МААМ-картинки

Воспитание навыков и привычек у детей раннего возраста.

Елена Трунова
Воспитание навыков и привычек у детей раннего возраста.

Наша группа состоит в основном из детей 2-го - 3-го года жизни. Второй и третий год жизни- время все увеличивающейся активности, самостоятельности детей в кормлении, раздевании и одевании, что имеет значение для создания у малыша положительного отношения к этим процессам. Вместе с тем это подготовка к трудовому воспитанию, особенно на третьем году, когда ребенок, овладев некоторыми навыками самообслуживания, оказывает помощь другому или выполняет поручение педагога расставить стулья, тарелки с хлебом, салфетницы. Какие же конкретно навыки и привычки воспитываем мы у детей нашей группы? Во-первых- во время кормления. Если ребенок старше 1,5 лет должен самостоятельно есть любую пищу и приучаем самостоятельно есть ложкой, то на 3 году навык совершенствуется : ребенок должен есть аккуратно, хорошо пережевывать пищу, держать ложку в правой (для левшей в левой) руке. В процессе кормления дети должны соблюдать элементарные правила поведения, сначала простые: не лезть в тарелку соседа, задвинуть стул после еды; в конце второго- на третьем году- более сложные: не садиться за стол не убрав игрушки и не вымыв руки, пользоваться салфеткой, благодарить взрослых. Учитывая, что навык у детей только формируется, воспитатель старается облегчить ребенку выполнение действий и предупредить нежелательные формы поведения. Так, во время обеда детям завязывают фартуки-нагрудники, чтобы предохранить костюм и не огорчать ребенка, нечаянно сделавшего неверное движение. Крупные куски пищи мельчат, ложки не раскладывают заранее, а подают вместе с тарелкой супа, хлеб режут на мелкие кусочки, Детей с плохим аппетитом усаживают рядом с теми, кто ест хорошо. Во- вторых воспитываем навыки и привычки раздевания и одевания. Раздеваться ребенку научиться легче, чем одеваться. К двум годам ребенок должен научиться снимать расстегнутую взрослым одежду и с небольшой его помощью надевать, вернее, натягивать отдельные вещи: шапку, носок и др. К трем годам ребенок должен одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого, развязывать шнурки, расстегивать впереди пуговицы, знать порядок в одевании и раздевании, соблюдать опрятность в одежде, т. е. замечать неполадки и просить взрослого их устранить. Формируя у детей навык самостоятельности в одевании, воспитатель следит за тем, чтобы им удобно было действовать. От родителей он добивается того, чтобы после утреннего приема в шкафчиках детей был порядок, вещи вывернуты налицо. Это облегчит сборы на прогулку. В раздевалке должно быть достаточно места, чтобы дети не толкали друг друга. А перед раздеванием на дневной сон должны быть стульчики, на которые складывают одежду, расставляют так, чтобы видно было всех детей. Тогда воспитатель каждому из них сможет вовремя помочь. В- третьих воспитываем навыки умывания и опрятности. До 1.5 лет у ребенка при умывании в основном лишь приспособительные движения (протягивание рук к струе воды). К 2 годам с помощью воспитателя (который завернет рукава, подскажет, как мылить руки, как вытирать) ребенок моет руки. Эти умения на третьем году жизни усовершенствуются, и ребенка начинают приучать (также с помощью и под контролем взрослого) к самостоятельному умыванию. К двум годам навык опрятности практически сформирован. Однако он чаще непрочен: дети, заигравшись, забывают вовремя попроситься в туалет (поэтому время от времени им приходиться напоминать об этом, легко теряют навык при переходе в новые условия. В три года в обычной обстановке навык опрятности проявляется достаточно устойчиво. Кроме навыков посильной самостоятельности, у детей во время режимных процессов надо воспитывать соответствующее поведение: после двух лет знать свое место за столом; подвинуться на диване, чтобы мог сесть другой ребенок; знать свой шкаф для одежды и полотенца; немного подождать с просьбой, если воспитатель занят с другим ребенком; не шуметь за столом и в спальне. Взаимопомощь детей лучше развивать на третьем году, когда дети немного научатся себя обслуживать. На втором году взаимопомощь носит элементарный характер: воспитатель, одевая одного малыша, просит другого подать или принести ему недостающие вещи. Но для того, чтобы те или иные навыки закреплялись, превратились в привычку, необходимо, чтобы и в семье, и в саду к ребенку предъявлялись единые требования. Навыки переходят в привычку только при систематическом его повторении. Плохо, если в семье взрослые по- разному воздействуют на ребенка. Скажем, мама приучает малыша к порядку, а бабушка, жалея его, разрешает не выполнять тех или иных требований. Конечно, никакие навыки и привычки личной гигиены у ребенка не сформируются. Огромное значение в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков имеет пример взрослых. У аккуратных родителей, как правило, растут аккуратные дети. «Делай, как я» - это прием, который помогает ребенку овладеть умением. Мало внушать ребенку: «Не кричи!», «Убирай свои вещи», «Мой руки». Надо ежедневно своим примером показывать, что многие навыки гигиены нужны для охраны здоровья ребенка, например, есть только мытые фрукты и овощи, чистить зубы, полоскать рот, мыть руки перед едой и после посещения туалета с мылом, убирать свою постель, ухаживать за своей одеждой, быть причесанным и т. д. Но прежде, чем требовать от ребенка навык самостоятельности в самообслуживании, нужно научить его действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, кормления. Обучая детей тем или иным действиям (надеть и снять кофту, завязать шарф, намылить руки до появления пены и т. п., взрослый наглядно показывает, как это надо делать. Если у ребенка сразу не получается, нужно ему помочь. Например, показав и объяснив, как правильно надеть штаны, зашнуровать ботинки, нужно практически помочь ребенку сделать это самостоятельно. Следует обратить внимание детей и на рациональность действий, например, чтобы пятка сразу оказалась на месте при надевании колготок, надевают их с носка, предварительно собрав их в гармошку. А для того, чтобы правильно надеть платье, свитер, шапку, нужно сначала определить где у них перед. Для этого должны быть отличительные признаки (застежка, вышивка, метка и т. д.) Для того, чтобы дети в саду лучше угадывали свою одежду, легче находили ее, родителям нужно дома обратить их внимание на отличительные признаки каждой вещи, на ее цвет, метку, вышивку. В самообслуживании нужно научить детей начатое дело доводить до конца и качественно, например, учить ребенка не только снимать одежду в определенной последовательности, но и сразу выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать или вешать ее. Это облегчит процесс одевания и раздевания в детском саду. Формируя у детей те или иные навыки и привычки в самообслуживании, взрослый не должен забывать оценить результат их усилий. Поэтому хорошему настроению, желанию и старанию сделать что-то самому способствует прежде всего одобрение родителей. Заметить нужно даже незначительные достижения ребенка: «Молодец, Дима, сам обулся и застегнул сапожок» или «Саша,- говорит отец,- ты сегодня так быстро и хорошо разделся и вымыл руки, что успеешь еще посмотреть «Спокойной ночи, малыши!» При тесном контакте родителей с детским садом у детей формируются необходимые их возрасту положительные навыки и привычки.

Публикация «Воспитание навыков и привычек у детей раннего возраста,» размещена в разделах

Публикации по теме:

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей раннего дошкольного возраста Конспект занятия "Кукла Маша идет на прогулку" во второй младшей группе. Воспитатель:Ребята посмотрите в окно на деревья, лужи, людей. на.

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей раннего возраста В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования по образовательной области «Социально — коммуникативное.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед нами, является сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование здорового.

Консультация для родителей «Формирование первичных трудовых навыков у детей раннего возраста» Работая с детьми раннего возраста я каждый год набираю новых детишек и во время адаптации наблюдаю, как нелегко привыкают малыши, у которых.

Основные методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста. С года до трех малыш переживает особенно важный период. За каких-то два года он совершает огромный скачок в развитии. Малыш учится делать.

Конспект родительского собрания «Формирование КГН и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Конспект родительского собрания-встречи на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста возраста». Время.

Консультация для родителей «Воспитание привычек у ребёнка» Великий русский писатель Л. Н. Толстой записал однажды: «Посейте поступок и вы пожнете привычку, посейте привычку и вы пожнете характер,.

Консультация: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» .

Родительское собрание «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста по средствам малых жанров фольклора». Здравствуйте дорогие родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание навыков и привычек у детей раннего возраста.
Опубликовано: 7 марта 2016 в 21:08
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД