Консультация «Воспитание патриотических качеств»

Ольга Юртаева
Консультация «Воспитание патриотических качеств»

Во все времена особенно остро решали вопросы нравственного и патриотического воспитания. Патриотизм является наиболее сложным и высоким человеческим чувством. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами.

Патриотическое воспитание - это взаимодействие педагога и детей, направленное на раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуре региона, к родной природе, чувства сопричастности. Несомненно, что основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве.

Воспитание патриотических качеств начинаются еще в дошкольные годы. Знания должны быть эмоциогенны, где чувства ребенка господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. К концу дошкольного возраста внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Они регулируют поступки, действия, определяют желания ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества. Вот почему очень важно формирование гражданско-патриотической позиции у детей с ранних лет. Если ребенок знает историю своей станицы, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданны ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы.

Для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста необходима планомерная работа.

В зависимости от возрастных особенностей детей педагог может использовать различные методы и приемы: прогулки и экскурсии, наблюдение, беседы, рассказы, использование картин и иллюстраций, чтение художественно-познавательной литературы. При работе с детьми необходимо учитывать краеведческий подход.

Патриотическое воспитание начинается с младшего возраста. Чувство любви к Родине у маленького ребенка начинается с привязанности, любви к матери, членам семьи, своему дому, воспитателю детского сада. Постепенно воспитывается любовь к Родине, формируется понятие «родина». Постепенно чувство привязанности расширяется и углубляется.

Поставленная задача решается во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. В работе воспитателя необходимо использовать такие средства патриотического воспитания, которые могли бы способствовать не только приобщению детей к культуре и традициям своей Родины, но и формировать нравственные качества, которые будут отражаться на культуре поведения детей, их речи, бережном отношении к окружающим их предметам, характере общения с окружающими людьми.

Как отмечают психологи, в частности Л. С. Мухина, нравственные качества личности ребенка не могут возникнуть самостоятельно. Их развитие и формирование происходит постепенно, по мере накопления и эмоционального освоения детьми конкретных фактов, и зависит, в конечном счете от того, какие условия были для этого созданы.

Методы патриотического воспитания:

- Целевые прогулки к памятникам и в краеведческий музей: ознакомление детей с предметами народного быта. Ведь они впервые пробуждают душу ребенка, воспитывают в нем чувство красоты, любознательность. И они должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

- Рассказы воспитателя и беседы с детьми о славной истории родной станицы.

- Наблюдение за трудом взрослых на территории детского сада. Обратить внимание детей, как меняется его облик благодаря этому труду.

- Знакомство с русским фольклором (сказки, песенки, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Адресованные детям потешки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу и нежность, веру в благополучное будущее.

- Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса и гимн Российской Федерации.

- Участие в посильных общественных работах.

- Беседы с детьми о бережном отношении к родной природе, формирование у них чувства ответственности перед природой.

- Знакомство детей с героическим прошлым. Рассказать о грозных военных событиях, о славных защитниках нашей Родины.

- Использование дидактических игр в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. В играх от- рожается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносли-

востью; умение проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении сочетается с духовным обогащением детей. У дошкольников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, выдержку и взаимопомощь.

Таким образом, старшие дошкольники владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности. Сегодня вопросы нравственно – патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура.

Важным аспектом, является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные участники образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.

Воспитание любви к своей Родине, своему городу – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог – гуманист В. А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, что бы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

Таким образом, решая задачи гражданского воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.

Подводя итог нашей работы, мы, дали определение патриоту, и гражданину, выяснили, в чем их разница. Чтобы быть патриотом необходимо иметь уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам. Патриот должен делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей Родины, ее приукрашения и обустройства, так как о патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников посредством ознакомления с историей и культурой родного края Формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста процесс длительный и сложный. Поэтому образовательная работа.

«Победители». Воспитание гражданско-патриотических качеств у дошкольников«Победители». Воспитание гражданско-патриотических качеств у дошкольников Одной из главных целей в воспитательной деятельности ДОУ является воспитание гражданско-патриотических качеств у дошкольников. Для реализации.

«Воспитание патриотических чувств у дошкольников». Консультация для воспитателей Воспитание патриотических чувств у дошкольников. (консультация для воспитателей) Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию,.

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста» Основой мировоззрения и отношения к родной стране-является патриотизм. Укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за.

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Консультация для родителей: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников». воспитатель Сафина Лейсан Рустямовна, МАДОУ №106 «Забава».

Проект по воспитанию патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста «Да здравствует мир!»Проект по воспитанию патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста «Да здравствует мир!» Актуальность На современном этапе развития общества доминантным направлением реализации образовательного процесса является его ориентированность.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников В 2015 году исполняется 70 лет со дня Великой Победы нашей страны над фашистскими захватчиками. Война несет боль, разрушения и смерть. Все.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольниковВоспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников В последние годы идёт переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитатель: Гусинская Марина Владимировна. Кого называют патриотом? Каковы главные обязанности гражданина Российской Федерации? Как помочь.

Воспитание у детей нравственно-ценностных качеств ТИТОВА С. А. ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫХ КАЧЕСТВ. Форма проведения «Круглый стол для родителей». Тема. «МЫ РАСТИМ ПЕТЕРБУРЖЦЕВ».

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Консультация «Воспитание патриотических качеств»
Опубликовано: 25 октября 2015 в 21:27
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дети о правилах дорожного движения.
https://youtu. be/XtlmfoGSeFk https://youtu. be/Gf3pwpDVdpA В дошкольном и младшем школьном возрасте необходимо формировать у детей знания об...
Паспорт педагогического проекта «Дорожный калейдоскоп»
Паспорт педагогического проекта «Дорожный калейдоскоп» Название проекта Дорожный калейдоскоп Автор проекта Демина А. Н, Беляева Е. В. Участники проекта...
Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими...
Сценарий игры КВН на тему: «В игре готовимся к школе» (совместное мероприятие для...
Сценарий игры КВН на тему: «В игре готовимся к школе» ( совместное мероприятие для детей и родителей) Цель: повышение уровня компетентности родителей в...
Отчет о выставке поделок из природного материала «Багряная осень»
Отчет о выставке поделок из природного материала «Багряная осень» Осень – прекрасное время года для создания поделок. Сказочная и прекрасная осенняя...