Папки-передвижки

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников (6 фото)

Елена Васильевна Шеина
Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников

В последние годы идёт переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Публикация «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников» размещена в разделах

Региональная культура является первым шагом для дошкольника в освоении общечеловеческих богатств мировой культуры, в формировании собственной личности. Мы живём и работаем в Саратове. Саратовская область богата своими обычаями, традициями, ее населяет интересный народ. И наша задача помочь детям узнать, чем красив и богат наш край.

Начиная работу, педагог должен продумать, о чём рассказать детям. А самое главное нужно, чтобы мы помнили слова академика Д. С. Лихачё ва: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».

Исходя из выше сказанного, можно выделить целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников

В нашем учреждении, творческой группой педагогов разработано тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей на каждую возрастную группу. Такое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае и той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе, изменяется только содержание, объем познавательного материала и сложность, а следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями - в декабре (перед Днем Конституции, Богатыри Земли Русской - в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т. д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Мы знакомим детей с традициями и обычаями семьи, взаимоотношениями членов семьи, формируем представления о распределении обязанностей в семье, поддерживаем любовь к маме, папе, братьям и сёстрам, бабушкам и дедушкам. Результатом этой работы является доброе отношение наших воспитанников к близким людям, их стремление оказать всем посильную помощь. В старшей и подготовительной к школе группах мы формируем представления воспитанников об историческом прошлом России, некоторых важных событиях из истории страны и своего родного города, знакомим с отечественной государственной символикой (флагом, гербом, гимном, в общих чертах с государственным устройством России (армией, флотом, авиацией).

Фото №1 Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском

Проводимая работа может быть эффективной только при условии реализации содержания программы во всех областях образовательного процесса. Поэтому и весь наш годовой план подчинён выполнению этой цели. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно-образовательной деятельности, в играх, в быту и т. д. Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовлением коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т. д.) Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Волге, в прошлое города и т. д.).

Фото №2 Воспитание детей

Непосредственно-образовательная деятельность по нравственно - патриотическому воспитанию включена в основную программу ДОУ. Педагогами детского сада разработаны конспекты занятий и проведены в соответствии с перспективным планом.

В 2014-2015 уч. г. воспитателями ДОУ в каждой возрастной группе были реализованы проекты: старшая группа - «Моя малая Родина – город Саратов», средняя группа – «Семья – семь Я», подготовительная к школе группа – «Великая Россия». Проекты составлены с учетом требований Основной образовательной программы «Детский сад 2100».

Формированию более глубоких и полных представлений воспитанников об истории и культуре своей страны, народах, живущих в ней, способствует специально организованная предметная среда. В фойе учреждения, групповых комнатах оформлены уголки государственной символики; подобран материал по ознакомлению с родным городом (информационные альбомы, фотоальбомы, наборы открыток, стенды и пр.)

В группах ДОУ оформлены центры искусств, уголки детского творчества. Музей национальных костюмов, созданный благодаря помощи родителей наших воспитанников, используется и в театральных постановках и на праздничных выступлениях, и на занятиях.

Художественно-эстетическое развитие воспитанников в аспекте патриотического воспитания в ДОУ также обеспечивают занятия по изобразительной и театрализованной деятельности, музыкальные занятия. Педагог дополнительного образования Н. В. Айдарова проводит с детьми занятия в эстетически оформленной изостудии, где находится экспозиция репродукций русских художников. Помимо знакомства с русским народным творчеством, ею ведётся работа по раскрытию всего многонационального богатства культуры народов в сотрудничестве с Культурно - выставочным центром «Радуга».

Фото №3 Материалы для педагогов воспитании дошкольников рассматривают национально региональный компонент

Дети приобщаются к искусству и в процессе музыкальной деятельности. На музыкальных занятиях они обогащаются впечатлениями, развивают воображение, чувство ритма, творческую активность. Музыкальный руководитель Кравченко О. Э знакомит детей с обрядами, традициями, песенным и устным народным творчеством посредством музыкальных досугов «Бабушка Арина в гостях у ребят», «Осенние посиделки», «Приходите в гости к нам», «А у наших у ворот развесёлый хоровод» и т. д.

Фото №4 При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому природе культуре малой Родины

В «Солнечном зайчике» созданы условия для проявления творческих способностей детей в театрализованной деятельности. В группах имеются театральные уголки и уголки ряженья. Театральные игры, игры-драматизации регулярно планируются педагогами наряду с сюжетно-ролевыми, дидактическими и подвижными играми. Персонажи кукольного, настольного, пальчикового театра по мотивам народных сказок - частые гости детей, как во время проведения занятий, так и во время проведения других режимных моментов. В свободное от занятий время воспитатели проводят с детьми игры-этюды, игры-перевоплощения, развивающие творческие способности и воображение.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает в себя и направление фольклорного характера – это занятия в фольклорном кружке «Росиночка» муз. руководителя Кравченко О. Э. (русское народное песенное творчество, местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник масленицы, березки и т. д.). Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Фото №5 Публикация Воспитание нравственно патриотических чувств у дошкольников размещена в разделах Воспитание детей

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Сотрудничество с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В нашем учреждении проводятся тематические вечера и праздники, конкурсы, фотовыставки с участием родителей.

Такую масштабную работу лучше проводить с коллективом единомышленников. Учреждением налажены связи с различными институтами образования, науки и культуры города Саратова: ГУК «Областная библиотека для детей и юношества имени А. С. Пушкина», КВЦ «Радуга», Федеральное государственное учреждение культуры «Саратовский государственный музей им. А. Н. Радищева, ГУК «Саратовский областной музей краеведения», ГУК «Саратовский государственный музей боевой славы». Экскурсии, совместные праздники и викторины создают у детей мощную мотивацию к познанию, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идёт легко и непринуждённо.

Сотрудничество с Культурно-выставочным центром «Радуга» в рамках реализации программы дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Внесем в свой мир красоту» художественной направленности позволяет приобщить к наследию русской живописи детей, родителей, педагогов через вовлечение их в процесс формирования мини-экспозиций дома, а также посещение экскурсий.

Программа включает в себя следующие темы занятий патриотической направленности:

«В мире сказок и былин».

«Мой город Саратов»

«Морская стихия И. К. Айвазовского».

«И ныне живы русские традиции».

«Внесем в свой мир Красоту»

Воспитанники ДОУ посещают и ГУК «Саратовский областной музей краеведения». Дети узнали много нового о природе родного края, познакомились с культурой и бытом народов Саратовского края, с интересом рассматривали экспонаты.

Воспитанники нашего детского сада посещали музей «Боевой славы» и Национальную деревню народов, населяющих Саратовскую область на Соколовой горе. Сотрудники музея также проводят на территории учреждения выездные занятия, передвижные выставки и игровые программы, которые раскрывают интересные страницы истории Саратова и родного края, («С чего начинается Родина», «Твои защитники», Троицын хоровод», Рождественские встречи и др.).

Публикации по теме:

«Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края» Патриотизм – явление естественное и необходимое для полноценного существования, как отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм.

Воспитание нравственно-патриотических чувств при ознакомлении дошкольников с подвигом русского народа в годы ВОв План работы по самообразованию на 2014-2015 учебный год воспитателя средней группы «Почемучки» Голубевой Оксаны Александровны Тема: Воспитание.

«Воспитание патриотических чувств у дошкольников». Консультация для воспитателей Воспитание патриотических чувств у дошкольников. (консультация для воспитателей) Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию,.

Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом Воспитание патриотизма начинается в дошкольном возрасте и тесно связано с конкретными представлениями детей: семья, детский сад, родной.

Система работы по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников в детском саду Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента.

Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников при взаимодействии с родителями ЦЕЛЬ: - Создать условия для осуществления комплексного подхода к воспитанию нравственно-патриотических качеств, для приобщения дошкольников.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредствам ознакомления с родным краем. Воспитатель:.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников В 2015 году исполняется 70 лет со дня Великой Победы нашей страны над фашистскими захватчиками. Война несет боль, разрушения и смерть. Все.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитатель: Гусинская Марина Владимировна. Кого называют патриотом? Каковы главные обязанности гражданина Российской Федерации? Как помочь.

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников
Опубликовано: 17 июля 2015 в 08:38
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД