Мозгачева Елена Викторовна
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства гражданственности в сюжетно-ролевых играх
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание чувства гражданственности у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и заинтересованности. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране, к своим правам. Для решения задач формирующего эксперимента нами была организована работа в двух направлениях: в экспериментальной группе детей были проведены занятия на формирование гражданского сознания, а затем - серия сюжетно-ролевых игр.
Публикация «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства гражданственности в сюжетно-ролевых играх» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Занятие
Россия на карте мира
Цель: дать первые представления о планете Земля, определить местонахождения России, столицы России, города, в котором мы живем, уточнить, что такое Родина; расширить кругозор детей, воспитывать гражданские чувства.
Ход занятия
Воспитатель : Дети, как вы думаете, что произойдет, если все люди вокруг забудут свои адреса? Вот представьте себе: идете вы с мамой домой и. забыли, где вы живете. Или я, например, вышла из дома, иду на работу, а где наш детский сад -забыла. И спросить бы у кого, да адреса не знаю. (Рассуждения детей). «Я буду стоять и плакать», «Нужно спросить у милиционера», «Вы уйдете в другой детский сад, а там чужие дети» и т. д.
- Прямо страшная история получается. (Подводит детей к выводу : знать свой домашний адрес, адрес детского сада необходимо). Воспитатель предлагает детям назвать свой домашний адрес, уточняется адрес детского сада.
Постепенно в процессе беседы дети приходят к выводу, что мы живем в России, но в мире много людей других национальностей и других стран. Дети говорят о том, что наша малая Родина - Республика Мордовия, что в нашей республике живут мордва, русские, татары и др. Мы все говорим на разных языках: русские по-русски, мордва по-мордовски, немцы по-немецки и т. д. Но у нас есть много общего: мы все люди и у нас есть много общего: мы все люди и у нас один огромный общий дом. У нас над головой одна общая голубая крыша - небо, под ногами
общий пол - земля, по которой мы ходим, одна на всех одна великанская лампа - это Солнце. У нас даже общий водопровод - это тучи, из которых идет дождь, т. е. вода.
Дома, в которых мы живем, нам хорошо знакомы, они разные - каменные и деревянные, одноэтажные, многоэтажные и даже высотные. Общий дом для всего человечества называется планета Земля. Планета Земля очень красивая и очень разная. На ней растут зеленые леса, но есть и пустыни - это такие места, где, куда ни посмотри, песок, на котором могут расти только колючие растения. (Объясняет почему). Есть степ - там нет деревьев, а вся земля покрыта травами. А есть участки Земли, где только лед и снег.
Воспитатель показывает на глобусе Россию, предлагает вспомнить, как называется наша столица. Показывает родной город. Вместе с детьми делает вывод: на глобусе видно, что в нашей стране много суши, есть равнинные места, горы, много рек, озер, океанов.
- Россия - это наша Родина. А что означает слово Родина? (Место, где родился человек, где он живет, где ему все знакомо и дорого). Не случайно говорит народная пословица: «Родимая сторона - мать, а чужая - мачеха»
После проведения занятий, направленных на просвещение детей в области гражданского воспитания, мы провели сюжетно-ролевую игру.
Сюжетно-ролевая игра «Почта»
Развитию интереса к людям, живущим в отдаленных уголках России, способствует игра в «почту». Забота ребенка о родных, близких, друзьях, интерес к их делам, жизни и в то же время ответное внимание с их стороны, выраженное в необычной форме (письменно, развивают умение передать чувства словами, оценить теплоту добрых слов, укрепляют дружеские взаимоотношения детей и взрослых, способствуют уточнению и закреплению представлений о городе, республике, стране.
Знания о работе почты дети получают уже в средней группе, но содержательная сюжетно-ролевая игра развертывается, как правило, позже. Ей предшествует подготовительный этап. Педагог знакомит детей с почтальоном, называет его уважительно, по имени и отчеству. Дети узнают, какую почту носит почтальон в детский сад, стараются встретить его, получить газеты и журналы из его рук. Воспитатель рассказывает о роли переписки в жизни каждого человека и всей страны в целом. Когда люди живут на большом расстоянии друг от друга, они обмениваются письмами, посылками, бандеролями, посылают друг другу поздравительные открытки, телеграммы. Из переписки узнают о радостных и печальных событиях в жизни близких людей. Если бы не было почты, то вряд ли можно быстро узнать, что человеку очень плохо, что он нуждается в помощи. Или бабушка, которая мечтала увидеть свою любимую внучку и проехала ради этого тысячи километров, очень бы огорчилась, так как никого не застала дома: все уехали отдыхать. Если бы она имела возможность сообщить о своем приезде заранее, этого бы не случилось. А как были благодарны почтальонам люди в годы Великой Отечественной войны, когда получали весточку с фронта о том, что их сын жив, здоров и храбро защищает Родину! А бойцы с нетерпением ждали писем из дома, хранили их в карманах гимнастерок, по-ближе к сердцу.
Воспитатель беседует с детьми о том, что они побывают на почте, понаблюдают за работой сотрудников отделения связи. Затем им надо будет запомнить свой адрес и место жительства адресата и научиться составлять письма. Можно будет организовать свою почту в детском саду: отправлять письма родителям, когда те уедут в командировку или на отдых, заболевшим товарищам, а позже ребятам детского сада из других мест. Когда получат ответное письмо, читать его станут все вместе.
Этот план начинает постепенно реализовываться. Дети наблюдают за подвозом почты к детскому саду, совершают экскурсию в сортировочный зал почты. Большую помощь в приготовлении к игре могут оказать родители.
Так, девочки-мамы учат составлять письма своих кукол-детей. Мальчики-папы или мальчики-братишки, получив письма, с удовольствием «зачитывают» их вслух. По мере накопления представлений, знаний желание играть в «почту» становится более устойчивым, и возникает содержательная сюжетно-ролевая игра.
Несколько играющих в почтовом отделении сортируют письма, газеты, бандероли. Почтальоны разносят корреспонденцию, их приветливо встречают мамы с детьми, благодарят за услугу. Если в доме живет пожилой человек, почтальон задерживается, читает ему письмо.
При подготовке к игре важно научить детей составлять содержательные письма, где они рассказывали бы не только о происшедших событиях в семье и детском саду, но и о родном городе, его достопримечательностях, о Республике Мордовия. Этому способствует настоящая переписка детей разных городов или детей и родителей, которой руководит воспитатель.
В игре много действующих лиц: почтальоны, приемщица бандеролей, шоферы, члены семей (мамы, папы, дети, бабушки и дедушки, бригада строителей и др. Практически в ней участвовала вся группа.