Воспитание в системе специального образования Воспитание как составная часть специального образования

Виктория Мекеня
Воспитание в системе специального образования Воспитание как составная часть специального образования

В специальной педагоги воспитание - целенаправленное социальное взаимодействие, смыслом которого является специальная педагогическая помощь человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Цели специального воспитании могут быть представлены комплексом педагогических задач, направленных на формирование у детей следующих качеств и навыков:

Постижение жизненных ценностей и установление определенных ценностных ориентаций.

Освоение базовых составляющих человеческой культуры и формирование культуры его собственной личности – культуры знания, культуры чувств и творческого действия.

Обретение чувства доверия и интереса к жизни и к окружающему миру.

Познание собственной личности, ее возможностей и границ развития.

Становление и реализация способности к мотивации саморазвития и самопомощи.

Формирование жизненно значимых компетенций (знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни, благодаря которым осуществляется познание и упорядочивание предметного мира,самообслуживание, самообеспечение и достигается безопасность существования)

Ориентирование в окружающем мире, в социальных отношениях – пользование информацией, общение, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, с окружающими людьми.

Навыки контроля и самоконтроля, самооценки собственной деятельности и поведения.

Специфической особенностью воспитания в системе специальной педагогики является - помощь для реализации самопомощи, т. е. коррекционная педагогическая помощь человеку (ребенку) в самостоятельном осуществлении собственной жизни.

Содержание воспитания

Педагог, воспитатель, определяя содержание индивидуальной программы воспитания для конкретного ребенка, исходит, с одной стороны, из существующих для данного возраста общепринятых требований, а с другой стороны – из индивидуальных возможностей именно этого человека, обусловленных биологическими и социальными факторами, определяющими темп и объем освоения необходимых компетенций, а также его мотивационно - ценностных установок.

Ранний возраст (0-2 года)

Обеспечение ребенку позитивного эмоционального фона, чувства безопасности, психологического комфорта ;

Стимулирование и обеспечение целенаправленной поддержки, развитие и коррекция у него сенсомоторных умений ;

Создание развивающей среды, способствующей преодолению недостатков восприятия, движений, затруднений в формировании речи;

Помощь в овладении простейшими навыками взаимодействия с окружающими людьми и предметами, способами самообслуживания.

Важную роль играет участие воспитателя и родителей в становлении и развитии слухового и зрительного восприятия ребенка, в изыскании путей и способов компенсации их недостаточности, а также в развитии речи, мышления и навыков общения.

Дошкольный возраст (3-6 года)

Процесс воспитания обогащается областями деятельности, ориентированными на формирование социального взаимодействия и способности к адекватному поведению в простейших ситуациях морально – этического характера.

Продолжается и расширяется специальная педагогическая поддержка в развитии всех форм речи, мышления и общения ;

Ведется работа по совершенствованию и обогащению моторных функций, координации движений в действиях и операциях с предметами, формированию способности к моторному самоконтролю;

Развиваются гигиенические и простейшие бытовые навыки, а также навыки самообслуживания.

Значительное внимание уделяется развитию и коррекции эмоциональной сферы.

Постепенно начинается и последовательно углубляется работа по приобретению ребенком интеллектуального и культурного багажа, игровых и учебно – познавательных умений.

Младший школьный возраст (7-10 лет)

Все большее значение приобретают формирование навыков социального взаимодействия, сотрудничества и кооперации, уточнение и дальнейшее развитие личностных качеств и свойств;

Развиваются социально значимые личностные качества – самостоятельность, готовность оказывать помощь и умение принимать ее, способность к самопомощи, ответственность, уверенность в себе и своих силах, решительность, доброта и др.

Постоянно и повсеместно ведется психолого – педагогическая подготовка подрастающего человека к жизни и деятельности в обществе, в том числе в детском и подростковом сообществе.

Большое внимание уделяется формирование гуманистического типа отношений, для которых необходимы эмоционально – положительное восприятие окружающих, встречная тактичность и деликатность, адекватная самооценка и максимально реалистичная установка в оценке самого себя, и своего дефекта, естественное проявление навыков психологической защиты от агрессивного или недоброжелательного отношения социума, микросреды.

Старший школьный возраст

Система специального воспитания предусматривает психолого – педагогическую помощь в подготовке к самостоятельной взрослой жизни, к решению таких проблем, как выбор и получение профессии, трудоустройство, вхождение в коллектив обычных людей, самостоятельная, независимая от родителей жизнь, формирование круга общения, полоролевая идентификация и сексуальная жизнь, духовные и нравственные ценности, создание семьи, рождение детей, участи в общественной жизни, нахождений и устройство собственного жизненного стиля и уклада.

В школьном возрасте в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников осуществляются их гражданское воспитание – осознание себя жителем родного города, села, улицы, гражданином своей страны – России.

Особое внимание уделяется формированию таких навыков социального обихода, которые у обычного ребенка появляются в процессе жизнедеятельности легко, как бы сами собой. Многих детей с ограниченными возможностями необходимо специально учить простым и важным житейским навыкам

Уход за собой - одевание, поддержание чистоты тела и одежды, гигиена еды, уход за телом, внимание к внешнем у виду, к поддерживанию здоровья;

Когнитивные (познавательные) умения – восприятие и различение предметов и объектов действительности; восприятие людей, животных, растений ; усвоение понятий и представлений, связанных с воспринимаемыми объектами, а также с количественно – пространственно – временными отношениями, пользование простыми числами и количествами в повседневной жзни.

Домашняя деятельность - участие в повседневных делах, поддерживание чистоты и порядка в помещении, чистка одежда, приготовление еды, мойка посуды, пользование простейшими техническими приспособлениями и бытовой аппаратурой, покупки.

Социальный обиход – принятие и усвоение общепринятых форм поведения и общения: умение вступить в контакт ;соблюдать очередность ; умение участвовать в коллективных играх и деятельности.

Физическая ловкость - участие в подвижных играх, в упражнениях по хождению, бегу, залезанию, ползанию, бросанию предметов, и их ловле и т. п.

Музыкальная и театрализованная деятельность - активное участие в занятиях по пению, музицированию, в детских инсценировках ; выполнение ритмических упражнений.

Речь - владение голосом и звукообразованием ; называнием предметов ; составление простых высказываний, сообщений, понимание сказанного ; конструирование и дополнение предложений ; готовность к сообщению, к речевому выражению эмоциональных состояний и переживаний, овладение навыком ведения диалога; преодоление имеющихся речевых нарушений.

Подготовка к выбору профессии, к повседневной практической деятельности, занятости – овладение навыками пользования инструментами и материалами, необходимыми в той или иной работе ; умение контролировать процесс ее выполнения, оценивать ее результаты, в том числе и эмоционально.

Общие и специальные принципы воспитания детей с ограниченными возможностями

Современная педагогика ориентирована на гуманистические принципы и методы воспитания (Гриценко Л. И, 2005; Сластенин В. А. 2005; Смирнов С. А. 1999; и др.) и соответственно этому указывает следующие задачи, от которых зависит успешность целенаправленного воспитания :

формирование личностного стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогом;

Создание системы положительных целей (мотивация) ;

Эмоционально личностный, диалогический подход в воспитании ;

Воспитание через взаимодействие ;

Воспитание через творчество.

Воспитательный процесс строится, исходя из определенных специфических принципов:

Принцип нормализации- предполагает, что воспитание ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности должно протекать в естественной, обычной для любого ребенка данного возраста среде, не изолированно, а в окружении и взаимодействии с обычными воспитанниками и взрослыми.

Принцип раннего начала, интервенционного, развивающего характер и превентивности - специального воспитания предусматривает не только своевременную коррекционно – воспитательную помощь, и особенно в первые месяцы жизни, но и предупреждение возможных отклонений личностного развития благодаря опережающим коррекционно – воспитательным мерам и ориентации воспитателя на «зону ближайшего развития «ребенка. При появлении отклонений или нарушений в развитии ребенка, могущих повлиять отрицательно на ход его дальнейшего становления как социального существа, педагог, воспитатель активно вмешиваются в этот процесс, прерывая или видоизменяя его, создавая условия, адекватные ситуации – среду жизнидеятеьности.

Генетический принцип - обязательный для правильной организации коррекционно - воспитательного процесса, базируется на данных специальной психологии о том, что развитие психики детей с ограниченными возможностями подчиняется тем же закономерностям, которые свойственны развитию нормального ребенка. При построении программы воспитания учитывается уровень и возможность развития ребенка, ориентируется на присущие данному возрасту закономерности формирования социокультурных достижений.

Принцип коррекционно – развивающей и компенсирующей направленности воспитания - этот принцип предусматривает такую организацию коррекционно - воспитательной работы с ребенком или подростком, благодаря которой необходимые социокультурные нормы и ценности, недоступные для освоения обычным путем, будут осваиваться им с использованием специальных средств и обходных путей, через развитие компенсаторных механизмов в сенсамоторике и психике.

Принцип социально – адаптирующей направленности воспитания - предполагает такое построение всей работы, которое будет содействовать формированию у воспитанника социальной и личностной стабильности, готовности к ведению доступной для него независимой, нормальной жизни современного человека, пробуждению и закреплению у него способности и мотивации к самореализации и самоутверждению, полноценному включению в общество, развитию чувства ответственности за свое существование.

Принцип деятельностно –практического освоения социокультуных норм и ценностей, жизненно значемых компетенций – Практическая деятельность для воспитанников с ограниченными возможностями оказывается важнейшим, часто основным путем познания окружающей жизни, средством компенсации утраченных или нарушенных физических или психических структур. Учитывая трудность словесного опосредования, характерного для всех категорий детей с отклонениями в развитии, обретение социального опыта, выработка социального адекватного взаимодействия, норм поведения и общения осуществляются, именно в разнообразной практической деятельности, моделирующей те или иные ситуации, требования и условия социокультурного окружения.

Принцип единства воспитания, обучения и оздоровления - подчеркивает неразрывную связь воспитания с обучением и коррекционной работой. Включает в себя не только неотъемлемое воспитательное воздействие, но и учебную деятельность, и коррекционно – воспитательную работу, и уход.

Принцип индивидуально – личностного подхода к организации воспитательного процесса и к оценке его результатов - Значимые различия в возможностях освоении социокультурных компетенций предполагают разработку и реализацию индивидуальных программ формирования и развития личности. Оценка результатов воспитания происходит, прежде всего, в сравнении с предыдущими характеристиками ребенка, что показывает его индивидуальное продвижение вперед, и только затем оценивается достигнутый уровень социокультурного адаптирования и освоения жизненно важных компетенций.

Принцип формирования личностного стиля взаимопониманий – предполагает присутствие в воспитательном процессе сложнейшего коммуникативного комплекса действий, ориентированного на коррекционно – воспитательные цели. Его основой являются глубоко личностные отношения между воспитателем и ребенком : от личности к личности, от субъекта к субъекту, от воспитателя к ребенку не только передается воспитывающее содержание, но и происходит обмен эмоционально – ценностными установками.

Принцип создания положительного эмоционального фона - Радость от жизни и доверие к ней являются динамическими условиями вовлеченности и идущего от собственного желания ребенка включения в жизнедеятельность. Он сам создать для себя такие условия не может. Это – задача воспитателя и, безусловно, родителей. Но и радость, и доверие ребенка могут возникнуть только тогда, когда его принимают, признают все те, кто его воспитывает, кто составляет круг его общения и взаимодействия.

Воспитание через взаимодействие (интеракциональность) - в отношении ребенка, подростка с ограниченными возможностями это означает помощь в формировании взаимодействия между ними и средой, педагогическую поддержку в интерактивном взаимодействии с доступной для его освоения окружающей средой, неотъемлемой частью которой являются родители и близкие, педагоги и воспитатели и, конечно, сверстники.

Принцип воспитания личности через творчество - предполагает, что воспитание для детей с ограниченными возможностями в условиях творческой деятельности имеет большое значение прежде всего как способ формирования и развития у них способности ориентироваться в окружающем мире, адаптироваться к нему, находить доступные средства самопомощи применительно к той или иной жизненной ситуации. Кроме того, деятельность, и особенно творческая способствует развитию творческого воображения, обогащению жизненного опыта, помогает познавать и эстетически осваивать окружающие яления природного и социального мира.

Методы воспитания

Для достижения целей воспитания существует немало обоснованных и апробированных способов и методовСовременная теория воспитания выделяет две группы методов, различающихся по характеру влияния на воспитанника : внешнего влияния – директивные методы и внутреннего влияния – гуманистические методы, обращения к эмоциональной сфере (Гриценко Л. И. 2005; Байкова Л. А., 2005)

Директивные методы – требование, приучение, упражнение, наказание, поощрение, указание, наставление.

Гуманистические методы - вовлечение в деятельность, моральное сотворчество, эмоциогенная ситуация, свобода выбора, изменение смысла деятельности, моделирование воспитывающей ситуации, ситуация успеха, ситуация «творения добра» – содействуют саморазвитию и самореализации детей. Они успешно реализуются в совместной деятельности, в ситуациях сотрудничества, способствуя налаживанию и развитию диалогических, субъект – субъектных отношений, развитию интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер ребенка.

Учитывая особенности развития и более высокую потребность детей, имеющих различные нарушения, в направляющем воспитании, а также коррекционно – развивающую функцию деятельности специального педагога, следует признать разумной необходимость сочетания в реальном воспитательном процессе и гуманистических и директивных методов.

Основные методы воспитания общей и специальной педагогики, используемые активно в специальном образовании в разной степени и в различных сочетаниях.

Методы формирования социального опыта – вовлечение в деятельность ; приучение ; упражнение ; воспитывающие ситуации ; игра ; ручной труд ; изобразительная и художественная деятельность и т. д. ;

Методы осмысления социального опыта, деятельности и поведения - беседа, консультирование ; использование средств массовой информации, литературы и искусства ; примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, воспитателя ; экскурсии, встречи и т. д. ;

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений - свобода выбора ; изменение смысла деятельности ; ситуация успеха ; педагогические требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание ;

Методы самоопределения личности - саморефлексия, самопознание, самовоспитание.

Задачи воспитания в условиях интеграционных процессов

Первое направление - создание и поддержание единства и целостности личности растущего человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности, т. е. личностная интеграция.

Воспитание предполагает формирование у ребенка с ограниченными возможностями:

приемлемой «Я - концепции», индивидуальной идентичности ;

Оптимистических, позитивных установок и мотиваций ;

Уверенность в себе, в ситуациях своей повседневной жизни ;

Желание жить, учиться, общаться, взаимодействовать ;

Осведомленности и интереса к миру людей и миру вещей ;

Удовлетворенного физического самочувствия и эмоционального состояния.

Второе направление - последовательное формирование и развитие компетенции и навыков социального взаимодействия.

Для этого необходимо ребенка, подростка в соответствии с имеющимися условиями и индивидуальными возможностями учить:

Общаться и взаимодействовать со все более широким социальным окружением ;

Понимать нормы и правил социального поведения и следовать им ;

Владеть способами психологической защиты в случаях негативного опыта коммуникации и взаимодействия с окружающими;

осваивать различные социальные роли и предотвращать возможность вхождения в социальную роль «инвалида», «воспитанника специального коррекционного учреждения» ;

Участвовать в социальных группах по выбору (игровых, учебных, рабочих, рекреационных)

Включать и взаимодействовать с окружающими в социально – бытовых условиях, развивать в себе активную интеграционную личностную позицию;

По завершению школьного обучения поэтапно осваивать профессиональное включение;

Посильно участвовать в культуре.

Третье направление - формирование интеграционной готовности и интеграционной культуры у всех участников интеграционного процесса – других воспитанников,школьников и педагогов системы массового образования, родителей, администрации образовательных учреждений и широкого социального окружения.

Эта работа складывается из следующих взаимосвязанных задач:

Инициирование, налаживание и поддерживание интеграционных контактов и практического сотрудничества в учебе, игре, в повседневной жизни, в труде и отдыхе ;

Представление и защита интересов людей с ограниченными возможностями, преодоление сегрегационных тенденций, если таковые возникают ;

Информирование широкой общественности о ситуации людей с нарушениями развития различных категорий,об их возможностях ; дезавуирование негативных по своей сущности мифов об «инвалидах» ; воспитание готовности к защите прав этих людей, к акциям солидарности в их поддержку ;

влияние на планирование и реализацию образовательной и социальной политики в части соблюдения прав людей с ограниченными возможностями, в том числе и права жить и учиться вместе со всеми.

Публикации по теме:

Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (опыт работы) Так как современный мир порою жесток, жестокими становятся и дети. Проблема воспитания толерантности у детей с ограниченными возможностями.

Что такое арт-терапия в системе образования и воспитания. Арт-терапия — терапия искусством — возникла на основе идей Фрейда и Юнга, которые разработали способ лечения психиатрических заболеваний.

Дошкольная образовательная организация в системе образования РФ Содержание: Введение 1. Дошкольная образовательная организация в системе образования РФ 2. Основные задачи организации дошкольного образования.

Хореографическое искусство в системе дошкольного образования Хореографическое искусство в системе дошкольного образов Хореографическое искусство – это самостоятельная форма, где по-новому соединились.

Игра в системе дошкольного образованияИгра в системе дошкольного образования Главная задача дошкольного учреждения в области обучения состоит в том, чтобы начиная с раннего возраста, наряду с передачей детям знаний,.

Конспект занятия по ПДД «Машины специального назначения» в рамках проекта «Азбука дороги» Машины специального назначения Цель: 1. Знакомить детей с машинами специального назначения. 2. Уточнять знания и назначение некоторых видов.

Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования Тема «Воспитание у дошкольников гуманных чувств и отношений» Цель игры: совершенствование знаний педагогического коллектива о воспитании у дошкольников гуманных чувств и отношений. Добрый день уважаемые.

Обобщение опыта работы ДОУ «Духовно-нравственное воспитание в системе дошкольного образования в контексте ФГОС» Слайд 2 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому.

Программа дополнительного образования для детей 6–7 лет «Всезнайка» (экономическое воспитание дошкольников) программа "Всезнайка" Содержание I. Пояснительная записка II. Учебно-тематический план III. Содержание программы IV. Методическое обеспечение.

Программа психологической помощи школьникам классов специального (коррекционного) обучения VII вида Программа психологической помощи школьникам классов специального (коррекционного) обучения VII вида (2-4 классы) Разработано педагогом психологом.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Воспитание в системе специального образования Воспитание как составная часть специального образования
Опубликовано: 18 апреля 2016 в 13:02
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет занятия по рисованию филимоновской игрушки
В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям,...
Многофункциональное дидактическое развивающее пособие «Цветок знаний» своими руками
Игра является лучшим методом обучения чему-либо. Играя, ребенок не задумывается над тем, что это учеба и от него чего-то хотят. Он просто совершает...
Дидактическая игра «Путешествие по Золотому кольцу»
Цель - познакомить детей старшего дошкольного возраста с городами Золотого кольца России и их достопримечательностями. Задачи: 1. Познакомить детей...
Проект «в гостях у Дымки» вторая младшая группа
Проект «в гостях у Дымки» ( 2 младшая группа) Актуальность: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами...
Образовательно-исследовательский проект «Город, в котором я живу. Оренбург»
Актуальность: У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много...