Папки-передвижки

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства гражданственности в сюжетно-ролевых играх

Мозгачева Елена Викторовна
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства гражданственности в сюжетно-ролевых играх
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание чувства гражданственности у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и заинтересованности. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране, к своим правам. Для решения задач формирующего эксперимента нами была организована работа в двух направлениях: в экспериментальной группе детей были проведены занятия на формирование гражданского сознания, а затем - серия сюжетно-ролевых игр.

Публикация «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства гражданственности в сюжетно-ролевых играх» размещена в разделах

Занятие

Россия на карте мира

Цель: дать первые представления о планете Земля, определить местонахождения России, столицы России, города, в котором мы живем, уточнить, что такое Родина; расширить кругозор детей, воспитывать гражданские чувства.

Ход занятия

Воспитатель : Дети, как вы думаете, что произойдет, если все люди вокруг забудут свои адреса? Вот представьте себе: идете вы с мамой домой и. забыли, где вы живете. Или я, например, вышла из дома, иду на работу, а где наш детский сад -забыла. И спросить бы у кого, да адреса не знаю. (Рассуждения детей). «Я буду стоять и плакать», «Нужно спросить у милиционера», «Вы уйдете в другой детский сад, а там чужие дети» и т. д.

- Прямо страшная история получается. (Подводит детей к выводу : знать свой домашний адрес, адрес детского сада необходимо). Воспитатель предлагает детям назвать свой домашний адрес, уточняется адрес детского сада.

Постепенно в процессе беседы дети приходят к выводу, что мы живем в России, но в мире много людей других национальностей и других стран. Дети говорят о том, что наша малая Родина - Республика Мордовия, что в нашей республике живут мордва, русские, татары и др. Мы все говорим на разных языках: русские по-русски, мордва по-мордовски, немцы по-немецки и т. д. Но у нас есть много общего: мы все люди и у нас есть много общего: мы все люди и у нас один огромный общий дом. У нас над головой одна общая голубая крыша - небо, под ногами

общий пол - земля, по которой мы ходим, одна на всех одна великанская лампа - это Солнце. У нас даже общий водопровод - это тучи, из которых идет дождь, т. е. вода.

Дома, в которых мы живем, нам хорошо знакомы, они разные - каменные и деревянные, одноэтажные, многоэтажные и даже высотные. Общий дом для всего человечества называется планета Земля. Планета Земля очень красивая и очень разная. На ней растут зеленые леса, но есть и пустыни - это такие места, где, куда ни посмотри, песок, на котором могут расти только колючие растения. (Объясняет почему). Есть степ - там нет деревьев, а вся земля покрыта травами. А есть участки Земли, где только лед и снег.

Воспитатель показывает на глобусе Россию, предлагает вспомнить, как называется наша столица. Показывает родной город. Вместе с детьми делает вывод: на глобусе видно, что в нашей стране много суши, есть равнинные места, горы, много рек, озер, океанов.

- Россия - это наша Родина. А что означает слово Родина? (Место, где родился человек, где он живет, где ему все знакомо и дорого). Не случайно говорит народная пословица: «Родимая сторона - мать, а чужая - мачеха»

После проведения занятий, направленных на просвещение детей в области гражданского воспитания, мы провели сюжетно-ролевую игру.

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Развитию интереса к людям, живущим в отдаленных уголках России, способствует игра в «почту». Забота ребенка о родных, близких, друзьях, интерес к их делам, жизни и в то же время ответное внимание с их стороны, выраженное в необычной форме (письменно, развивают умение передать чувства словами, оценить теплоту добрых слов, укрепляют дружеские взаимоотношения детей и взрослых, способствуют уточнению и закреплению представлений о городе, республике, стране.

