Образовательная деятельность со старшими дошкольниками «Музыкальная лаборатория звука»

Наталья Санькова
Образовательная деятельность со старшими дошкольниками «Музыкальная лаборатория звука»

Воспитатель года России — 2022 Методическая разработка

Методическая разработка Образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Музыкальная лаборатория звука»

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”… (народная мудрость)

Цель: создать благоприятные условия для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности в ходе опытно - экспериментальной музыкальной деятельности.

Задачи:

1. Удовлетворить потребность

ребенка в познании, в ходе опытно-

экспериментальной деятельности.

2. Изучить имеющуюся

методическую литературу по

детской опытно-экспериментальной

деятельности в области «Музыка».

3. Создать звуковую студию в музыкальном зале МКДОУ детский сад №10. пополнить новыми материалами центры музыки в группах ДОУ по теме. Адаптировать практический

материал опытно-экспериментальной деятельности к условиям детского сада.

4. Побуждать всех участников проекта: воспитанников, родителей (законных представителей, педагогов в процессе экспериментальной деятельности, взаимообмену, расширению культурных связей детского образовательного учреждения и семей воспитанников.

Формы организации работы по опытно -экспериментальной деятельности с детьми :

- образовательная деятельность,- экскурсии в центры экспериментирования

разновозрастных групп ДОУ, познакомились с новинками;- чтение художественной литературы,

- «Беседы доктора Пилюлькина» ,

- опыты

,- эксперименты.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте! Вы пришли в «Музыкальную лабораторию звука». Давайте поговорим о звуке. Хочу вас спросить: чем вы дышите? Видите? Ощущаете запахи? Вкус? Слышите? (ответы детей). Давайте поговорим о звуке. Беседа: «Ухо человека» (1 слайд) посмотрите на экран. Что вы видите (ответы). Давайте вспомним строение уха человека. (ответы детей). А как вы ухаживаете за своими ушами? (рассказ детей) Что нельзя делать с ушами? (ответы). Мы с вами сегодня будем делать опыты со звуком, а начнем с проверки вашего слуха и памяти.

Проводится игра «Передай слово!»

Все участники встают в цепочку по залу. Передаю команду ведущего: «Раз, два. Не зевай, опыты начинай!». Когда команда к началу опытов «приходит» к музыкальному руководителю. одевает халат для экспериментов, колпак. Музыкальный руководитель: Дорогие друзья, начинаем нашу опытно-экспериментальную работу.

Формы организации работы по опытно-экспериментальной деятельности :

- образовательная деятельность,

- экскурсии в центры экспериментирования разновозрастных групп ДОУ, познакомились с новинками;

- чтение художественной литературы,

- развлечение «В гостях у доктора Пилюлькина» ,

- опыты,

- беседы.

Дорогие друзья, начинаем нашу опытно-экспериментальную работу. Сегодня мы попробуем изучить звук с помощью разных анализаторов человеческого тела – слуха, зрения, осязания. Наступило время для первого опыта.

Опыт «Как увидеть звук!»

Понадобится небольшая пластиковая бутылка, пищевая пленка, резинка, свеча. Срежьте у бутылки дно и затяните его пленкой, закрепите пленку резинкой. Придвиньте бутылку горлышком к горящей свече примерно на 3 см. Кончиками пальцев резко стукните по пленке, свеча погаснет.

Пояснение: Звуковая волна погасила свечу! Звук от удара волной проходит по воздуху и «бьет» по горящей свече.

Опыт «Лунный шарик»

(опыт с воздушным шариком применен со сказочным персонажем). Домовенок Кузя предлагает его сделать в качестве домашнего задания всем участникам).

Домовенок Кузя: Возьмите эти мешочки и определите на ощупь, что в них находится. (Ответы детей: монеты, бусы, песок, камешки, гайки).

Домовенок Кузя: Когда вы поместите в воздушный шарик то что нашли в мешочке, то сможете услышать разные звуки. разных предметов, катающихся в шарике, будут разными. При этом сама поверхность шарика служит для звуковых волн резонатором, звук сильно усилится.

Музыкальный руководитель: Дети, а где мы сможем использовать такие звуки?

Опыт с расческой

Попробуем извлечь звук из расчески. Зубчики расчёски дрожат от прикосновения и издают звук. Он тихий и слабый. Ставим расчёску одним концом на стул. Повторяем опыт. Звук стал громче. Колебания передаются стулу, и он усиливает звук. Прикладываем конец расчёски к столу. Звук стал ещё громче.

Вопрос: Как предметы могут влияют на громкость звука?

Ответ: Чем больше предмет, тем громче звук. А сейчас попробуем из обычных предметов смастерить простейшее устройство, которое тоже будет усиливать громкость звука.

Опыт с пластиковым стаканом и резинкойРезинку продеть в правой стороне стакана, провести по всей ширине, закрепить на левой стороне. Дети по желанию играют на получившемся «инструменте».Вопрос: Почему наш «инструмент» звучит? С помощью резинки получилось музыкальное устройство – струна, она натянута. Звук появляется из-за щипков пальцев руки маленького музыканта.

Опыт «Банка-барабан-ка»

Воздушный шарик как можно сильнее натягиваем на открытый верх банки, закрепляем по окружности скотчем.

Научное объяснение: Получившаяся из шарика поверхность – называется мембрана. Она улавливает колебания воздуха, вследствие чего звучит банка (резонирует). Кто хочет «побарабанить» на этом устройстве?

«Библиотека музыкальных инструментов» Музыкальный руководитель:Вы мне рассказали о том, что делают в лаборатории, а в нашей музыкальной лаборатории мы узнаем все о звуке. Что нам показали опыты? (ответы детей). Правильно, а для того чтобы звуки были красивыми люди придумали разные музыкальные инструменты. Вот здесь и собраны все самое интересное про каждый инструмент. Вы видите макет инструмента, а вот здесь находится его паспорт. В нем: история создания, какой народ его придумал, интересные истории, загадки, забавные скороговорки. Какой из инструментов вы узнали? (ответы: баян, балалайка, скрипка и др.). А вы знаете о том какой инструмент самый древний? Правильно это – барабан.

Презентация «Музыкальные инструменты мира».

Посмотрите вот какие барабаны делали на родине барабана в Африке. Вот какие: украшены, разрисованы и все это для того. чтобы люди знали где этот барабан сделали. Как играют на барабане? (ответы). Покажите как это делают (дети по желанию играют: руками, палочками).

Музыкальный руководитель: Здесь на слайдах вы видите и другие инструменты: вот струнные, духовые, Народные эти инструменты белорусские, а здесь? (ответы детей). Да, это оркестр русских народных инструментов. В нем собраны разнообразные инструменты,

Кто мне их назовет?

Спасибо, я очень рада, что вы смогли ответить.

А на этом слайде мы видим не оркестр, а экспозицию. Ее делают в музее, галерее, выставке. И сейчас вы познакомитесь с экспозицией нашего мини-музея. Как вы думаете какому инструменту посвящена эта экспозиция? (ответы детей). Да, это русские народные инструменты. А начинается она с этого барабана. Рядом с ним вы видите форму солдата времен Великой Отечественной войны 1812 года. Когда император Франции Наполеон решил начать войну с Россией. Солдат –барабанщик исполнял очень важную службу. Он подавал знак солдатам, если враг решил внезапно напасть, и все эти музыкальные позывные барабана знал каждый солдат.

А это подсумок, в нем носили патроны, вещи, еду и никогда не расставались с ней.

Образовательная деятельность со старшими дошкольниками «Музыкальная лаборатория звука»

Экспозиция мини-музея «Русская гармошка»

Музыкальный руководитель: А теперь мы перейдем к экспозиции «Русская гармошка». Вот это детская гармоника, уменьшенная копия настоящей. Вот ремешок для правой руки. Этим ремнем закрепляется левая рука для игры. Звук появляется если вы раскрываете и закрываете меха. Но звуковое строение у нее не идеальное.

Вот послушайте, понравилось?

Дети: Нет!

Музыкальный руководитель:

Это по тому, что все музыкальные инструменты имеют музыкальную настройку.

Теперь познакомимся с настоящей русской гармошкой, посмотрите на нее, какая она самобытная, обратите внимание правая клавиатура состоит из

2-х рядов, левая из трех. Звук появляется при помощи мехов. Раздвигаем меха воздух набирается и гармошка поет свою песню. Вот так…а кто хочет поиграть на ней?

Дети по желанию играют, я у удерживаю инструмент, для извлечения звуков.

Музыкальный руководитель: А что вам напомнила игра на нармошке7

Дети: Опыт с бутылкой и свечой.

Музыкальный руководитель: Вы молодцы, вспомнили! Воздух набрался и вышел, так и здесь.

Музыкальный руководитель А это инструмент вы узнали? Вы правы это - баян. Чем он отличается?

Ответы детей: размерами, клавиатурой, мехами, цветом.

Музыкальный руководитель: Дети, а какой баян есть еще у нас в садике? Да, это концертный баян, в нем еще больше звуковых

возможностей.

Раздаются шумовые

звуки: кряхтение,

шуршание. Из корзинки

музыкальный

руководитель достает

куклу домовенка Кузи.

Надевает куклу на руку,

исполняет роль персонажа

самостоятельно, озвучивает приемом «чревовещание».

Домовенок Кузя: Ура, нашли, молодцы! Приветик вам!

Музыкальный руководитель: Дети, вы не знаете кто это?

Домовенок Кузя подходит к детям, знакомится. Потом обращается к педагогу.

Домовенок Кузя: Ну и тебе приветик!

Музыкальный руководитель: Дети, разве так со взрослыми здороваются?

Дети: Нет! Ко взрослым обращаются на Вы и говорят «здравствуйте». А «привет» можно говорит своим друзьям.

Домовенок Кузя: А понятно! Ну тогда - здравствуйте!

Музыкальный руководитель: Вот молодец! Здравствуй Кузя! Приятно познакомиться. А что ты тут делаешь?

Домовенок Кузя: Дом себе ищу. Надоело мне без дома жить. А вы меня к вам пустите жить?

Дети: Да!

Домовенок Кузя: Как хорошо. Я вам и подарочки припас сморите какие.

Из корзины Кузи дети достают цветные мешочки.

Домовенок Кузя: Вы их получите если не открывая отгадаете что в них.

Дети: А как?

Домовенок Кузя: На ощупь, по запаху, можете пошуметь.

Дети выполняют задание Кузи. Перечисляют свои «секреты» из мешочка. Кузя внимательно слушает, кивает.

Музыкальный руководитель: Кузя. Давай проверим правы дети или нет?

Домовенок Кузя: Хорошо.

Дети открывают мешочки, чтобы узнать ответ.

Музыкальный руководитель: Посмотри, Кузя все правильно!

Домовенок Кузя: Все угадали! Молодцы! А вы мне оставите что ни будь на память?

Музыкальный руководитель: Давайте подарим Кузе песню?

Звучит песня Анатолия Бордун «Есть такие люди – дети» из цикла «Композиторы Ставрополья».

Домовенок Кузя: Какая хорошая песня, спасибо! Я хочу у вас узнали и запомнили.

Женя, что ты сегодня увидел?

Юля, что ты сегодня поняла?

Стеша, что тебе сегодня понравилось?

Хажи, что тебе сегодня запомнилось?

Амин, что ты открыл для себя?

Сумая, какие самые приятные впечатления у тебя?

Музыкальный руководитель:

Как хорошо, Кузя,

что ты обо всем узнал

от детей. Мы теперь

часто будем встречаться

с тобой.

Давайте прощаться!

Домовенок Кузя: Погодите, я совсем забыл!

В корзинке лежат воздушные шарики для вас. Возьмите их и сделайте «шарик-шуршарик», в начале все содержимое из вашего мешочка надо поместить в шар. Потом его надуть и завязать.

Вы узнаете как весело с ним играть. Как мне!

Кузя раздает воздушные шарики детям. Прощается со всеми.

Звучит песня «Где водятся волшебники?» дети покидают зал.

Публикации по теме:

Оформление группы к Дню Победы старшими дошкольникамиОформление группы к Дню Победы старшими дошкольниками Ещё тогда нас не было на светеЕщё тогда нас не было на свете, Когда гремел салют из края в край. Солдаты, подарили вы планете Великий Май,.

Исследовательская деятельность в рамках сотрудничества со старшими дошкольниками с использованием интеллект-картИсследовательская деятельность в рамках сотрудничества со старшими дошкольниками с использованием интеллект-карт План работы исследовательской деятельности по теме «Осень" на месяц октябрь во второй младшей группе № 8,в рамках сотрудничества со старшими.

Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика»Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика» Музыка присутствует в повседневной жизни детского сада: на занятиях. в играх, во время двигательной активности. Знакомые детям музыкальные.

Конспект НОД по рисованию к Дню Победы со старшими дошкольниками с РАС «Салют»Конспект НОД по рисованию к Дню Победы со старшими дошкольниками с РАС «Салют» Интеграция образовательных областей: - речевое развитие, - познавательное развитие, - художественно - эстетическое развитие. Виды детской.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки: купить, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Образовательная деятельность со старшими дошкольниками «Музыкальная лаборатория звука»
Опубликовано: 30 ноября 2021 в 09:09
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. День сравнения на МААМ

В мире мы сталкиваемся с множеством вещей и явлений, которые приходится сравнивать между собой. Научить детей этой не только математической, но и философской операции, не так-то просто. Дошкольные...

19 января. День лыж и коньков на МААМ

С января 1924 года лыжи и коньки обязательны на зимних Олимпийских играх. И, конечно же, ещё шире они представлены в любительском и оздоровительном спорте. Ведь покататься на лыжах и коньках – это...


Горячие темочки