их развешивать на участках.

Организовали акцию по уборке территории детского сада «Чистый город-чистый сад».

следующий прием который мы используем для ознакомления детей с природой это «Мнемотехника»

Заниматься мнемотехникой лучше с детьми 4-5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас, используя алгоритмы процессов ухода за комнатными растениями, посадка семян и т. д. Обучение строится от простого к сложному. Работу мы начинаем с простейших мнемоквадратов, затем переходим к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки, то есть можно нарисовать то что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Примером может служить мнемотаблица: «Путешествие капельки», «Почему пришла зима», «Кому необходима вода», «Кому нужен лес» и т. д.

метод интеллект –карт. Интеллект - карта - это технология изображения информации в графическом виде. Составление интеллект-карт способствует закреплению и обобщению материала по экологическому воспитанию. Технология заключается в том, что В центре листа обозначается общая тема (времена года, водоёмы, насекомые, домашние животные, цветы и. т. п) От центрального рисунка отходят линии-мысли, по часовой стрелке. Дети называют слова-существительные и изображают то, что назвали. К каждому существительному подбираются слова-признаки. Составляется карта. Далее при приобретении новых знаний по теме дети самостоятельно вносят дополнения в карту. В конце недели подводят итог работы, рассказ, с опорой на карту.

23 слайд Технология исследовательской деятельности

дети Особенно любят экспериментировать, например, наблюдать, как тает в

помещении снег, сосулька, ведь на их глазах происходит превращение воды

из твердого состояния в жидкое. Исследовательская, опытническая

деятельность очень близка детям, т. к. ребенок по своей натуре пытливый

исследователь.

Так же Проводим конкурсы на лучшую поделку из природного Участвуем в Республиканском конкурсе «Нам и внукам», неоднократно становились призерами конкурса.

экскурсии в музей природы не оставляют детей равнодушными. Там они знакомятся с животным и растительным миром Северной Осетии. Экскурсовод подробно рассказывает о местах обитания животных, их повадках. Данный метод работы позволяет обогатить и закрепить знания детей.

Вся работа ведется в системе и в итоге мы достигаем целевых ориентиров, которые обозначены в Основной общеобразовательной программе.

Вывод: Работу по ознакомлению дошкольников с природой родного края в детском саду проводят ежедневно. Форма организации детей разная.

Нельзя выделить наиболее и наименее эффективные формы

ознакомления детей с природой. Все они обладают положительным

эффектом при условии разумного их использования. А применение новых педагогических технологий помогает достигать целевых ориентиров наиболее интересными и современными способами.

Спасибо за внимание

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленностиНравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в наше время является одной из основных задач дошкольного образования.

Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю»Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю» Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные.

Физкультурный досуг «Путешествие по родному краю» (средняя группа) (4–5 лет) Цель: Способствовать формированию основ ЗОЖ, потребности заниматься физической культурой. Задачи: • предоставить детям возможность.

Празднование Дня семьи, любви и верности у старших дошкольниковПразднование Дня семьи, любви и верности у старших дошкольников Фотоотчёт о праздновании "Дня семьи, любви и верности" Цель: создание радостного праздничного настроения. Задачи: - рассказать детям о.

Фотозарисовка «Осенняя прогулка по родному краю»Фотозарисовка «Осенняя прогулка по родному краю» Попова Валентина Фотозарисовка " Осенняя прогулка по родному краю" Совсем недавно в выходные мне посчастливилось выбраться на природу.

Конспект родительского собрания на тему «Воспитание любви к родному городу» в старшей группе Конспект помогает расширять и закреплять представление детей о городе, в котором мы живём, его истории, о людях, живущих в нём; воспитывать.

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Игра-путешествие по родному краю Игра-путешествие по родному краю. Цель. 1. Закрепить представления о родном городе, дать более полное представление об источниках, возникновению.

Патриотическое воспитание старших дошкольников на произведениях о Великой Отечественной войнеПатриотическое воспитание старших дошкольников на произведениях о Великой Отечественной войне В истории любой страны хранится память о великих войнах и людях, совершивших подвиг во имя своей Родины. Четыре года Великой Отечественной.

Проект на тему «Привитие любви к родному городу у воспитанников младшего дошкольного возраста»Проект на тему «Привитие любви к родному городу у воспитанников младшего дошкольного возраста» Содержание. 1. Тип проекта 2. Участники проекта 3. Проблема проекта 4. Цель 5. Задачи 6. Актуальность проблемы 7. Гипотеза проекта: 8. Ожидаемые.

Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской ЛукеВоспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской Луке Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства детей старшего дошкольного возраста с легендами и мифами о Самарской Луке. Материалы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание любви к родному краю у старших дошкольников
Опубликовано: 15 июня 2022 в 17:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание любви к родному краю у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Инесса Головина (УИ 9043) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД