Папки-передвижки

Воспитание основ экологической культуры в городе

татьяна королёва
Воспитание основ экологической культуры в городе
▼ Скачать + Заказать документы

Решение глобальных экологических проблем, особенно в условиях городов, зависит помимо всего прочего от исходных социально-нравственных позиций. Цели и интересы человека требуют нравственно- эмоционального фактора,как одного из важных условий здоровой среды обитания. Одна из основных проблем экологии города на локальном уровне- установление зависимости здоровья человека, жизнедеятельности живых организмов от состояния среды обитания. Поэтому возможный путь решения экологических проблем городов на локальном уровне- формирование экологической культуры личности - одно из новых явлении современного этапа развития общества, одна из общечеловеческих ценностей и важная педагогическая проблема. Содержание экологического образования включает в себя систему норм, правил (запретов, предписаний,которые вытекают из ценностных ориентаций. Новая система ценностей исходит из понимания уникальности природы, ее необходимости для человека. Основы экологической культуры можно сформировать в дошкольном возрасте. Экологическая культура дошкольника, по нашему мнению, это сложная взаимосвязанная система его отношений с природой, где ребенок накапливает позитивный личный опыт общения с природой, контролировать свои действия, соотносить с окружающей обстановкой, предвидеть возможные последствия для природы. Важно, чтобы ребенок переживал за все живое в окружающей природной среде, чувствовал ее красоту. В процессе наблюдений подвести детей к пониманию того, что прогулки приносят пользу, когда дышим свежим воздухом. Поэтому гулять надо вдали от автомобильных дорог, в парках, скверах, которые берегут здоровье. Детям необходимо дать знания о парке (сквере, бульваре) созданном в городе человеком для здоровья, радости. Знания детей о пользе насаждений и их значении могут влиять на их поведение при посещении парка. Например, при чтении рассказа Г. Скребицкого»Юные поселенцы», дети узнают, как люди создают парки и скверы в городах. Дети начинают понимать, что сажая растения, очищается воздух, задерживается пыль,украшающие зеленым нарядом город. Положительное отношение к природе и поведение детей формируется путем наблюдений в природе, за трудом взрослых по охране ее на экскурсиях и прогулках, через беседы, литературно-художественный материал, что способствует знаниям. Поддерживать интерес к наблюдениям и принимать участие в посильной деятельности по охране природы. В беседах, экскурсиях уточнить, закрепить знания о парке, его значении в жизни человека. Подводя к выводу об охране природы, следует уделить внимание правилам поведения. Напомнить детям, что ходить надо осторожно; не топтать клумбы, не рвать цветы, не ломать ветки. Учить, что весь мусор необходимо собирать, поскольку никто не захочет здесь отдыхать. Наблюдая весеннюю посадку деревьев, подчеркнуть, что сажают быстро- растущие деревья, обратить внимание, как сажают деревья: ровными рядами в аллеях, над столами, детскими площадками, чтобы было больше тени. Подвести детей к выводу, что в городе растут определенные виды деревьев и кустарников (сирень, рябина, береза, тополь и пр;) Проводить наблюдения в разные сезоны. Во время экскурсии обратить внимание детей на красоту золотой осени, укрепить желание беречь природу. Сначала следует показать общий вид парка, полюбоваться им. Поставить задачу перед детьми- заметить, что изменилось в парке, найти красоту и рассказать о ней. Наблюдая за деревьями, с детьми обратите внимание на различную окраску листьев и на красивое сочетание осенней листвы. Красота разных групп деревьев и картиной золотой осени, возбуждает у детей разные эмоции, что воспитывает бережное отношение к природе. Переживать и воспринимать красоту помогает стих-ие:»Улетает лето» Стало вдруг светлее вдвое Двор, как в солнечных лучах. Это платье золотое У березы на плечах. Утром мы во двор идем Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят…летят…летят… Е. Трутнева. Под влиянием эстет-их эмоций дети будут рассказывать о красоте природы, используя образные выражения из стих-ия. Т. е. чувство радости, красоты и любви усиливается при рассматривании картин великих художников, изображающих осеннюю природу. Т. е. дид. игры с красивыми осенними листьями и цветами, проводимые во время и после экскурсий. Можно собрать осенние букеты для украшения группы и подарок малышам. В конце осени наблюдая хар-ые яв-ия в растит-м мире и трудом связанным с ним по подготовке растений к зиме, дети уясняют, что люди помогают пережить зимние условия (накрывают клумбы опавшей листвой, сгребают в кучи листья). Надо объяснить им: Жуки, личинки прячутся в сухие листья. Весной будут есть молодые листочки и деревья погибнут. Следует привлекать детей к сгребанию листьев на участке, понимая необходимость работы. Т. е можно предложить детям рисование на тему» В парке осенью».Дети вспоминают,что им больше понравилось в парке. Это помогает пережить красоту осенней природы. В конце сезона следует проводить обобщающие беседы, которые повышают интерес к наблюдениям за изменениями в природе и трудом людей по охране. На первой экскурсии в парк зимой обратить внимание, каким он стал. Дети будут поражены красотой зимнего пейзажа, заснеженных деревьев и кустарников. Когда деревья без листьев, нужно дать возможность рассмотреть их, сравнить, обратить внимание, что на ветках задерживается немного снега. Упражнять детей в различии хар-ых признаков (ствол, крона, почки) Можно сочетать наблюдения с чтением рассказов»Зимняя пирушка»,»Деревья зимой». (Н. Павлова).Развитие эстетического чувства у детей обогащать их знания об охране растений в зимних условиях. Многократные наблюдения за трудом взрослых зимой по окучиванию снегом деревьев и кустарников подводят детей к выводу, если земля оголиться, то корни больших деревьев промерзнуть. На участке во время работы научить правильно выполнять работу (окучивать деревья, где начинается первое разветвление, уязвимое у дерева, делать высокие снежные холмики, чтобы защитить от морозов деревья, а весной даст ему больше влаги и убережет от солнечных ожогов).Дети понимая смысл будут правильно и добросовестно выполнять, уберегая деревья от гибели. Рассказ В. Бианки «Под снегом на лугу» помогу закрепить представления, что под снегом растения не гибнут. Дети сами определят правила поведения: не утаптывать снег под деревьями; не разгребать его, оберегая деревья от промерзания; не ходить по цветнику. Важно поддерживать бережное отношение к деревьям и кустарникам в зимних условиях, не все дети понимают,что деревья и кусты зимой не погибают, они живые и находятся в состоянии покоя. Подвести к этому выводу можно провести несложный опыт по оживлению веток (сирень, черемуха, тополь, береза) в помещении. Дети меняют воду, следят за развитием почек, появлением зеленых листочков. В течении всей зимы периодически можно ставить в воду ветки, чтобы дети наблюдали, чем ближе к весне, тем скорее распускаются почки. Наблюдение за ветками в помещении надо связывать с наблюдением за деревьями. Дать знания о том, что большое кол-во снега может повредить дереву: под его тяжестью ветка может сломаться. Потеплеет, а потом опять холода, ветки обледенеют и становятся хрупкими, легко ломаются. Связывают такие наблюдения в гололед, когда ветки кажутся стеклянными и звонко звучат на ветру. Осенью мы видим, как на деревьях и кустарниках остаются ягоды и семена (рябины, березы, боярышника) Сообщить, что ими зимой питаются многие птицы поэтому обрывать их не следует. Вместе с детьми можно провести сбор семян и ягод для зимней подкормки птиц. В процессе наблюдений дети узнают, что для города характерно обитание определенных видов птиц (воробьи, голуби, вороны, галки, грачи, утки, синицы,трясогузки, которые украшают и оживляют его своим пением и уничтожают вредных насекомых. Для расширения кругозора и эмоционально-положительного отношения к животным можно использовать записи голосов птиц. При посещении зимнего парка показать детям, что птицы продолжаю полезную работу зимой. Зная, что птицам зимой голодно, их надо подкармливать, и делают дети это на участке. Идя в парк прихватите с собой корм на всякий случай. Весной оживляются наблюдения в природе, появление травы, молодых нежных листьев, Т. е. труд людей обрезка деревьев и побелка стволов (продлить жизнь деревьям борьба с вредителями (опрыскивание). На занятиях можно познакомить с Красной книгой, внешним видом редких охраняемых растений. Подчеркнуть, что нельзя собирать эти растения. Повторные экскурсии углубляют знания о состоянии растений и животных в разное время года. Наряду с полученными знаниями, умениями бережного отношения к зеленым насаждениям оказывает пример взрослых, но иногда отрицательное поведение взрослых заставляет детей задуматься и укрепляет положительные отношения к природе, труду. Таким образом, работа со старшими дошкольниками обогащает эмоциональный опыт общения с природой, экологическое представления о природе города развивает интерес к экологическим проблемам и понимание сохранять и улучшать природную среду.

Публикация «Воспитание основ экологической культуры в городе» размещена в разделах

Публикации по теме:

«Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние.

Накормить малыша!Накормить малыша! Рецепты для детей очень сильно отличаются от взрослых рецептов. При выборе рецептов детских блюд важно уделять внимание тому, чтобы пища.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание основ экологической культуры в городе
Опубликовано: 9 февраля 2015 в 15:54
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание основ экологической культуры в городе» (включая файлы) размещена пользователем татьяна королёва (УИ 12330) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД