Анна Иванова
Воспитание любви к родному краю
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде, чем давать знания надо
Научить думать, воспринимать,
Наблюдать и беречь природу, любить
Природу родного края
В. Сухомлинский
Воспитание любви к родному краю через нравственно-экологическую культуру –одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника.
Публикация «Воспитание любви к родному краю» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Сложная экономическая обстановка в мире, ее последствия, экология родного края, засоренность среды обитания –все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию и умению беречь природу. Экологическая ситуация требует и изменения поведения, человека, смены ценностных ориентиров. Чтобы реализовать эти изменения, достичь целей устойчивого развития необходимо развитие формирования экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей.
В своей работе с детьми мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:
Осознание ребенком себя как части природы;
Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей
ведет за собой другие изменения;
Формирование экологически грамотного поведения в быту, природе;
Воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающему миру;
Понимание неповторимости, красоты окружающего мира;
Научить детей любить и беречь природу.
Чтобы процесс был увлекательным и познавательным целесообразно использовать все формы и методы работы с детьми. Сегодня, когда дети вынуждены воспринимать огромный поток информации, ее надо систематизировать.
Начинать надо с простого:
Разработать систему перспективного планирования;
Подобрать материал по русскому фольклору, традициям, приметам и явлениям
природы;
Отобрать наглядный и дидактический материал;
Составить сценарии занятий, праздников, вечеров развлечений по экологии
Одно из проявлений нравственного воспитания детей является воспитание любви к родному краю, к своей малой Родине. При ознакомлении с родной природой дети получают сначала элементарные сведения о природе и, наконец в старшей и подготовительной группах –общие географические сведения о России, природе родного города, озерах, реках, растениях, травах, животных.
Детей учат эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе. Пройдут годы, дети вырастут, будут жить в другом городе, другой республике, но когда они услышат стихотворение:
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, будто серебром….
Они вспомнят свой родной город, природу родного края, у них появится чувство гордости, они скажут: - это о наших березах написано в стихотворении, о моей березе, которую я видел в моем детском саду. Потому что экологическое образование детей начинается с момента прихода их в детское учреждение. Например, воспитатель рассматривает вместе с ребенком комнатное растение, рыбок в аквариуме, вслух восхищается красотой цветка, поведением рыбок и предлагает ребенку младшей группы выполнить действие направленное на удовлетворение их жизненно важных потребностях (помыть цветы, насыпать корм, это уже элемент экологического воспитания, воспитатель не ограничивается рассматриванием объекта, указывает на зависимость живого существа от среды, учит ребенка заботиться о цветах, рыбах.
Начинать работу по нравственно-экологическому воспитанию надо с основных задач:
Усвоение системы знаний о природе (ее компонентов, взаимосвязи между ними);
Формирование представлений об универсальной ценности природы;
Воспитание потребности в общении с природой;
Привитие трудовых природоведческих знаний и навыков;
Развитие экологического сознания и эстетического воспитания.
Решение этих задач направлено на достижение основной цели- культурно-экологического воспитания, т. е. бережного, осознанного, ценностно-ориентированного отношения к миру, в позитивном настрое на жизнь.
Я приведу несколько форм педагогической работы:
Экскурсии в парк, на берег Волги, по участку д/сада;
Целевые прогулки по улицам города;
Экскурсии в музеи (краеведческий, выставки цветов);
Занятия в группе;
Занятия в уголке природы.
Казалось бы, это повседневная работы, знакомая каждому воспитателю, но если подойти к ней со всей серьезностью, наказать ребенку свое отношение к природе, полюбоваться распустившемуся цветку, осеннему лепестку, обратить внимание на вечно зеленую ель, рассказать историю вековой липы, то у детей в душе навсегда останется желание общения с природой, умение замечать красоту родного края.
Разнообразны и методы экологического воспитания ведущими, среди которых являются:
Наблюдения на экскурсиях, прогулках;
Игра;
Моделирование;
Экспериментирование;
Чтение природоведческих рассказов, стихов;
Изобразительная деятельность, труд на участке, в уголке природы;
Прогнозирование погоды по поведенческим реакциям животных, птиц.
Известно, что ребенок развивается в деятельности, а прогнозирование погоды и есть
деятельность познавательная, развивающая умственную способность (наблюдательность, любознательность, умение рассуждать, сравнивать, делать выводы, умозаключения). Этот вид деятельности позволяет детям открыть неизвестное, новое в известном.
Например: все знакомы с воронами, но только сведующие люди знают: если вороны
усаживаются на ночлег, повернувшись клювами в одну сторону, завтра будет дуть ветер с
той стороны, если садятся, как попало, то ветра не будет.
Дети приучаются замечать изменения в состоянии объектов природы (фиалка загрустила, наклонила цветок к земле- перед дождем, а это способствует чуткости, бережному отношению, внимательности к миру природы.
Реализация методов и приемов по данной теме может реализовываться через организацию специальных занятий. Цикл занятий по организации воспитания нравственно-экологического развития можно организовать «Уроки доброты», такие уроки: например, на карточки наклеены изображения животных, дети выбирают объект пародий, затем изображают, как лает, прыгает, охотиться, спит животное, как радуется.
Еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру коллекционирование. Оно не должно наносить вреда природе, поэтому лучше собирать различные породы камней, коллекционировать можно запахи, звуки, краски природы, открытки, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми. Музеи для ребенка являются школой природы. В нем уместны следующие экспозиции: растительный мир (гербарий, редкие исчезающие виды растений (альбомы, фотографии, минералы, горные породы, вода, ее использование, охрана (иллюстрации, зеленая аптека (лекарственные травы, экосистема (моделирование, экологические катастрофы и бедствия (альбомы). Подобный материал позволяет наглядно представить детям самые разнообразные темы:
«Кто такие защитники природы»
«Голубые и зеленые патрули»
«Таинственный мир насекомых»
Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности.
Ее цель – закрепление норм поведения в природе, формирование разумного ограничения потребностей для сохранения окружающей среды родного города. Для того, чтобы твой город был красивым, уютным, необходимо принимать участие в уборке территории, посадке деревьев, кустарников, ухаживать за слабыми и больными деревьями на участке, могут расставить природоохранные знаки и разъяснять их значение малышам.
Содержание такого десанта может быть таким:
«Санитарный день»
«Листья желтые над городом кружатся»
«Покормите птиц зимой»
Однако, вся работа по нравственно-экологическому воспитанию не может в полной мере быть реализована без помощи родителей.
Можно привлечь родителей для изготовления плакатов:
«Ржев – любимый город».
«Здоровые дети на чистой планете».
«Зеленая елочка – живая иголочка».
Плакаты вывешиваются в групповой комнате или в раздевалке, обсуждаются детьми, затем можно совместно с родителями и детьми провести КВНы.
Можно организовать кружок «Творцы чудес». В нем дети совместно с родителями не только делают поделки из природного материала, но и вносят новые идеи.
Можно провести семинар-практикум «В царстве лекарственных растений» - цель которого, обсудить проблемы и расширить представления о системе оздоровления детей на основе свободного обмена мнениями между родителями.
Система сотрудничества педагогического коллектива и родителей способствует воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе родного края.
Работа воспитателя многогранна, интересна, и, только любящий природу, желающий знать ее закономерности, связи может научить ребенка прежде всего думать, мыслить, быть внимательным к природе, а самое главное беречь природу. Уникальность и чистота окружающего мира является чудесной особенностью детства. Наша задача заключается в том, чтобы эта особенность была сформирована у маленького ребенка на протяжении пребывания в детском саду.