Воспитательский час для учащихся школы-интерната «Битва за Москву»

Штарлаков Александр
Воспитательский час для учащихся школы-интерната «Битва за Москву»

Цели и задачи: углубить знания детей об истории Великой Отечественной войны; способствовать формированию положительной оценки таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм; побуждать детей к активному сопротивлению попыткам очернить историю страны.

Быстро летит время. Стареют ветераны Великой Отечественной войны.

Уже семь десятилетий отделяют нас от Великой Отечественной войны, но не поблекли, не стёрлись в памяти, не позабылись эти героические годы. Война продолжает жить в нас, в наших воспоминаниях, в судьбах людей, в книгах и обелисках, во всём, к чему прикоснулась она, где оставила свой след. Военное прошлое - пора величайших испытаний, невероятного драматизма и беспримерного героизма. Великое не должно быть забыто. Потому так ценно каждое новое свидетельство о нём, так волнующа каждая новая страница, внесённая в историю Великой Отечественной войны и её бойцами, и ее летописцами.

Сегодня мы вспоминаем великую битву за Москву. Одно из грандиознейших сражений в истории человечества. Эта битва разрушила миф о непобедимости немецкого солдата и заложила первый камень в храм нашей победы.

Нужно только слушать и запоминать. Факты, события, имена.

К осени 1941 года врагу удалось блокировать Ленинград с суши, полностью оккупировать Украину, прорваться к Ростову-на-Дону и выйти на подступы к Москве. Над столицей Советского государства нависла угроза захвата войсками гитлеровских захватчиков. В жестоких оборонительных боях в Подмосковье и под Тулой в октябре-ноябре 1941 года немецко-фашистские войска были обескровлены и утратили свой наступательный порыв. Битва под Москвой стала первым крупным поражением гитлеровских войск. Этот успех обеспечил паузу в ведении боевых действий, потерю немцами стратегической инициативы. Можно только представить, какие героические усилия потребовалось приложить советскому народу и его армии, чтобы выправить положение на фронтах, остановить противника на главном направлении, а затем перейти в контрнаступление.

Не смотря на героическое сопротивление, враг неудержимо приближался к Москве. Немецкие фашисты старались любой ценой захватить столицу нашей Родины. Гитлеровцы старались стереть нашу столицу с лица земли. На ее месте должно было быть огромное озеро.

Жукову и другим командирам пришлось принимать самые срочные меры по обороне Москвы. Сурово и необычно выглядела наша столица. Не светились по вечерам окна домов: они были закрыты плотными шторами. Витрины магазинов заложены мешками с песком. Вокруг столицы спешно рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали «ежи»- противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев. На подступах к Москве были взорваны мосты, установлены мины. На улицах города выросли баррикады. Укрепления были сделаны и в районе Красной площади. Не блестели золотом купола Кремля. Их покрасили зелёной краской, а стены замазали черными и земляными полосами.

Гитлер объявил на весь мир, что 7 ноября 1941года он будет принимать парад своих войск на Красной площади в Москве. Парад войск 7 ноября действительно состоялся, но только не фашистских войск, а Красной армии. С грохотом проносились через Красную площадь танки, проезжали пушки, шла пехота. Прямо с парада войска уходили на фронт.

Громко звучала песня:

Вставай, страна огромная!

Вставай на смертный бой.

С фашистской силой темною

С проклятою ордой.

Защитники Москвы сделали все, чтобы спасти город от вражеских самолётов. На плоских крышах домов, в скверах и парках поставили сотни зенитных орудий для уничтожения бомбардировщиков. В ночное время низко спускаться немецким летчикам мешали аэростаты – огромные воздушные шары из прочного материала, наполненные газом. Вражеским самолетам преграждали путь и наши истребители. Так произошло и в ночь на 8 августа 1941 года.

Летчик Виктор Талалихин на высоте 5 тысяч метров обнаружил вражеский бомбардировщик, направляющийся на Москву. Талалихин смело пошел на сближение и открыл огонь. Попадание было точным. Правый мотор задымел, но и на одном моторе враг мог причинить много вреда. Любой ценой его нужно было остановить. Но у Виктора закончились боеприпасы. Тогда он принимает решение идти на таран и винтом отрубить хвост немецкого самолета. Раненый в правую руку Виктор Талалихин протаранил бомбардировщик и он упал на землю. Виктор благополучно спустился на парашюте. Он первым применил таран в воздушном ночном бою. Виктор Талалихин погиб, защищая Москву.

Ожесточенные бои шли и на земле. На подступах к Москве сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова.

Группа истребителей танков заняла позиции у железнодорожного разъезда Дубосеково, что находится в 118 км от Москвы. Перед ними была поставлена задача: не допустить врага на Волоколамское шоссе, ведущее к столице. 28 бойцов дивизии генерала Панфилова заняли очень важную позицию. Тут были люди разных национальностей: русские и казахи, украинцы и узбеки, киргизы, туркмены и другие.

Утром 16 ноября 1941 года налетели на позиции советских бойцов фашистские самолеты, потом враг обрушил на нас минометный огонь. Фашисты думали, что после такого сильного огня, все красноармейцы погибли и пошли в атаку. Но панфиловцы ждали врага. Застрочил пулемёт, полетели гранаты и враги побежали назад, оставляя десятки убитых и раненых. Тогда на панфиловцев двинулись танки, фашисты решили стереть с лица земли окопы, раздавив советских солдат танками. К бойцам пробрался политрук Василий Клочков. По его команде солдаты обрушили на врага огонь из противотанковых ружей. Пошли в ход бутылки с зажигательной смесью.

14 танков подбили герои-панфиловцы. Остальные повернули обратно. Через время солдаты увидели, что на них движется лавина из 30 танков. Тогда встал Клочков и, обращаясь к солдатам, сказал: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва И вступили солдаты в бой. Одни за другими загорались вражеские танки, но фашистские пули не щадили и наших бойцов. Связкой гранат подорвал танк политрук Клочков, но и сам погиб от фашистской пули.

Почти все герои-панфиловцы погибли, но не пропустили врага.

И все же, гитлеровцы преодолевая сопротивление советских войск, приближались к Москве. Однако в город фашистам так и не удалось войти. На его защиту поднялась вся страна. С Урала и Сибири, из Средней Азии и Дальнего Востока подошли эшелоны с пополнением, боеприпасами и вооружением.

(стихотворение Васильева «Береза»)

Я помню, ранило березу

Осколком бомбы на заре.

Студеный сок бежал, как слезы,

На изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,

Клубился дым пороховой.

Но мы столицу отстояли,

Спасли березу под Москвой.

И рано-раненько весною

Береза белая опять

Оделась новою листвою

И стала землю украшать.

И с той поры на все угрозы

Мы неизменно говорим:

Родную русскую березу

Б обиду больше не дадим.

Осень в Подмосковье - это дожди, грязь и бездорожье. Немцы со своей тяжелой техникой с трудом пробирались по дорогам. Даже танки и тягачи вязли в жидком грунте - 10 км проходили за 2 суток. А до Кремля каких-то 80 км - 2-3 часа пути по твердой дороге. Враг с нетерпением ждал похолодания. И вот оно пришло. Но оказалось, что это не просто похолодание, а самый настоящий генерал Мороз, который тоже не захотел пустить врага на свою территорию. Судите сами: в Подмосковье средняя температура ноября -5 °С, декабря - -12 °С и января - -19 °С. А январь 1941 г. оказался на 8° холоднее обычного. Толщина снежного покрова перевалила за полметра. А 5 и 6 декабря - в начале нашего наступления - внезапно ударил 35-градусный мороз. Наши войска хорошо знакомы с генералом Морозом, а у немцев нет теплого обмундирования - ведь Гитлер планировал до зимы уже взять Москву. Фашисты были просто парализованы холодом.

Православные люди, которые в течение всей войны молились о спасении нашей страны, говорят, что только Божьей помощью можно объяснить такие температурные чудеса зимы 1941 г. Сами по себе морозы не могли, конечно, остановить фашистов, да и в Красной Армии люди страдали от морозов не меньше. Чудо генерала Мороза, как оказалось, было в другом. Как известно, у немцев было большое преимущество в технике. А эта техника требовала горючего. И горючее это было, в основном, летних сортов. Оно замерзало уже при температуре -10-15 С°. Были и смеси летнего и зимнего горючего, которые замерзали при -28 °С. А в дни наступления, как мы уже говорили, температура упала ниже -30 °С. В этих условиях техника германской армии останавливалась: в бензиновых баках машин вместо жидкого топлива оказывалась каша. А наша техника заправлялась обычным авиационным бензином, который выдерживает температуру до -45-55°. Вот так и помог Мороз нашим солдатам, а заодно наказал врагов за их самоуверенность.

Впервые за долгое время прозвучал приказ о контрнаступлении. Тихо продвигались бойцы в белых маскировочных халатах. Но вот долгожданная команда к атаке. К рассвету красноармейцы прорвали оборону противника. Застигнутый врасплох враг под ударами красноармейцев начал откатываться назад. Фашисты никак не хотели отходить назад. Наиболее важные населенные пункты переходили из рук в руки по нескольку раз. И вот, наконец, русские войска отбросили фашистов на десятки километров. Красная Ария освободила тысячу деревень, поселков, городов.

Долгие месяцы продолжалась битва за Москву. На защиту столицы поднялся весь народ: солдаты, офицеры, женщины, дети, старые и молодые - каждый считал своим долгом остановить врага. Они не говорили о подвигах и героизме. Они просто совершали подвиги. Вспомним их имена.

Генерал М. Ф. Лукин - человек редкой храбрости и хладнокровия. Его дивизия попала в окружение, но не сдалась в плен, а продолжала упорно сражаться, отвлекая на себя большие силы гитлеровцев. Одна дивизия Лукина сковала 28 вражеских дивизий! Находясь в окружении, генерал постоянно поддерживал связь со штабом, передавал донесения: «Войска держатся и будут держаться до последнего солдата и до последнего патрона».

Михаил Гурьянов - Герой Советского Союза, заместитель командира партизанского отряда. Его отряду удалось сжечь вражеский штаб и вынести важные документы. Каратели выследили партизан, Михаил Алексеевич был ранен и взят в плен. После жестоких пыток его отвезли к сожженному зданию штаба, повесили на шею табличку «Вождь партизан» и казнили. Согнанные на площадь жители села услышали последние слова, которые Михаил Алексеевич успел крикнуть перед смертью: «Смерть фашизму! Нас миллионы! Победа будет за нами!».

Вера Волошина - московская студентка из города Кемерово. Во время учебы Вера стала курсантом аэроклуба имени В. П. Чкалова, научилась прыгать с парашютом, водить мотоцикл и даже стрелять из винтовки и пистолета. Она добровольно пошла на фронт и была зачислена разведчицей в воинскую часть. В ноябре 1941 г. ее разведгруппа выполняла задание возле знаменитой деревни Крюково. Партизаны заминировали дороги возле деревни и забросали окна домов, где располагались гитлеровцы, гранатами. На обратном пути они попали в засаду. Вера, прикрывавшая отход отряда, была тяжело ранена и попала в плен. После долгих пыток и допросов немцы казнили ее. О подвиге Веры стало известно уже после войны. А в деревне Крюково работает музей, посвященный мужественной разведчице.

Иван Петрович Иванов - житель деревни Лишняги Серебряно-Прудского района Тульской области, повторил подвиг Ивана Сусанина. Он завел 40 автомашин в глухой и глубокий обледенелый лесной овраг. Выбраться оттуда немцы не смогли. Они расстреляли 65-летнего старика.

Сержант В. В. Васильковский - молодой историк, выпускник Ленинградского университета. В бою у деревни Рябинки он закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота и открыл путь солдатам своей роты для наступления. Это было за несколько дней до подвига Александра Матросова. Сержант В. В. Васильковский в числе первых удостоился звания Героя Советского Союза.

Зоя Космодемьянская - десятиклассница московской школы № 201. В октябре 1941 г. она ушла добровольцем в партизаны. Во время одной из операций Зоя пробралась в село, где был штаб крупной немецкой части. Зое удалось перерезать провода полевого телефона, поджечь конюшню, где находились 20 лошадей и оружие. На следующий день Зоя решила уничтожить конюшню, в которой находилось 200 лошадей. Но немецкие часовые выследили девушку и схватили ее. После страшных пыток и истязаний фашисты казнили Зою. Во время казни, на которую фашисты согнали всех жителей села, Зоя крикнула: «Мне не страшно умирать, товарищи! Это счастье - умереть за свой народ!»

Зое Космодемьянской посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Маршал Победы - так назвали Георгия Константиновича Жукова. В самые трудные для Москвы дни Жуков возглавил оборону столицы. Именно он смог собрать в один кулак все силы Красной Армии, сумел вдохнуть в бойцов веру в победу, именно он смог развеять миф о непобедимости немецкого солдата. Все главные сражения Великой Отечественной связаны с именем Жукова: Ленинградская, Московская, Сталинградская и Курская битвы. Украина, Белоруссия, Европа, и, наконец, Берлин. Именно Г. К. Жуков 8 мая 1945 г. принял капитуляцию фашистской Германии.

Его называли последним русским генералом, который делал то, чего ждали от него Бог, народ и совесть.

Георгий Константинович Жуков похоронен на Красной площади, у Кремлевской стены.

Неизвестный солдат. Сражение под Москвой было одной из самых кровопролитных и больших битв в истории человечества. В битве за безымянные высоты, за переправы через речки, за города и села Подмосковья полегли сотни тысяч солдат и офицеров. Имена многих из них до сих пор не известны. Осенью 1941 г. у деревни Крюково шли жестокие бои на подступах к Москве, полегло много бойцов. А в 1966 г. было обнаружено захоронение неизвестного солдата. Прах солдата перенесли в Александровский сад, захоронили у Кремлевской стены. И зажгли там Вечный огонь.

Победа Советской Армии под Москвой имела большое историческое значение. Она оказала решающее влияние на ход Великой Отечественной войны. На полях Подмосковья был развеян миф о непобедимости Германских войск.

Публикации по теме:

Конспект занятия для учащихся школы-интерната «Ямал — моя Родина!» Тема: «Ямал – моя Родина!» Салиндер Алма Ивановна воспитатель МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда» Изучение родного.

Фотоотчет об акции учащихся 4 класса школы-интерната «Зелёный лук»Фотоотчет об акции учащихся 4 класса школы-интерната «Зелёный лук» кция «Зелёный лук» Воспитательная работа в Санаторной школе-интернате направлена на подготовку воспитанников школы-интерната к самостоятельной.

Беседа-игра для учащихся школы-интерната для детей-сирот «Мой путь к доброте»Беседа-игра для учащихся школы-интерната для детей-сирот «Мой путь к доброте» Беседа – игра «Мой путь к доброте» Цели: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально.

Сценарий конкурса для учащихся коррекционной школы «Битва хоров» Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Ведущий 2: Добрый день! Мы приветствуем всех на нашем конкурсе «Битве хоров-2017» Ведущий 1: Друзья,.

Коррекционно-воспитательное мероприятие для учащихся специальной школы-интерната. Игра-викторина «Правовой лабиринт» ГОУ Снежнянская специальная школа-интернат № 42 Игра-викторина «Правовой лабиринт» Подготовила воспитатель Дегтярёва Ю. В.

Урок для учащихся школы-интерната «Приготовление горячих бутербродов»Урок для учащихся школы-интерната «Приготовление горячих бутербродов» Цели урока: • образовательная – ознакомить учащихся со значением хлеба в питании человека; с технологией приготовления и оформления бутербродов.

Проект для учащихся школы-интерната для детей с ОВЗ «Квиллинг»Проект для учащихся школы-интерната для детей с ОВЗ «Квиллинг» МКОУ «Линевская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями» Проект «Квиллинг. Цветочная фантазия» Выполнил:.

Сценарий праздника для учащихся школы-интерната для детей-сирот «Осенний вальс»Сценарий праздника для учащихся школы-интерната для детей-сирот «Осенний вальс» Сценарий праздника «Осенний вальс» 1 ведущий. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье,.

Сценарий урока мужества для учащихся школы-интерната «Дети войны» 1. На фоне музыки звучат слова: Вика П (выкапывая что-то из песка): Ребята, смотрите, что я нашла! Все: Что это? Ого! Где ты это взяла?.

Воспитательское занятие для учащихся школы-интерната для детей с ОВЗ «Поделись своей добротой» Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Бобровская школа – интернат для детей сироти и детей оставшихся без опеки и.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Праздники
  • Праздники
Автор публикации:
Воспитательский час для учащихся школы-интерната «Битва за Москву»
Опубликовано: 15 декабря 2017 в 23:22
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 ноября. День рождения М.В.Ломоносова

19 ноября 1711 года родился Михаил Васильевич Ломоносов – российский ученый-естествоиспытатель мировой величины. Химия, физика, астрономия, история, география, геология, металлургия, стекловедение и даже...

18 ноября. День рождения Деда Мороза

14 лет в этом году исполняется замечательной традиции – праздновать день рождения Дедушки Мороза. Ведь 18 ноября – именно тот день, когда в Великом Устюге, главной резиденции новогоднего волшебника,...

Логоритмическое занятие на тему: «Мамин День»
Логоритмическое занятие на тему: «Мамин День». Цель: Коррекция речевых нарушений посредством сочетания слова, ритма, музыки и движения. Задачи: -...
Фотозарисовки «Мое знакомство с островом Тенерифе»
Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я продолжаю делиться с вами своими впечатлениями о моих путешествиях. Остров Тенерифе. Остров вечной весны....
Фотоотчет «Осенние поделки»
Доброго времени, уважаемые коллеги! В октябре проводилась в нашем детском саду выставка творческих работ на осеннюю тематику. Как всегда родителям и...