Папки-передвижки

Воспитания толерантности ребенка в дошкольном образовательном учреждении

инна зверева
Воспитания толерантности ребенка в дошкольном образовательном учреждении

Воспитания толерантности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Собираю добро по крупинкам,

По кусочкам, по малым пылинкам.

В сундуке, как скупец не храню.

Собираю и всем раздаю.

Н. Обёртышевой.

Я работаю над проблемой «Воспитания толерантности дошкольников».

Публикация «Воспитания толерантности ребенка в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

Первый этап своей работы я начала с обобщения и анализа собранного в дошкольном образовательном учреждении материала. Мною проводились этические беседы с детьми, разрешались проблемные ситуации, осуществлялось включенное наблюдение за поведением детей в группе.

В ходе занятий я наблюдала за взаимоотношениями между детьми, после занятия оформлялся протокол. С помощью картинок и устного рассказа в ходе занятий создавались ситуации, с помощью которых диагностировался уровень развития качеств толерантной личности. Еще одним методом диагностики стало тестирование. Поскольку надежных методик диагностики уровня толерантности дошкольников найдено не было, использовались комплексы методик определяющих качества толерантной личности (отзывчивость, эмпатичность и т. д.). С помощью кукол и сказочных героев я создавала различные сценки, а детям предлагалось объяснить смысл, придумать конец. Ответы детей фиксировались мною, а затем полученные данные анализировались. Методики использовались последовательно. Диагностика проводилась на занятиях, в благоприятной и привычной для детей обстановке.

В ходе наблюдения на первоначальном этапе эксперимента отмечалось владеет ли тот или иной дошкольник необходимыми игровыми навыками и умениями, знает ли сюжеты игр и может ли их творчески реализовать, понять замысел другого. В нашей группе были выявлены следующие причины осложнения положения дошкольника в группе :

• недостаточная развитость игровых знаний и умений, в результате которой ребенок не привлекает сверстников в качестве партнеров по игре;

• неумение сдерживать себя, управлять своим поведением — ребенок разрушает детские игры;

• недостаточно сформирована потребности в игровом общении — игру в одиночестве предпочитают совместным играм с детьми;

• нарушение норм игрового общения, преобладание эгоистических стремлений в поведении — не считается с мнением сверстников, навязывает им свои требования;

• преобладание интересов, не связанных с игрой (стремление конструировать, лепить, рисовать и т. п.) и не являющихся ведущими для остальных детей группы.

По результатам диагностического этапа были составлены карты развития на каждого ребенка, в них были отражены полученные данные, а также особенности семей воспитанников, особенности их поведения.

Все полученные результаты я постаралась учесть на втором этапе эксперимента.

Второй этап включает в себя, реализацию разработанных мною программ «Я,ты,он,она- вместе дружная семья» (Приложение № 1) и «Колосок» (Приложение № 2, проведение занятий, использование игр.

Занятия по программе проводились 3 раза в неделю во второй половине дня.

При разработке занятий я опиралась на теоретические и практические исследования отечественных педагогов и психологов, отбирая те из них, которые соответствуют взглядам на сущность толерантности — признания единства и одновременно многообразия человечества, взаимосвязи всех и каждого, уважения прав другого и его индивидуальности, а также воздержания от причинения вреда, так как навредить другому означает навредить всем, и в том числе себе.

Я исходила из необходимости познакомить дошкольников с их основны-ми правами, сформировать внутреннюю и внешнюю правовую культуру, толерантное поведение, чтобы главные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства) стали неотъемлемой частью их жизни.

В основу занятий положены материалы Конвенции о правах ребенка. Их особенностью является учет небольшого жизненного опыта воспитанников, работа с малыми группами, а также объяснение изучаемого материала с помощью доступных средств: диалога, беседы, игры и т. д.

Занятия строятся на гуманистической позиции, субъект-субъектном подходе во взаимодействии с детьми, что предполагает:

— свободу высказываний и поведения ребенка в разных формах педагогического процесса;

— проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по разным поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта;

— недопущение насильственных, жестоких мер, ограничивающих порывы и желания детей.

В процессе занятий ребенок может выбирать виды деятельности, в которых способен максимально реализоваться.

Содержание занятий ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накапливанию своего жизненного опыта. Такой подход к организации педагогического процесса позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.

Перспективно – тематическое планирование занятий включает три блока (Приложение № 4) :

«Я и ты»;

«Мои права и обязанности»;

«По страницам Конвенции»

Все тематические блоки взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый из них имеет свою специфику, воспитательно-образовательную ценность и цель. Цели внутри каждого блока распределены поквартально, на их основе построена тематика учебного плана и подобраны наиболее эффективные методические приемы.

Реакции детей их отношение к занятиям фиксировалось в картах, созданных на первом этапе эксперимента. К занятиям дети относились с интересом, им нравилось играть, исполнять новые для них роли. На занятия приглашались и родители воспитанников. Они проявили внимание к новой программе, по которой занимаются их дети, с удовольствием отмечали изменения в поведении детей дома: кто-то стал более спокойным, кто-то, наоборот, стал активнее и общительнее.

Так же я использовала игровые методы, так как они занимают основное место среди методов формирования толерантности у дошкольников, поскольку является ведущей деятельностью этого возраста. В игровой форме дети познакомились не только с причинами возникновения трудностей в общении, но и последствиями своих действий, особенностями восприятия окружающих. В игровой форме, с помощью сказочных персонажей дети смогли увидеть свое поведение как бы со стороны и проанализировать его.

В основном в процессе работы мною использовались ролевые игры, в ко-торых внимание акцентировалось на способах поведения человека в различных жизненных ситуациях (выбор поступка, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, отношениями в семье и детском саду). Ролевая игра позволяет воссоздать естественную ситуацию, выводя за рамки модели и приближая к реальности. Для обыгрывания дошкольникам предлагались разработанные специально для занятий ситуации, касающиеся актуальных для них проблем.

Остановимся более подробно на мероприятиях, проводившихся с детьми и родителями. Это и заседания родительского клуба (Приложение №3, проведение национальных праздников, но особенно нравиться как детям так и родителям - «Фестиваль дружбы» (Приложение №5). Приурочили его к «Дню толерантности» - 16 ноября. Празднику предшествовала огромная работа родителей и детей. Семьям было предложено подготовить костюм своего народа, национальные песни и танцы. Сегодня мы уже можем сказать, что создали в своем детском саду систему взаимодействия культур, систему воспитания толерантности и гуманизации межнациональных отношений. Ежегодные фестивали – это большой праздник.

Кроме того, наш детский сад тесно сотрудничает с культурными обществами области и прилежащих территорий (Башкирии, Казахстана). Это всегда очень красиво, празднично, театрально. Представители татарского общества из города Орска, например, показывали нашим воспитанникам инсценированный праздник Навруз, посвященный встрече весны. Украинское общество «присылало» колядовщиков под Рождество.

Но такие праздники устраиваются не каждый день. Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога являются, на мой взгляд, необходимыми условиями для воспитания толерантной личности дошкольника.

На заключительном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика. Контроль результатов дошкольников осуществляется в за-нимательной форме: разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок; занятия-путешествия; проигрывание проблемных ситуаций; «правовые» праздники и развлечения.

Диагностика воспитания толерантности дошкольников показала, повышения уровня знаний воспитанников о сходстве и различие вещей и людей, многообразии качеств, мнений и возможностей взаимодействия с окружающими, утверждению ценностного отношения к людям, независимо от их возраста, национальности, а также выработке умений и навыков позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Целенаправленная работа, включающая определение исходного и итогового уровня толерантности дошкольников и реализацию воспитательной работы, позволила проследить положительную динамику в воспитании толерантности дошкольников, что подтвердило эффективность реализованной программы (Приложение №4 таб. 2).

Публикации по теме:

Анкетирование для родителей по теме «Реализация единой программы воспитания и развития ребенка» Анкетирование для родителей «Уважаемые___» Ваши откровенные ответы на вопросы анкеты.

Эссе «Миссия педагога» Эссе «Миссия педагога» Собираю добро по крупинкам, По кусочкам, по малым пылинкам. В сундуке, как скупец, не храню Собираю и всем раздаю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитания толерантности ребенка в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 19 марта 2015 в 16:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД