ирина мамаева
Воспитание у детей 4–5 лет основ гражданственности и патриотизма через знакомство с историей Великой Отечественной Войны
Аннотация:В статье затронута актуальная для современной образовательной системы тема ознакомления дошкольников с событиями войны 1941 - 1945 гг. Автор делится своим опытом работы с детьми 4-5 лет в этом направлении.
Ключевые слова: военное время, адаптивный материал, гордость. Интерес, сотрудничество.
Воспитание гражданственности и патриотизма в дошкольные годы – одна из актуальных задач, решаемых педагогамина уровне общего образования. Подтверждается это выраженной патриотической направленностью содержания образовательной системы в связи с принятием ФОП. Еще более обусловливает углубление работы в этом направлении объявление 2025 годом Защитников Отечества.
Публикация «Воспитание у детей 4–5 лет основ гражданственности и патриотизма через знакомство с историей Великой Отечественной Войны» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День Победы, 9 мая
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Темочки
Безусловно, всовременных условиях является крайне важным формирование у молодого поколения чувства гордости за свою страну, уважения к её историческому прошлому и культурному достоянию. Одним из способов решения этих задач является знакомство детей с историческими событиями Великой Отечественной войны. Учитывая лишь формирующуюся психику дошкольников, этот вопрос вызывает множество дискуссий. В данной статье мы рассмотрим, как можно организовать этот процесс, используя различные формы, методы и технологии.
Вне всяких сомнений, исторические события, произошедшие в период с 1941 по 1945 год, имеют особую значимость в коллективной памяти людей, проживающих в нашей стране. Они полны героизма, мужества и самоотверженности. Знакомя детей с этим периодом и связанными с ним событиями, мы наглядно демонстрируем им силу духа и жертвенность людей, боровшихся за свою Родину, а такжедаем первичныепредставления о важности мира и единства.
Стоит отметить, что тема войны является весьма серьезной. Работая с детьми 4-5 лет, мы в первую очередь заботимся о том, чтобы информация была доступной для их восприятия. Конечно, нужно позаботиться о большом количестве наглядности, но при этом делать упор на позитивные моменты военного времени: символы победы, репродукции картин, отображающих радость людей, дождавшихся Победы, фотоматериалы, на которых запечатлены военачальники с большим количеством заслуженных медалей, парад на Красной площади, праздничный салют итд.
Адаптивные материалы включают в себя и мультфильмы, предназначенные для детей. Как правило, они не перегружены фактами, но при этом смогут привлечь внимание дошкольников к ключевым событиям того непростого времени («Солдатская лампа», «Воробышек» и др). При этом стоит упомянуть о такой форме работы, как киноклуб, когда дети вместе с педагогом просматривают мультфильм и обсуждают его. Это позволяет детям сконцентрироваться на ключевых идеях, а также идентифицировать себя с героями и понять, как происходившие события повлияли на судьбы людей.
Несмотря на остальные формы работы, игровая является одной из наиболее эффективных. С помощью дидактических игр, примеряемых на себя ролей, дети могут легче усвоить информацию и научиться управлять своими эмоциями. Благодаря постановке исторических сценок у детей развиваютсякритичность мышления, эмпатия к людям той эпохи. Создание игровых ситуаций военной тематики, связанных с защитой Отечества, позволяетзародить у детей чувство ответственности за свои поступки. В пример можно привести такие игры, как «Моряки», «Саперы» итд.
Не стоит забывать о музыке и силе ее воздействия. Патриотическая песня эффектно знакомит детей с историей войны, взывает к основным эмоциям, заставляя прочувствовать то время. Слушание и разучивание подобных песен в может стать важным ритуалом, позволяющим детям осознать, что эта история – не просто набор фактов, а чья-то жизнь.
Распространенной практикой в современных ДОО является и применение элементов музейной педагогики. Так, в группе уже зародился мини – музей, посвященный Победе в Великой Отечественной войне. В его оформлении активно принимают участие родители воспитанников, которые приносят фото семейных реликвий.
Проектная деятельность также уже доступна дошкольникам пятого года жизни. В совместной со взрослым деятельности, малыш может успешно изучить интересующие его вопросы. Одним из самых эффективных направлений считаем детские исследовательские работы по ознакомлению с символами Победы. Опыт показывает, что родители с большим удовольствием включаются в такую деятельность с детьми.
Подводя итоги, стоит отметить, что воспитание гражданственности и патриотизма у детей 4-5 лет через знакомство с историческими событиями Великой Отечественной войны – действительно важная и ответственная задача, которую предстоит решить педагогам. Использование различных методов, форм и технологий предоставляет педагогамвозможность вызвать у детей искренний интерес к историческому прошлому родной страны, оставить неизгладимый след в сердцах дошкольников, влияя на их мироосмысление.
Список источников
1. Ушакова Л. П. Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. 4-7 лет / Л. П. Ушакова. - СПб. : Детство – Пресс, 2024 – 40 с.
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2023. - 208 с.