Папки-передвижки

Консультация «Воспитываем чувство эмпатии у детей с раннего возраста»

Рамиля
Консультация «Воспитываем чувство эмпатии у детей с раннего возраста»

Что такое эмпатия? Как определить сформировано ли у ребенка чувство эмпатии?

Эмпатия — не врождённая способность, а следствие воспитания. Её основы должны закладываться в раннем возрасте.

Взрослые могут наблюдать разницу между ребёнком, склонным к эмпатии, и ребёнком, которому сопереживания чужды: первый способен пожалеть кого-то и посочувствовать, а второй останется равнодушным или даже позлорадствует.

К 3–4 годам дети должны уметь реагировать на чувства других людей и демонстрировать сопереживание.

Публикация «Консультация „Воспитываем чувство эмпатии у детей с раннего возраста“» размещена в разделах

Если у ребенка 5 - летнего возраста не наблюдается чувство эмпатии — например, смеётся, когда сверстнику больно, — это тревожный сигнал для родителей.

Существует несколько способов определения, обладает ли ребёнок эмпатией :

Ребё нок улавливает эмоции других и корректно реагирует: например, когда мама пришла с работы не в духе — даже если мама ничего не говорит — и спрашивает: «Мам, что-то случилось?», «Мам, ты грустишь?».

Ребёнок не эгоистичен, то есть пойти на компромисс, играя на детской площадке: маленькому сверстнику дает покачаться на качелях первому.

Ребёнок сопереживает персонажам в сказках и мультфильмах. Если ребенок проявляет сочувствие при просмотре мультфильма или фильма; чтении детского произведения - это значит, что он обладает высоким уровнем эмпатии.

Как развивать эмпатию?

1. Привлечь внимание на чужие чувства

На детской площадке мальчик упал горки и плачет. Можно подойти и пожалеть его, предложить помощь.

Если ребёнок обидел кого-то — нужно не просто требовать «извинись немедленно», а подробно описать чувства того, кого обидели.

Акцентировать внимание на чьих-то чувствах, когда играете с ребёнком, например: «Моя кукла купила воздушный шарик, а он случайно улетел в небо. Она грустит». Тебе жаль куклу?

Придумывать ситуации и обсуждать с ребёнком, например, как чувствует себя герой? Каково ему? Как можно ему помочь?

2. Личный пример

Проявлять эмпатию по отношению к ребёнку, даже если его проблемы кажутся надуманными — например, в песочнице не поделил с кем-то ведёрко.

Задача взрослых - научить справляться даже с самым тяжёлым эмоциональным состоянием ребенка вне зависимости от их возраста.

Дети, которые легко могли довериться взрослым в детстве, чувствовали себя защищённо, получали поддержку и ласку в нужные минуты — чувство эмпатии у данных детей на достаточном уровне.

3. Социализация

Социальные связи важны в любом возрасте — так ребёнок учится общаться с окружающими. Чем больше у ребёнка контакта со сверстниками, тем легче ему учиться эмпатии.

Взаимодействуя с другими, ребёнок получает множество эмпатических переживаний, учится ставить себя на место других, помогать и находить помощь в трудную минуту.

Можно предложить следующие виды совместной деятельности:

«Угадай эмоцию, например, взрослый ведущий с помощью мимики, жестов, прикосновений показывает настроение. Игроки угадывают, о каком настроении идёт речь. Кто первый угадает, значит следующую эмоцию показывает и т. д.

«Тихий разговор». Взрослый ведущий шепчет на ушко ребёнку какую-нибудь фразу. Все остальные садятся в круг. Задача ребёнка — невербально сказать эту фразу остальным. Остальные игроки угадывают, что именно это за фраза.

«Эмоции героев», например, можно почитать сказку или рассказ. Затем задать вопросы: Какое настроение у героев? А почему такое настроение? Ты бы как поступил?

4. Обсуждение эмоций

Общение с ребенком. Можно задать вопросы: как у тебя дела? Как ты себя чувствуешь себя?

Чем младше ребёнок, тем сложнее ему распознавать свои эмоции. Он не умеет определять, грустно им сейчас или они злятся — до тех пор, пока родители не научат отличать одно от другого.

Проговаривать эмоции сына или дочери: «Ты сейчас злишься, потому что.», «Ты расстроился из-за.», «Тебя обидело то-то и то-то.». Когда ребёнок распознаёт свои эмоции, понимать чужие легче.

Рассказывая о собственных эмоциях, необходимо использовать «я-высказывание» : «Я чувствую себя так», «Мне сейчас так-то». Не перекладывать ответственность за свои эмоции на ребё нка: «Ты такой-то, довёл меня!».

Таким образом: эмпатия — это способность понимать чувства других людей. Воспитывать её нужно с детства : показывать пример, обращать внимание на эмоциональное состояние окружающих, дать возможность ребёнку играть со сверстниками и разговаривать о внутреннем мире.

Публикации по теме:

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Ложками играем, чувство ритма развиваем» для детей 3–5 летКонсультация для родителей «Ложками играем, чувство ритма развиваем» для детей 3–5 лет Ложками играем, чувство ритма развиваем. Консультация для родителей. Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности. Надо.

Консультация для родителей «Развиваем у детей чувство ритма»Консультация для родителей «Развиваем у детей чувство ритма» Уважаемые родители! Чем чаще вы будете играть с ребёнком в музыкальные игры, тем быстрее ребёнок будет развиваться. У него появится интерес.

Консультация для родителей «Воспитываем будущего читателя»Консультация для родителей «Воспитываем будущего читателя» Наши дети читают все меньше и меньше. Эта печальная реальность должна заставить задуматься нас, взрослых, как-то изменить данное положение.

Консультация для родителей «Воспитываем изобретателя»Консультация для родителей «Воспитываем изобретателя» Способы развития познавательной активности детей: - Эксперименты и опыты - ТРИЗ - Детские изобретения своими руками - Поделки из бросового.

Консультация для родителей «Воспитываем патриотов с детства» Консультация для родителей: «Воспитываем патриотов с детства». Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период.

Консультация для родителей «Воспитываем счастливых детей»Консультация для родителей «Воспитываем счастливых детей» Всем родителям хочется видеть счастливые лица своих детей. Чтобы дети были счастливы, они должны чувствовать родительскую любовь, поддержку.

Консультация для родителей «Закаливание детей раннего возраста» Неблагоприятные факторы такие, как высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и многие другие.

Консультация «Речь детей раннего возраста»Консультация «Речь детей раннего возраста» В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения.

Консультация «Польза мозаики для детей раннего возраста»Консультация «Польза мозаики для детей раннего возраста» Польза мозаики для детей раннего возраста. Мозаика – это не просто детская игра, это волшебство, в процессе которого из маленьких кусочков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Воспитываем чувство эмпатии у детей с раннего возраста»
Опубликовано: 7 апреля 2022 в 16:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД