Получи документы

Воспитание нравственных качеств детей в музыкальной деятельности дошкольной образовательной организации

Марина Швалова
Воспитание нравственных качеств детей в музыкальной деятельности дошкольной образовательной организации

Музыкальное искусство в педагогике является важным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача!Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

-нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

Публикация «Воспитание нравственных качеств детей в музыкальной деятельности дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

-нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

-нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

-нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности : что такое «хорошо» и что такое «плохо». Основная цель музыкального руководителя - не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом» утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого», гласит старинная украинская мудрость. Поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной образовательной деятельностью, ставлю следующие задачи:

-Активизация познавательной деятельности детей.

-Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.

-Овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.

На решение этих задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников направлены все виды музыкальной деятельности детей во время проведения музыкальных занятий, праздников и развлечений: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения.

Слушание или восприятие музыки является очень важным звеном в системе музыкального воспитания детей, т. к. может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать другим видам музыкальной деятельности дошкольников : пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах. Решению задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников во время слушания музыки способствуют два необходимых и взаимосвязанных условия:

-тщательный подбор музыкального материала

-правильный выбор методов и приемов.

В отборе музыкальных произведений для детей основными являются критерии художественности и доступности. Художественность предполагает отбор разнообразных произведений – от шедевров музыкальной классики до музыки современности. Доступность означает, что произведения должны быть понятны детям:

-их содержание должно быть представлено яркими образами;

-музыкальные образы должны соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребёнка;

Согласно этим требованиям музыкальный репертуар для слушания музыки на занятиях детьми раннего и младшего дошкольного возраста и репертуар для детей старшего дошкольного возраста имеет ряд отличительных особенностей. Так, для детей 2-5 лет выбираются произведения преимущественно вокального жанра, небольшие по объему, с художественными и эмоциональными образами, связанными с их жизненным опытом. Как правило, это короткие песенки и народный фольклор со знакомыми образами животных, игрушек и явлений природы (собачка, кошка, кукла, мишка, птичка, дождик, солнышко и т. д.). В старшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать более объемные со сложным образным и эмоциональным содержанием произведения вокального и инструментального жанров, фрагменты крупных сценических жанров («В пещере горного короля» Э. Грига, «Танец дикарей», пьесы из «Детского альбома»)

Но, даже правильно и грамотно подобранный музыкальный репертуар не может в полной мере решать задачи духовно-нравственного воспитания без тщательного отбора методов и приемов восприятия музыки. Так как слушание музыки является для детей условно пассивным видом деятельности, направленные не на двигательную активность, а на привлечение психических процессов, то и основные методы и приемы должны быть связаны со слуховым и зрительным восприятием. Это такие методы и приемы как поэтическое слово, беседа, рассказ, метод контрастного сопоставления, метод художественного анализа, иллюстрации, картинки, манипуляции с игрушками, метод активного восприятия, эмоциональное исполнение, пластическое интонирование, имитационные движения и др.

В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.

Потребности современного общества ставят задачи не только качественного обучения, но и воспитания человека высоконравственного, ответственного, инициативного, творческого, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.

Я считаю, что развитие духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения это, прежде всего комплексный подход к решению данной задачи. Политика государства, церковь, семья, детский сад, общеобразовательная школа, учреждения культуры, дом творчества, спорт и даже круг общения – все это основополагающие факторы влияния на развитие будущего поколения.

Нравственное воспитание детей в дошкольном возрасте способствует формированию внутренней системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни ребенка.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 1 РисованиеТема 1: «Моя любимая семья». Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с историей возникновения семьи. 2. Учить детей воспринимать.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 2 .

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 3 .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание нравственных качеств детей в музыкальной деятельности дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 20 января 2021 в 12:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД