Татьяна Малышева
Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к социальной действительности
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство – период жизни человека от новорожденности до достижения им психологической зрелости, во время которого происходит его социальное развитие, становление как члена человеческого общества [1, с. 34].
Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным» [2, с. 46].
Публикация «Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к социальной действительности» размещена в разделах
B детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Наибольшее влияние на социальное становление ребёнка оказывает его семья. Семья – это ячейка общества и важнейший источник социального и экономического развития. Для ребенка семья – это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития.
Bедь именно семья является основным транслятором знаний, ценностей, традиций от поколения к поколению. Тёплая атмосфера, взаимное уважение, стиль воспитания и доверие являются основополагающими факторами гармоничного социального развития ребенка.
Bсе отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста – результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер [3, с. 12].
Cоциализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми, за счет общения, элементы которого присущи детям с младенческого возраста (мимика, движения, звуки). Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер [4, с. 6].
Начиная с 6 месяцев и до 2-х лет, общение ребенка с взрослыми приобретает более ситуативную форму, которая представляет собой некоторое практическое взаимодействие. Ребёнок все чаще заинтересован в вашей помощи, поддержке, совете или определенных совместных действиях.
В возрасте от 3-х до 5 лет дети начинают задавать все больше вопросов, и общение принимает ярко выраженную познавательную форму. Основным средством общения становится речь, которая позволяет ребенку получать информацию и обсуждать со старшими окружающий мир.
От 6 до 7 лет детское общение принимает личностную форму. Дети начинают задавать вопросы о человеке и его внутреннем мире. Этот момент является наиболее ответственным в социальном становлении ребенка – он зачастую нуждается в эмоциональной поддержке, понимании и сопереживании [5, с. 43].
Приобщение ребенка к миру взрослых, их деятельности, к чувствам и переживаниям существовало с древнейших времён. Во все времена матери и отцы учили, учат и будут учить своих детей тому, что, на их взгляд, пригодится им в жизни и что они знают и умеют сами. Взрослые являются для детей образцом для подражания, потому они активно перенимают их стиль общения, особенности поведения и формируют собственную индивидуальность.
Советы родителям, о том, как общаться с ребенком:
– Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи.
– Если ребенку действительно трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
– Если у ребенка эмоциональная проблема, его необходимо выслушать!
– Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания, скажите ему об этом.
Список использованных источников
1. Акулова, О. В., «ОО «Социализация. Игра» : метод. пособ. / О. В. Акулова. – СПб. : «Детство – Пресс», 2018. – 47 с.
2. Дыбина, О. В., Ознакомление с предметным и социальным окружением. – М. : Мозаика – Синтез, 2019. – 96 с.
3. Кутьина, Н. Б., «Ребенок в 21 веке – воспитание культурой» : программа для воспитателей ДОУ / Н. Б. Кутьина. – СПб. : «Детство-Пресс». 2019. – 118 с.
4. Майер, А. А. «Введение детей в проблемы социальной действительности : учебное пособие / А. А. Майер. – СПб. : ООО «Издательство «Детство – пресс», 2015. – 264 с.