Знания о работе почты дети получают уже в средней группе, но содержательная сюжетно-ролевая игра развертывается, как правило, позже. Ей предшествует подготовительный этап. Педагог знакомит детей с почтальоном, называет его уважительно, по имени и отчеству. Дети узнают, какую почту носит почтальон в детский сад, стараются встретить его, получить газеты и журналы из его рук. Воспитатель рассказывает о роли переписки в жизни каждого человека и всей страны в целом. Когда люди живут на большом расстоянии друг от друга, они обмениваются письмами, посылками, бандеролями, посылают друг другу поздравительные открытки, телеграммы. Из переписки узнают о радостных и печальных событиях в жизни близких людей. Если бы не было почты, то вряд ли можно быстро узнать, что человеку очень плохо, что он нуждается в помощи. Или бабушка, которая мечтала увидеть свою любимую внучку и проехала ради этого тысячи километров, очень бы огорчилась, так как никого не застала дома: все уехали отдыхать. Если бы она имела возможность сообщить о своем приезде заранее, этого бы не случилось. А как были благодарны почтальонам люди в годы Великой Отечественной войны, когда получали весточку с фронта о том, что их сын жив, здоров и храбро защищает Родину! А бойцы с нетерпением ждали писем из дома, хранили их в карманах гимнастерок, по-ближе к сердцу.

Воспитатель беседует с детьми о том, что они побывают на почте, понаблюдают за работой сотрудников отделения связи. Затем им надо будет запомнить свой адрес и место жительства адресата и научиться составлять письма. Можно будет организовать свою почту в детском саду: отправлять письма родителям, когда те уедут в командировку или на отдых, заболевшим товарищам, а позже ребятам детского сада из других мест. Когда получат ответное письмо, читать его станут все вместе.

Этот план начинает постепенно реализовываться. Дети наблюдают за подвозом почты к детскому саду, совершают экскурсию в сортировочный зал почты. Большую помощь в приготовлении к игре могут оказать родители.

Так, девочки-мамы учат составлять письма своих кукол-детей. Мальчики-папы или мальчики-братишки, получив письма, с удовольствием «зачитывают» их вслух. По мере накопления представлений, знаний желание играть в «почту» становится более устойчивым, и возникает содержательная сюжетно-ролевая игра.

Несколько играющих в почтовом отделении сортируют письма, газеты, бандероли. Почтальоны разносят корреспонденцию, их приветливо встречают мамы с детьми, благодарят за услугу. Если в доме живет пожилой человек, почтальон задерживается, читает ему письмо.

При подготовке к игре важно научить детей составлять содержательные письма, где они рассказывали бы не только о происшедших событиях в семье и детском саду, но и о родном городе, его достопримечательностях, о Республике Мордовия. Этому способствует настоящая переписка детей разных городов или детей и родителей, которой руководит воспитатель.

В игре много действующих лиц: почтальоны, приемщица бандеролей, шоферы, члены семей (мамы, папы, дети, бабушки и дедушки, бригада строителей и др. Практически в ней участвовала вся группа.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр 1. Пояснительная записка : Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из.

Воспитание у детей дошкольного возраста чувства ответственности за свою безопасность «Самое дорогое у человека – это жизнь»- писал Н. А. Островский, а жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он делает первые шаги в сложном.

Формирование начал патриотизма и чувства гражданственности у дошкольников через воспитание любви к родному городу Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли. Сложность решения.

Конспект мастер-класса для педагогов «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» Конспект мастер-класса для педагогов «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с ОНР через речедвигательные упражнения» Выполнила:.

Мастер-класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: Знакомство участников.

Развитие коммуникативных навыков в сюжетно-ролевых играх Дошкольное детство – удивительный мир, где ребёнок удивляется и познаёт, общается и взаимодействует, приобретает опыт и ошибается, творит.

Обобщение опыта «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе реализации сюжетно-ролевых игр» Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие» в младшей группе Актуальность:Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется.

Особенности организации сюжетно-ролевых игр с детьми дошкольного возрастаОсобенности организации сюжетно-ролевых игр с детьми дошкольного возраста Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Первые шесть лет жизни являются важным этапом в становлении личности ребёнка. В.

Проект использование макетов в сюжетно-ролевых играх Использование макетов в сюжетно ролевых играх. Тип, вид проекта Ролево-игровой, практико-ориентированный Продолжительность проекта Краткосрочный.

Развитие гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе этнокультурного наследия Сегодня задача развития гражданственности и патриотизма детей имеет чрезвычайную значимость и актуальность. Изменились нравственные ценности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства гражданственности в сюжетно-ролевых играх
Опубликовано: 26 февраля 2017 в 13:44
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства гражданственности в сюжетно-ролевых играх» (включая файлы) размещена пользователем Мозгачева Елена Викторовна (УИ 370767) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД