Мария Шунина
Опыт работы «Воспитательный аспект на занятиях по ФЭМП у детей с нарушением интеллекта»
Воспитательный аспект на занятиях по ФЭМП, как одно из условий успешного развития дошкольника с нарушением интеллекта.
Шунина Мария Владимировна,
учитель – дефектолог,
педагогический стаж: 5 лет
1 квалификационная категория
1. Современный мир диктует свои требования. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия. Люди способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Публикация «Опыт работы „Воспитательный аспект на занятиях по ФЭМП у детей с нарушением интеллекта“» размещена в разделах
- ЗПР, задержка психического развития. Конспекты
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Математика. Конспекты по ФЭМП, сенсорике
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Воспитание, по определению Л. С. Выготского, есть, ничто иное, как специально созданные культурологические условия, содействующие полноценному социальному развитию личности.
Сегодня воспитательный потенциал рассматривается, как специально организованное, развивающееся в рамках определенной системы взаимодействие педагога и воспитанников, осуществляемое с целью обеспечения равных возможностей, с одной стороны, а с другой стороны, для реализации каждым ребёнком своих собственных способностей и интересов.
2. Наше ДОУ осуществляет обучение и воспитание на основании АООП МБДОУ «Детский сад №14», составленной, с учетом основных базовых нормативных документов: Конституция Российской Федерации; Конвенция ООН о правах ребенка; Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, а также иные нормативные документы.
В ДОУ функционирует группа компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта.
Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание АООП, которым должны овладеть дети с нарушением интеллекта в период своего развития, являются математические, а формируются они у детей на основе практической деятельности с множествами. Эти знания носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Весь дошкольный период является по сути пропедевтическим для усвоения математических знаний. Этот период оказывается упущенным для детей с нарушением интеллекта, для них характерны пониженный интерес, и безразличие к окружающему миру; общая патологическая инертность; отсутствие внимания к игрушкам и другим предметам ближайшего окружения. Чрезвычайно поздно появляются первые действия с предметами - хватание и манипуляции.
В дошкольном возрасте дети с нарушением интеллекта не понимают функционального назначения предметов. Их действия с ними стереотипны, нецеленаправленны (стучат об пол, раскидывают по комнате, или просто не знают, что делать с игрушками.) Дети не удерживают взгляд на предметах, не рассматривают их. Ориентировка на свойства предметов отсутствует. А раз предметная деятельность не возникает, значит, и сенсорный и практический опыт не накапливается, что значительно затрудняет - или делает почти невозможным – усвоение математических представлений в раннем возрасте.
В связи с особенностями психического развития детей с нарушением интеллекта все обучение носит наглядно-практический характер, т. е. математические представления они усваивают, наблюдая за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами.
Осуществляя действия по подражанию, дети видят каждый предмет, находящийся в руке педагога, и каждое выполняемое им действие: выбор необходимого предмета, способы деятельности с ним и последовательность выполнения действий – дается в готовом виде. Однако на первых этапах даже выполнение заданий по подражанию может вызывать трудности, поэтому довольно часто приходится прибегать к совместным действиям: педагог берет руку ребенка в свою и совместно с ним выполняет нужное действие, а после усвоения материала ребенок выполняет работу самостоятельно. Совместные действия и действия по подражанию готовят ребенка к выполнению действий по образцу, а затем по словесной инструкции.
Первоначально все задания, предлагаемые на занятии, имеют как вербальную, так и невербальную форму выполнения: многие воспитанники, поступающие в наше учреждение недостаточно владеют речью или практически не владеют ею. В процессе НОД дети имеют возможность наблюдать речевое поведение взрослого и подражать ему. Выполняя какие-либо действия, педагог сопровождает их речью, а также дает словесный отчет о проделанных действиях. Использование педагогами приема -комментирование собственных действий и действий детей способствует активации речевой деятельности.
Развитию речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений уделяется большое внимание, так как четкие представления формируются только тогда, когда увиденное, воспринятое зафиксировано в словесной форме. Если же речь у ребенка не появляется, то отрабатываются невербальные формы выражения – жесты, мимика, интонация. В процесс обучения педагог активно подключает руку как важнейшее средство познавательного развития детей с интеллектуальными нарушениями. Движения руки (ощупывание, обведение по контуру) способствуют точности восприятия – рука учит глаз. При формировании представлений большой – маленький, длинный – короткий, пустой – полный, много – мало и др. ребенок должен не только видеть и слышать названный признак, но и тактильно, чувственно ощущать его. Тактильно-двигательное восприятие так же, как и зрительное, начинается с узнавания, а завершается формированием представлений.
Тактильное восприятие – одно из пяти основных видов чувств, к которым способен человек, заключающееся в способности ощущать прикосновения, воспринимать, что либо рецепторами, расположенными в коже, мышцах, слизистых оболочках.
Для решения задач, при организации НОД, по формированию элементарных математических представлений, у воспитанников нашего ДОУ, мною были изготовлены дидактические игры и пособия для развития тактильного восприятия. Часть игр представляют собой серию заламинированных листов формата А4, на поверхность которых приклеены липучки с яркими изображениями. Игры разделены по лексическим темам в соответствии с программой обучения и воспитания, например:
- Игра «Магазин» : цель – закрепление пересчета предметов в пределах …; закрепление понятия слева/справа. Задачи –формировать пересчет предметов до…; развивать умение различать количество предметов: один-много; развивать зрительное внимание, мелкую моторику, мышление, ориентировку, речь.
- Игры «Домашние животные», «Дикие животные». Цель – закрепление представлений о диких и домашних животных. Задачи – развивать ориентировку на микропростанстве, речь (вызывание звукоподражаний за педагогом, проговаривание названий животных, их цвет и величину); закреплять пересчет предметов в пределах …; развивать умение различать количество предметов: один-много; развивать зрительное внимание, мелкую моторику, мышление. Для игр «Фрукты», «Половинки», «Вкусный пирог» ставятся те же цели и задачи.
- Игра «Цифры» (фетровые цифры, наполненные разным материалом). Цель – закрепление умения находить на ощупь. Задачи – развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук; обогащать сенсорный опыт детей; закреплять образ цифры.
Часть игр, направленна на развитие тактильных ощущений: Коврограф, дидактическая игра «Отгадай на ощупь цифру» (цифры выложены из различных материалов, Д/и «Математические пазлы» (тактильные цифры, составленные из кусочков, равные числу, д/и «Найди цифру» (заламинированные цифры, спрятаны в зип – пакет с орбиз) и многое другое. Игры и работа с ними будут представлены в презентации, отражающей практическую часть.
3. Успех воспитания в учебном процессе зависит от эмоциональной обстановки во время общения. Чтобы определить, достигнута ли воспитательная цель современной НОД, достаточно посмотреть на детей : они активны в работе, глаза их горят, внимание собрано, они успешно выполняют задания, радуются своему успеху и успеху других. Для наилучшего результата эта работа должна проводиться в системе. Лишь при этом условии дошкольник проходит три необходимые ступени: сознание, чувства, поступки.