Воспитание у дошкольников гуманного отношения к окружающей среде

Светлана Съедина
Воспитание у дошкольников гуманного отношения к окружающей среде

Статья посвящена актуальной проблеме воспитания гуманного отношения к окружающей среде у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: гуманное отношение к окружающей среде, любовь к природе.

Постановка проблемы и актуальность исследования. Воспитание гуманного отношения к окружающей среде у детей является непосредственным процессом усвоения ребенком гуманных ценностей. Ознакомление с окружающим миром, направленное на формирование у детей гуманных ценностей необходимо для детей дошкольного возраста.

Цель: определить педагогические условия воспитания у детей гуманного отношения к окружающей среде, изучить состояние разработанности проблемы в научной литературе.

Изложение основного материала. Решением проблемы воспитания гуманных чувств к окружающему занимались и продолжают заниматься многие ученые. Широко известны труды И. Бех, Г. Лаврентьевой, Е. Тихеевой и др.

Гуманистическая ответственность к окружающему связана с такими качествами ребенка, как целеустремленность, собранность, умение мобилизовать свои возможности, самоконтроль, предвидение последствий своих действий в окружающей среде, критическое отношение к себе и другим. Воспитателю необходимо знать, что экологическая ответственность и другие явления социальной ответственности выражается в таких эмоциональных состояниях: забота, беспокойство, усердие, тревога, напряженность, волнение, сосредоточенность, сомнение и др. [3, с. 113].

Ведущим условием реализации задач воспитания гуманного отношения к окружающей среде является организация развивающей среды, задачей которой является формирование такого личностного качества как гуманная воспитанность [4, с. 17].

Для достижения поставленной цели используются различные методы. Выбор методов и приемов, определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдения, а также от возраста детей и приобретенного ими опыта [1, с. 35].

Необходимым элементом воспитания гуманного отношения к окружающей среде дошкольного учебного заведения является экологическая тропа, то есть маршрут, который проходит через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором путешественники получают как устную, так и письменную информацию (стенды, планшеты, плакаты) об объектах. Созданная на территории детского сада экологическая тропа будет способствовать оздоровлению детей, их познавательному развитию, развитию нравственных качеств и грамотного, взвешенного поведения в окружающей среде.

Экологическая тропа прокладывается непосредственно на территории детского сада. Это позволяет проводить комплексные занятия, экологические игры, исследовательскую и природоохранную деятельность, доступную дошкольникам [4, с. 16].

Ведущими формами организации детей на экологической тропе являются целевые прогулки и экскурсии, в ходе которых они наблюдают явления и объекты в природе. Дети нуждаются в познании единства и многообразия природы. У детей с каждым возрастом развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт.

Уже первые наблюдения детей дают им понятия о сезонных явлениях природы, временах года. Природа меняет свои краски, меняется жизнь растений, птиц, животных. Меняется и труд человека [2, с. 95].

Заключение. Ознакомление с законами природы должно начинаться с дошкольного детства. Возможность и успешность этого процесса доказана многочисленными психолого-педагогическими исследованиями. Ответственное отношение к природе - это способность и возможность ребенка сознательно, а значит целенаправленно, добровольно, выполнять требования и решать задачи нравственного выбора, достигая определенного результата. Формирование у детей гуманного отношения к окружающей действительности прежде всего заключается в правильном, осмысленном воспитании отношения к природе. Дошкольный возраст является фундаментом в дальнейшем воспитании к окружающей у детей дошкольного возраста.

Литература

1. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия для детей 5-6 лет».Воронеж, 2002. – 140 с.

2. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с.

3. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

4. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа».- Москва, 2006.- 190с.

Публикации по теме:

Воспитание у дошкольника осознанного отношения к слушанию музыки Методическая рекомендация «Воспитание у дошкольника осознанного отношения к слушанию музыки» В программе воспитания и обучения в детском.

Эмоциональный настрой ребенка, или Воспитание у детей положительного отношения к труду Правомерно ли говорить о труде дошкольников? Не лишает ли он ребенка детства? Во-первых, дети дошкольного возраста, начиная уже примерно.

Систематизация знаний детей о связи человека с природой, воспитание бережного отношения к природе «В гости в сказочный природный дом Берендея». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное.

Доклад «Воспитание осознанно-бережного отношения к природе старших дошкольников» Доклад на тему «Воспитание осознанно-бережного отношения к природе старших дошкольников». «Дети способны бескорыстно и безмерно отдавать.

Гендерное воспитание. Организация развивающей предметно-пространственной среде в первой младшей группе Актуальность. 1. Центральное направление в педагогике-личностно-ориентированный подход. 2. Проблема, связанная с организацией гендерно-ориентированной.

Консультация для родителей «Воспитание у детей гуманного, заботливого отношения к окружающим» Воспитание у детей гуманного, заботливого отношения к окружающим. Заботливое отношение к окружающим – нравственное ценнейшее качество.

Консультация для родителей «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим» Умение жить в обществе людей, проявлять чуткость к окружающим, отзывчивость на доброе, хорошее и неприязнь ко злу формируются с детства.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе на экологической тропе детского сада детей младшей группы Долгосрочный проект в младшей группе Тема: «Воспитание бережного и заботливого отношения к природе на экологической тропе детского сада.

Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе – разумное, познавательное, эстетическое – теснейшим образом соединено с вхождением осваиваемых ребенком познаний. Познания.

Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру Ни для кого не секрет, что в наш век великих технологий и инноваций мы часто забываем про такие нравственные человеческие качества, как.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Воспитание у дошкольников гуманного отношения к окружающей среде
Опубликовано: 16 декабря 2016 в 10:23
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Занятие по изобразительной деятельности в подготовительной группе по теме «Жостовская...
Цели: совершенствование знаний детей об особенностях жостовской росписи Задачи: 1. Обучающая: учить детей выполнять несложные элементы жостовской росписи 2....
Сценарий встречи гостей на рождественских чтениях в ДОУ
Сценарий встречи гостей на рождественских чтениях в ДОУ Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, Пожилые и молодые! Собрались мы здесь для забавушки,...
Фото отчет о третьем дне тематической недели «Ужасно интересно все то, что неизвестно»
Наш третий день опытно – экспериментальной деятельности, проводимой в рамках науки и техники «Ужасно интересно все то, что неизвестно! », мы назвали «Все обо...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим «Пейте, дети,...
Программное содержание: 1. Расширять представление детей о молоке и молочных продуктах, их пользе для детского организма. 2. Формировать у детей...