Папки-передвижки

Воспитание старших дошкольников в продуктивных видах деятельности в дошкольной образовательной организации

Светлана Залазнюк
Воспитание старших дошкольников в продуктивных видах деятельности в дошкольной образовательной организации

Воспитание – одна из главных задач общества. Это общественно значимый процесс и одна из основных категорий педагогики.

Актуальность темы исследования связана с тем, что в широком социальном смысле воспитание подразумевает передачу накопленных знаний и опыта от старших поколений младшим, без которой невозможно прогрессивное развитие общества, культуры и цивилизации. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена задача по «объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [11, с. 8]. Эти задачи ориентируют воспитателей дошкольных организаций на всестороннее и гармоничное развитие детей в разных видах деятельности, в том числе и в продуктивных.

Публикация «Воспитание старших дошкольников в продуктивных видах деятельности в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Проблемы воспитания детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности раскрыты в работах многих современных авторов

(Н. В. Алешина, Р. С. Буре, А. М. Вербенец, Е. А. Дубровская, Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Н. В. Микляева и др.). Все авторы едины во мнении, что старший дошкольный возраст является важным этапом в разностороннем воспитании детей и что это воспитание должно осуществляться во всех видах детской деятельности.

Вместе с тем, в педагогической практике сложилось противоречие между возможностями продуктивных видов деятельности и недостаточным их использованием в воспитании детей старшего дошкольного возраста в практике дошкольных образовательных организаций.

Все это указывает на то, что существует проблема, суть которой в ответе на вопрос: каковы формы и средства воспитания детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности?

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста показывает, что в этот возрастной период происходит интенсивное физическое развитие, развивается произвольность познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, речи, дети овладевают разными видами деятельности, в том числе рисованием, лепкой, аппликацией, элементарными трудовыми навыками, осознают нравственные и моральные нормы поведения в обществе и начинают им следовать. Все это свидетельствует о том, что старшие дошкольники готовы к воспитанию в разных видах деятельности.

Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (статья 2) определяет воспитание как «деятельность, направленную на создание условий для саморазвития, самоопределения и социализации воспитанников на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [5, с. 3]. В этом определении подчеркнута социально-личностная и нравственная направленность воспитания, его саморазвивающая основа и обязательность соблюдения ценностей и норм поведения, принятых в обществе.

Под воспитанием, по определению Г. М. Коджаспировой, понимается «процесс целенаправленной и систематической воспитательной деятельности с целью формирования у воспитуемых определенных социальных, духовно-нравственных, моральных, эстетических качеств» [6, с. 163].

В зависимости от цели и задач воспитательного воздействия выделяют разные виды воспитания. Для развития личности старших дошкольников в настоящее время особо важны такие виды воспитания, как нравственное, патриотическое, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.

М. Ф. Харламов под нравственным воспитанием понимает «сознательное и систематическое культивирование в подрастающем человеке общечеловеческих нравственных качеств, формирование способности жить согласно нравственным ценностям и нормам и воплощать их в практической деятельности» [12, с. 346].

По мнению Н. В. Алешиной, патриотическое воспитание является одновременным процессом «взаимодействия воспитателей с детьми, в результате которого у детей формируются патриотические чувства, патриотические убеждения и устойчивые патриотические нормы поведения, которым ребенок следует сознательно» [1, с. 7].

Трудовое воспитание – это, по словам Т. С. Комаровой, «целенаправленный процесс формирования у детей сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность» [7, с. 10].

Основными целями физического воспитания детей старшего дошкольного возраста являются «совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, выразительности движений, а также полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности» [10, с. 205].

Эстетическое воспитание, по определению Н. В. Микляевой, – это «процесс становления, формирования и развития эстетического восприятия и сознания, эстетических представлений, отношений и эстетической деятельности личности» [9, с. 12]. Взаимосвязь эстетического и художественного воспитания дошкольников представлена в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», основными задачами которой в работе с детьми старших групп являются : «воспитание интереса к художественно-творческой деятельности, формирование умений понимать и эмоционально отзываться на содержание произведений различных видов искусства, воспитание желания взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ» [11, с. 176].

Воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОО осуществляется с помощью различных форм и средств.

В педагогике под формой воспитания подразумевают «способ организации воспитательного процесса, отражающий внутреннюю связь различных элементов этого процесса и характеризующий взаимоотношения воспитателей и воспитанников» [12, с. 485]. Анализ методической литературы и практической деятельности педагогов показал, что воспитание старших дошкольников в продуктивных видах деятельности в условиях дошкольной образовательной организации осуществляется в коллективных, групповых и индивидуальных формах. В рисовании, лепке и аппликации дети создают индивидуальные работы, или работают в парах, небольшими группами по 3-5 человек, или коллективно работают над коллажами, панно.

Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспиров определяют средства воспитания как «материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления воспитательного процесса и выполняющие функции развития детей; это предметная поддержка воспитательного процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники : труд, игра, учение, общение, познание» [6, с. 194]. Основными средствами воспитания старших дошкольников в продуктивных видах деятельности являются рисование, лепка, аппликация со свойственными им изобразительными средствами (форма, ритм линий, объем, цвет) и отбором (со стороны воспитателей) содержания детских рисунков и поделок. По мнению А. М. Вербенец, рисование, лепка и аппликация «способствуют воспитанию у детей умений воспринимать, понимать и осознавать эстетические предметы и явления как ценности, эмоционально отзываться на художественные образы, формулировать эстетические суждения и оценки, самостоятельно создавать эстетически и художественно привлекательные рисунки и поделки» [3, с. 14].

Благодаря своей художественности и творческой направленности все формы и средства видов продуктивной деятельности способствуют художественно-эстетическому, нравственному, патриотическому, трудовому и физическому воспитанию детей.

Изучение опыта работы воспитателей старших групп детского сада №497 г. Екатеринбурга позволило выявить состояние работы и проблемы по воспитанию детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности. В целом состояние работы можно признать не совсем удовлетворительным, так как, хотя продуктивные виды деятельности проводятся в старших группах регулярно и согласно планам работы, в них больше внимания уделяется художественно-эстетическому воспитанию и частично – физическому и трудовому воспитанию детей средствами продуктивных видов деятельности. К отрицательным моментам работы воспитателей по воспитанию старших дошкольников относится то, что они не в полной мере используют потенциал продуктивных видов деятельности для нравственного и патриотического воспитания детей, что не способствует целостности и всестороннему развитию личности воспитанников.

Выявленные нами проблемы в работе воспитателей не обеспечивают полноты и целостности воспитания детей. К ним относятся:

– отсутствие работы по нравственному и патриотическому воспитанию детей средствами продуктивных видов деятельности;

– отсутствие в детском саду творческих групп воспитателей, занимающихся проблемой воспитания детей в продуктивных видах деятельности.

Пути решения этих проблем нам видится в том, чтобы воспитатели лучше продумывали тематику, содержание и социальную направленность детских работ по рисованию, лепке и аппликации. Так. например, нравственное воспитание детей происходит, когда они, например, изготавливают подарки (открытки, поделки, сувениры и т. п.) для своих родных и близких или даже для незнакомых людей (пожилых, инвалидов, младших детей) к праздникам, памятным датам. Во время этого процесса у детей старшего дошкольного возраста воспитываются такие нравственные качества, как эмоциональная отзывчивость и любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, стремление помогать им, что способствует воспитанию гуманной направленности их личности.

Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач патриотического воспитания старших дошкольников. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, воспитывающих любовь к Родине, готовность ее беречь и защищать, качества гражданина и патриота. Этому способствуют занятия рисованием, лепкой, аппликацией, на которых детей знакомят с гербом и символикой России, государственно-гражданскими праздниками и историей их возникновения (День Защитника Отечества, День Независимости России, День Победы, День защиты детей, День пожилого человека, День матери и др., картинами художников, посвященными защитникам Отечества, красоте природы России, и на которых дети сами рисуют и изготавливают поделки патриотической тематики (открытки-поздравления, коллажи, стенные газеты, фоторепортажи к праздникам Дня Защитника Отечества, Дня Победы и др.).

Таким образом, не вызывает сомнения, что продуктивные виды деятельности обладают большими педагогическими возможностями в воспитании дошкольников, и эффективному использованию их потенциала будет способствовать целенаправленная и скоординированная работа воспитателей на основе целей и задач, отбора тем и содержания, средств и методов работы с детьми в единстве художественно-эстетического, нравственного, патриотического, трудового и физического видов воспитания.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник в продуктивных видах деятельности при изучении регионального компонентаИспользование нетрадиционных техник в продуктивных видах деятельности при изучении регионального компонента Одна из главных задач дошкольного образования - заложить нравственные основы в детях. Изучение регионального компонента "Мой край - земля.

Построение образовательной политики дошкольной образовательной организации с учетом реализации ФГОС Доклад «Построение образовательной политики дошкольной образовательной организации с учетом реализации ФГОС ДО» Уважаемые коллеги! Политика.

Робототехника в дошкольной образовательной организации ЧТО ТАКОЕ РОБОТОТЕХНИКА?Слайд 1 Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение.

Декоративное озеленение участка дошкольной образовательной организации В дошкольной образовательной организации дети проводят достаточно много времени, поэтому они должны себя чувствовать здесь комфортно. Поскольку.

Имидж в Дошкольной образовательной организации Имидж ДОО – эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными.

Использование метода выкладывания в продуктивных видах деятельности с детьми раннего возрастаИспользование метода выкладывания в продуктивных видах деятельности с детьми раннего возраста Игры и поделки с использованием метода выкладывания играют огромную позитивную роль в развитии детей раннего возраста: - Способствуют развитию.

Мастер-класс «Сотрудничество педагога и детей в продуктивных видах деятельности» .

Модель центра познавательной деятельности в дошкольной образовательной организации В группе детского сада создан уголок безопасности дорожного движения. Для ознакомления детей с правилами ПДД я использую: • атрибуты дорожно-постовой.

Экологическая развивающая среда в дошкольной образовательной организации «Экологическая развивающая среда в ДОУ» Мы знаем, что все дети любознательны и им интересно все. Они с огромным интересом смотрят на окружающий.

Закаливание дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации Основы будущей жизни, как известно, закладываются в раннем детстве, и потому укрепление здоровья детей дошкольного возраста является приоритетным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание старших дошкольников в продуктивных видах деятельности в дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 5 июня 2019 в 17:19
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД