Лучший педагог года

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства гражданственности в сюжетно-ролевых играх

Мозгачева Елена Викторовна
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства гражданственности в сюжетно-ролевых играх

Воспитание чувства гражданственности у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и заинтересованности. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране, к своим правам. Для решения задач формирующего эксперимента нами была организована работа в двух направлениях: в экспериментальной группе детей были проведены занятия на формирование гражданского сознания, а затем - серия сюжетно-ролевых игр.

Публикация «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства гражданственности в сюжетно-ролевых играх» размещена в разделах

Занятие

Россия на карте мира

Цель: дать первые представления о планете Земля, определить местонахождения России, столицы России, города, в котором мы живем, уточнить, что такое Родина; расширить кругозор детей, воспитывать гражданские чувства.

Ход занятия

Воспитатель : Дети, как вы думаете, что произойдет, если все люди вокруг забудут свои адреса? Вот представьте себе: идете вы с мамой домой и. забыли, где вы живете. Или я, например, вышла из дома, иду на работу, а где наш детский сад -забыла. И спросить бы у кого, да адреса не знаю. (Рассуждения детей). «Я буду стоять и плакать», «Нужно спросить у милиционера», «Вы уйдете в другой детский сад, а там чужие дети» и т. д.

- Прямо страшная история получается. (Подводит детей к выводу : знать свой домашний адрес, адрес детского сада необходимо). Воспитатель предлагает детям назвать свой домашний адрес, уточняется адрес детского сада.

Постепенно в процессе беседы дети приходят к выводу, что мы живем в России, но в мире много людей других национальностей и других стран. Дети говорят о том, что наша малая Родина - Республика Мордовия, что в нашей республике живут мордва, русские, татары и др. Мы все говорим на разных языках: русские по-русски, мордва по-мордовски, немцы по-немецки и т. д. Но у нас есть много общего: мы все люди и у нас есть много общего: мы все люди и у нас один огромный общий дом. У нас над головой одна общая голубая крыша - небо, под ногами

общий пол - земля, по которой мы ходим, одна на всех одна великанская лампа - это Солнце. У нас даже общий водопровод - это тучи, из которых идет дождь, т. е. вода.

Дома, в которых мы живем, нам хорошо знакомы, они разные - каменные и деревянные, одноэтажные, многоэтажные и даже высотные. Общий дом для всего человечества называется планета Земля. Планета Земля очень красивая и очень разная. На ней растут зеленые леса, но есть и пустыни - это такие места, где, куда ни посмотри, песок, на котором могут расти только колючие растения. (Объясняет почему). Есть степ - там нет деревьев, а вся земля покрыта травами. А есть участки Земли, где только лед и снег.

Воспитатель показывает на глобусе Россию, предлагает вспомнить, как называется наша столица. Показывает родной город. Вместе с детьми делает вывод: на глобусе видно, что в нашей стране много суши, есть равнинные места, горы, много рек, озер, океанов.

- Россия - это наша Родина. А что означает слово Родина? (Место, где родился человек, где он живет, где ему все знакомо и дорого). Не случайно говорит народная пословица: «Родимая сторона - мать, а чужая - мачеха»

После проведения занятий, направленных на просвещение детей в области гражданского воспитания, мы провели сюжетно-ролевую игру.

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Развитию интереса к людям, живущим в отдаленных уголках России, способствует игра в «почту». Забота ребенка о родных, близких, друзьях, интерес к их делам, жизни и в то же время ответное внимание с их стороны, выраженное в необычной форме (письменно, развивают умение передать чувства словами, оценить теплоту добрых слов, укрепляют дружеские взаимоотношения детей и взрослых, способствуют уточнению и закреплению представлений о городе, республике, стране.

Знания о работе почты дети получают уже в средней группе, но содержательная сюжетно-ролевая игра развертывается, как правило, позже. Ей предшествует подготовительный этап. Педагог знакомит детей с почтальоном, называет его уважительно, по имени и отчеству. Дети узнают, какую почту носит почтальон в детский сад, стараются встретить его, получить газеты и журналы из его рук. Воспитатель рассказывает о роли переписки в жизни каждого человека и всей страны в целом. Когда люди живут на большом расстоянии друг от друга, они обмениваются письмами, посылками, бандеролями, посылают друг другу поздравительные открытки, телеграммы. Из переписки узнают о радостных и печальных событиях в жизни близких людей. Если бы не было почты, то вряд ли можно быстро узнать, что человеку очень плохо, что он нуждается в помощи. Или бабушка, которая мечтала увидеть свою любимую внучку и проехала ради этого тысячи километров, очень бы огорчилась, так как никого не застала дома: все уехали отдыхать. Если бы она имела возможность сообщить о своем приезде заранее, этого бы не случилось. А как были благодарны почтальонам люди в годы Великой Отечественной войны, когда получали весточку с фронта о том, что их сын жив, здоров и храбро защищает Родину! А бойцы с нетерпением ждали писем из дома, хранили их в карманах гимнастерок, по-ближе к сердцу.

Воспитатель беседует с детьми о том, что они побывают на почте, понаблюдают за работой сотрудников отделения связи. Затем им надо будет запомнить свой адрес и место жительства адресата и научиться составлять письма. Можно будет организовать свою почту в детском саду: отправлять письма родителям, когда те уедут в командировку или на отдых, заболевшим товарищам, а позже ребятам детского сада из других мест. Когда получат ответное письмо, читать его станут все вместе.

Этот план начинает постепенно реализовываться. Дети наблюдают за подвозом почты к детскому саду, совершают экскурсию в сортировочный зал почты. Большую помощь в приготовлении к игре могут оказать родители.

Так, девочки-мамы учат составлять письма своих кукол-детей. Мальчики-папы или мальчики-братишки, получив письма, с удовольствием «зачитывают» их вслух. По мере накопления представлений, знаний желание играть в «почту» становится более устойчивым, и возникает содержательная сюжетно-ролевая игра.

Несколько играющих в почтовом отделении сортируют письма, газеты, бандероли. Почтальоны разносят корреспонденцию, их приветливо встречают мамы с детьми, благодарят за услугу. Если в доме живет пожилой человек, почтальон задерживается, читает ему письмо.

При подготовке к игре важно научить детей составлять содержательные письма, где они рассказывали бы не только о происшедших событиях в семье и детском саду, но и о родном городе, его достопримечательностях, о Республике Мордовия. Этому способствует настоящая переписка детей разных городов или детей и родителей, которой руководит воспитатель.

В игре много действующих лиц: почтальоны, приемщица бандеролей, шоферы, члены семей (мамы, папы, дети, бабушки и дедушки, бригада строителей и др. Практически в ней участвовала вся группа.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр 1. Пояснительная записка : Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из.

Воспитание у детей дошкольного возраста чувства ответственности за свою безопасность «Самое дорогое у человека – это жизнь»- писал Н. А. Островский, а жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он делает первые шаги в сложном.

Формирование начал патриотизма и чувства гражданственности у дошкольников через воспитание любви к родному городу Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли. Сложность решения.

Конспект мастер-класса для педагогов «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» Конспект мастер-класса для педагогов «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с ОНР через речедвигательные упражнения» Выполнила:.

Мастер-класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: Знакомство участников.

Развитие коммуникативных навыков в сюжетно-ролевых играх Дошкольное детство – удивительный мир, где ребёнок удивляется и познаёт, общается и взаимодействует, приобретает опыт и ошибается, творит.

Обобщение опыта «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе реализации сюжетно-ролевых игр» Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие» в младшей группе Актуальность:Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется.

Особенности организации сюжетно-ролевых игр с детьми дошкольного возрастаОсобенности организации сюжетно-ролевых игр с детьми дошкольного возраста Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Первые шесть лет жизни являются важным этапом в становлении личности ребёнка. В.

Проект использование макетов в сюжетно-ролевых играх Использование макетов в сюжетно ролевых играх. Тип, вид проекта Ролево-игровой, практико-ориентированный Продолжительность проекта Краткосрочный.

Развитие гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе этнокультурного наследия Сегодня задача развития гражданственности и патриотизма детей имеет чрезвычайную значимость и актуальность. Изменились нравственные ценности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства гражданственности в сюжетно-ролевых играх
Опубликовано: 26 февраля 2017 в 13:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД