Воспитательский час для учащихся школы-интерната «Битва за Москву»

Штарлаков Александр
Воспитательский час для учащихся школы-интерната «Битва за Москву»

Цели и задачи: углубить знания детей об истории Великой Отечественной войны; способствовать формированию положительной оценки таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм; побуждать детей к активному сопротивлению попыткам очернить историю страны.

Быстро летит время. Стареют ветераны Великой Отечественной войны.

Уже семь десятилетий отделяют нас от Великой Отечественной войны, но не поблекли, не стёрлись в памяти, не позабылись эти героические годы. Война продолжает жить в нас, в наших воспоминаниях, в судьбах людей, в книгах и обелисках, во всём, к чему прикоснулась она, где оставила свой след. Военное прошлое - пора величайших испытаний, невероятного драматизма и беспримерного героизма. Великое не должно быть забыто. Потому так ценно каждое новое свидетельство о нём, так волнующа каждая новая страница, внесённая в историю Великой Отечественной войны и её бойцами, и ее летописцами.

Сегодня мы вспоминаем великую битву за Москву. Одно из грандиознейших сражений в истории человечества. Эта битва разрушила миф о непобедимости немецкого солдата и заложила первый камень в храм нашей победы.

Нужно только слушать и запоминать. Факты, события, имена.

К осени 1941 года врагу удалось блокировать Ленинград с суши, полностью оккупировать Украину, прорваться к Ростову-на-Дону и выйти на подступы к Москве. Над столицей Советского государства нависла угроза захвата войсками гитлеровских захватчиков. В жестоких оборонительных боях в Подмосковье и под Тулой в октябре-ноябре 1941 года немецко-фашистские войска были обескровлены и утратили свой наступательный порыв. Битва под Москвой стала первым крупным поражением гитлеровских войск. Этот успех обеспечил паузу в ведении боевых действий, потерю немцами стратегической инициативы. Можно только представить, какие героические усилия потребовалось приложить советскому народу и его армии, чтобы выправить положение на фронтах, остановить противника на главном направлении, а затем перейти в контрнаступление.

Не смотря на героическое сопротивление, враг неудержимо приближался к Москве. Немецкие фашисты старались любой ценой захватить столицу нашей Родины. Гитлеровцы старались стереть нашу столицу с лица земли. На ее месте должно было быть огромное озеро.

Жукову и другим командирам пришлось принимать самые срочные меры по обороне Москвы. Сурово и необычно выглядела наша столица. Не светились по вечерам окна домов: они были закрыты плотными шторами. Витрины магазинов заложены мешками с песком. Вокруг столицы спешно рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали «ежи»- противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев. На подступах к Москве были взорваны мосты, установлены мины. На улицах города выросли баррикады. Укрепления были сделаны и в районе Красной площади. Не блестели золотом купола Кремля. Их покрасили зелёной краской, а стены замазали черными и земляными полосами.

Гитлер объявил на весь мир, что 7 ноября 1941года он будет принимать парад своих войск на Красной площади в Москве. Парад войск 7 ноября действительно состоялся, но только не фашистских войск, а Красной армии. С грохотом проносились через Красную площадь танки, проезжали пушки, шла пехота. Прямо с парада войска уходили на фронт.

Громко звучала песня:

Вставай, страна огромная!

Вставай на смертный бой.

С фашистской силой темною

С проклятою ордой.

Защитники Москвы сделали все, чтобы спасти город от вражеских самолётов. На плоских крышах домов, в скверах и парках поставили сотни зенитных орудий для уничтожения бомбардировщиков. В ночное время низко спускаться немецким летчикам мешали аэростаты – огромные воздушные шары из прочного материала, наполненные газом. Вражеским самолетам преграждали путь и наши истребители. Так произошло и в ночь на 8 августа 1941 года.

Летчик Виктор Талалихин на высоте 5 тысяч метров обнаружил вражеский бомбардировщик, направляющийся на Москву. Талалихин смело пошел на сближение и открыл огонь. Попадание было точным. Правый мотор задымел, но и на одном моторе враг мог причинить много вреда. Любой ценой его нужно было остановить. Но у Виктора закончились боеприпасы. Тогда он принимает решение идти на таран и винтом отрубить хвост немецкого самолета. Раненый в правую руку Виктор Талалихин протаранил бомбардировщик и он упал на землю. Виктор благополучно спустился на парашюте. Он первым применил таран в воздушном ночном бою. Виктор Талалихин погиб, защищая Москву.

Ожесточенные бои шли и на земле. На подступах к Москве сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова.

Группа истребителей танков заняла позиции у железнодорожного разъезда Дубосеково, что находится в 118 км от Москвы. Перед ними была поставлена задача: не допустить врага на Волоколамское шоссе, ведущее к столице. 28 бойцов дивизии генерала Панфилова заняли очень важную позицию. Тут были люди разных национальностей: русские и казахи, украинцы и узбеки, киргизы, туркмены и другие.

Утром 16 ноября 1941 года налетели на позиции советских бойцов фашистские самолеты, потом враг обрушил на нас минометный огонь. Фашисты думали, что после такого сильного огня, все красноармейцы погибли и пошли в атаку. Но панфиловцы ждали врага. Застрочил пулемёт, полетели гранаты и враги побежали назад, оставляя десятки убитых и раненых. Тогда на панфиловцев двинулись танки, фашисты решили стереть с лица земли окопы, раздавив советских солдат танками. К бойцам пробрался политрук Василий Клочков. По его команде солдаты обрушили на врага огонь из противотанковых ружей. Пошли в ход бутылки с зажигательной смесью.

14 танков подбили герои-панфиловцы. Остальные повернули обратно. Через время солдаты увидели, что на них движется лавина из 30 танков. Тогда встал Клочков и, обращаясь к солдатам, сказал: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва И вступили солдаты в бой. Одни за другими загорались вражеские танки, но фашистские пули не щадили и наших бойцов. Связкой гранат подорвал танк политрук Клочков, но и сам погиб от фашистской пули.

Почти все герои-панфиловцы погибли, но не пропустили врага.

И все же, гитлеровцы преодолевая сопротивление советских войск, приближались к Москве. Однако в город фашистам так и не удалось войти. На его защиту поднялась вся страна. С Урала и Сибири, из Средней Азии и Дальнего Востока подошли эшелоны с пополнением, боеприпасами и вооружением.

(стихотворение Васильева «Береза»)

Я помню, ранило березу

Осколком бомбы на заре.

Студеный сок бежал, как слезы,

На изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,

Клубился дым пороховой.

Но мы столицу отстояли,

Спасли березу под Москвой.

И рано-раненько весною

Береза белая опять

Оделась новою листвою

И стала землю украшать.

И с той поры на все угрозы

Мы неизменно говорим:

Родную русскую березу

Б обиду больше не дадим.

Осень в Подмосковье - это дожди, грязь и бездорожье. Немцы со своей тяжелой техникой с трудом пробирались по дорогам. Даже танки и тягачи вязли в жидком грунте - 10 км проходили за 2 суток. А до Кремля каких-то 80 км - 2-3 часа пути по твердой дороге. Враг с нетерпением ждал похолодания. И вот оно пришло. Но оказалось, что это не просто похолодание, а самый настоящий генерал Мороз, который тоже не захотел пустить врага на свою территорию. Судите сами: в Подмосковье средняя температура ноября -5 °С, декабря - -12 °С и января - -19 °С. А январь 1941 г. оказался на 8° холоднее обычного. Толщина снежного покрова перевалила за полметра. А 5 и 6 декабря - в начале нашего наступления - внезапно ударил 35-градусный мороз. Наши войска хорошо знакомы с генералом Морозом, а у немцев нет теплого обмундирования - ведь Гитлер планировал до зимы уже взять Москву. Фашисты были просто парализованы холодом.

Православные люди, которые в течение всей войны молились о спасении нашей страны, говорят, что только Божьей помощью можно объяснить такие температурные чудеса зимы 1941 г. Сами по себе морозы не могли, конечно, остановить фашистов, да и в Красной Армии люди страдали от морозов не меньше. Чудо генерала Мороза, как оказалось, было в другом. Как известно, у немцев было большое преимущество в технике. А эта техника требовала горючего. И горючее это было, в основном, летних сортов. Оно замерзало уже при температуре -10-15 С°. Были и смеси летнего и зимнего горючего, которые замерзали при -28 °С. А в дни наступления, как мы уже говорили, температура упала ниже -30 °С. В этих условиях техника германской армии останавливалась: в бензиновых баках машин вместо жидкого топлива оказывалась каша. А наша техника заправлялась обычным авиационным бензином, который выдерживает температуру до -45-55°. Вот так и помог Мороз нашим солдатам, а заодно наказал врагов за их самоуверенность.

Впервые за долгое время прозвучал приказ о контрнаступлении. Тихо продвигались бойцы в белых маскировочных халатах. Но вот долгожданная команда к атаке. К рассвету красноармейцы прорвали оборону противника. Застигнутый врасплох враг под ударами красноармейцев начал откатываться назад. Фашисты никак не хотели отходить назад. Наиболее важные населенные пункты переходили из рук в руки по нескольку раз. И вот, наконец, русские войска отбросили фашистов на десятки километров. Красная Ария освободила тысячу деревень, поселков, городов.

Долгие месяцы продолжалась битва за Москву. На защиту столицы поднялся весь народ: солдаты, офицеры, женщины, дети, старые и молодые - каждый считал своим долгом остановить врага. Они не говорили о подвигах и героизме. Они просто совершали подвиги. Вспомним их имена.

Генерал М. Ф. Лукин - человек редкой храбрости и хладнокровия. Его дивизия попала в окружение, но не сдалась в плен, а продолжала упорно сражаться, отвлекая на себя большие силы гитлеровцев. Одна дивизия Лукина сковала 28 вражеских дивизий! Находясь в окружении, генерал постоянно поддерживал связь со штабом, передавал донесения: «Войска держатся и будут держаться до последнего солдата и до последнего патрона».

Михаил Гурьянов - Герой Советского Союза, заместитель командира партизанского отряда. Его отряду удалось сжечь вражеский штаб и вынести важные документы. Каратели выследили партизан, Михаил Алексеевич был ранен и взят в плен. После жестоких пыток его отвезли к сожженному зданию штаба, повесили на шею табличку «Вождь партизан» и казнили. Согнанные на площадь жители села услышали последние слова, которые Михаил Алексеевич успел крикнуть перед смертью: «Смерть фашизму! Нас миллионы! Победа будет за нами!».

Вера Волошина - московская студентка из города Кемерово. Во время учебы Вера стала курсантом аэроклуба имени В. П. Чкалова, научилась прыгать с парашютом, водить мотоцикл и даже стрелять из винтовки и пистолета. Она добровольно пошла на фронт и была зачислена разведчицей в воинскую часть. В ноябре 1941 г. ее разведгруппа выполняла задание возле знаменитой деревни Крюково. Партизаны заминировали дороги возле деревни и забросали окна домов, где располагались гитлеровцы, гранатами. На обратном пути они попали в засаду. Вера, прикрывавшая отход отряда, была тяжело ранена и попала в плен. После долгих пыток и допросов немцы казнили ее. О подвиге Веры стало известно уже после войны. А в деревне Крюково работает музей, посвященный мужественной разведчице.

Иван Петрович Иванов - житель деревни Лишняги Серебряно-Прудского района Тульской области, повторил подвиг Ивана Сусанина. Он завел 40 автомашин в глухой и глубокий обледенелый лесной овраг. Выбраться оттуда немцы не смогли. Они расстреляли 65-летнего старика.

Сержант В. В. Васильковский - молодой историк, выпускник Ленинградского университета. В бою у деревни Рябинки он закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота и открыл путь солдатам своей роты для наступления. Это было за несколько дней до подвига Александра Матросова. Сержант В. В. Васильковский в числе первых удостоился звания Героя Советского Союза.

Зоя Космодемьянская - десятиклассница московской школы № 201. В октябре 1941 г. она ушла добровольцем в партизаны. Во время одной из операций Зоя пробралась в село, где был штаб крупной немецкой части. Зое удалось перерезать провода полевого телефона, поджечь конюшню, где находились 20 лошадей и оружие. На следующий день Зоя решила уничтожить конюшню, в которой находилось 200 лошадей. Но немецкие часовые выследили девушку и схватили ее. После страшных пыток и истязаний фашисты казнили Зою. Во время казни, на которую фашисты согнали всех жителей села, Зоя крикнула: «Мне не страшно умирать, товарищи! Это счастье - умереть за свой народ!»

Зое Космодемьянской посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Маршал Победы - так назвали Георгия Константиновича Жукова. В самые трудные для Москвы дни Жуков возглавил оборону столицы. Именно он смог собрать в один кулак все силы Красной Армии, сумел вдохнуть в бойцов веру в победу, именно он смог развеять миф о непобедимости немецкого солдата. Все главные сражения Великой Отечественной связаны с именем Жукова: Ленинградская, Московская, Сталинградская и Курская битвы. Украина, Белоруссия, Европа, и, наконец, Берлин. Именно Г. К. Жуков 8 мая 1945 г. принял капитуляцию фашистской Германии.

Его называли последним русским генералом, который делал то, чего ждали от него Бог, народ и совесть.

Георгий Константинович Жуков похоронен на Красной площади, у Кремлевской стены.

Неизвестный солдат. Сражение под Москвой было одной из самых кровопролитных и больших битв в истории человечества. В битве за безымянные высоты, за переправы через речки, за города и села Подмосковья полегли сотни тысяч солдат и офицеров. Имена многих из них до сих пор не известны. Осенью 1941 г. у деревни Крюково шли жестокие бои на подступах к Москве, полегло много бойцов. А в 1966 г. было обнаружено захоронение неизвестного солдата. Прах солдата перенесли в Александровский сад, захоронили у Кремлевской стены. И зажгли там Вечный огонь.

Победа Советской Армии под Москвой имела большое историческое значение. Она оказала решающее влияние на ход Великой Отечественной войны. На полях Подмосковья был развеян миф о непобедимости Германских войск.

Публикации по теме:

Конспект занятия для учащихся школы-интерната «Ямал — моя Родина!» Тема: «Ямал – моя Родина!» Салиндер Алма Ивановна воспитатель МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда» Изучение родного.

Фотоотчет об акции учащихся 4 класса школы-интерната «Зелёный лук»Фотоотчет об акции учащихся 4 класса школы-интерната «Зелёный лук» кция «Зелёный лук» Воспитательная работа в Санаторной школе-интернате направлена на подготовку воспитанников школы-интерната к самостоятельной.

Беседа-игра для учащихся школы-интерната для детей-сирот «Мой путь к доброте»Беседа-игра для учащихся школы-интерната для детей-сирот «Мой путь к доброте» Беседа – игра «Мой путь к доброте» Цели: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально.

Сценарий конкурса для учащихся коррекционной школы «Битва хоров» Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Ведущий 2: Добрый день! Мы приветствуем всех на нашем конкурсе «Битве хоров-2017» Ведущий 1: Друзья,.

Коррекционно-воспитательное мероприятие для учащихся специальной школы-интерната. Игра-викторина «Правовой лабиринт» ГОУ Снежнянская специальная школа-интернат № 42 Игра-викторина «Правовой лабиринт» Подготовила воспитатель Дегтярёва Ю. В.

Урок для учащихся школы-интерната «Приготовление горячих бутербродов»Урок для учащихся школы-интерната «Приготовление горячих бутербродов» Цели урока: • образовательная – ознакомить учащихся со значением хлеба в питании человека; с технологией приготовления и оформления бутербродов.

Проект для учащихся школы-интерната для детей с ОВЗ «Квиллинг»Проект для учащихся школы-интерната для детей с ОВЗ «Квиллинг» МКОУ «Линевская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями» Проект «Квиллинг. Цветочная фантазия» Выполнил:.

Сценарий праздника для учащихся школы-интерната для детей-сирот «Осенний вальс»Сценарий праздника для учащихся школы-интерната для детей-сирот «Осенний вальс» Сценарий праздника «Осенний вальс» 1 ведущий. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье,.

Сценарий урока мужества для учащихся школы-интерната «Дети войны» 1. На фоне музыки звучат слова: Вика П (выкапывая что-то из песка): Ребята, смотрите, что я нашла! Все: Что это? Ого! Где ты это взяла?.

Воспитательское занятие для учащихся школы-интерната для детей с ОВЗ «Поделись своей добротой» Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Бобровская школа – интернат для детей сироти и детей оставшихся без опеки и.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Праздники
  • Праздники
Автор публикации:
Воспитательский час для учащихся школы-интерната «Битва за Москву»
Опубликовано: 15 декабря 2017 в 23:22
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Методические приемы в разучивании песни «Осень»
Методические приемы в разучивании песни " Осень", музыка И. Кишко, слова И Плакиды. Для детей младшего дошкольного возраста. Добрый день, уважаемые коллеги....
Детский мастер-класс по аппликации «Осеннее настроение» с детьми дошкольного возраста
Аппликация - эффективное занятие для развития мелкой моторики рук, пространственного воображения, аккуратности, ознакомления с окружающим миром и расширения...
Мастер-класс объемной аппликации «Цветок в горшке» с использованием пластилина,...
Уважаемые коллеги и дорогие друзья, доброе время суток! Предлагаю вам мастер-класс объемной аппликации "Цветочек в горшке" с использованием пластилина,...