Валентина Платонова
Воспитываем у дошкольников любовь к родному краю посредством фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Родина… Как много собрано в этом слове! Это и шум берез, плеск волны, луг с прекрасными бабочками, вспаханное поле, голос матери. Каждый воспринимает Родину по-своему, Но она должна быть одна, как и матушка, которая родила, вспоила и вскормила своего дитя.
Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с воспитателями, друзьями. От сознания того, что слышит и видит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему.
Публикация «Воспитываем у дошкольников любовь к родному краю посредством фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Мы живем в очень сложное, неспокойное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, когда заново открываем, переосмысливаем, переоцениваем. Сейчас многое говорится о возрождении Отечества. Возродить культуру нашего народа, традиции, которые наши отцы и деды наследовали от предков – трудная и благородная задача.
Устное поэтическое творчество народа имеет большую общественную ценность. Она состоит в его познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значении. Все стороны фольклора неразрывно связаны между собой: чем ярче и полнее проявляется одна из них, тем ярче и полнее проявляются другие.
Познавательное значение фольклора проявляется, прежде всего, в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни, более всего жизни народа, и дает богатые знания об общественных отношениях, труде и быте народа, который его создавал, а также о его высоких моральных качествах, о природе страны и т. д.
Русский фольклор – душа русского искусства. Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны своей чистотой и непосредственностью.
Орловский фольклор – явление уникальное. К народному творчеству нашего края обращались классики русской литературы: И. С. Тургенев, Н. С. Лесков, И. А. Бунин. Край наш – богатейшее фольклорное гнездо, постепенно оскудевающее по причине неразумного забвения. С немалым трудом исследователям удалось записать по Орловской земле все жанры устного народного творчества. Дошедшие до наших дней произведения устного народного творчества в Орловском крае были записаны в 1950-1990гг. Они представляют все жанры, кроме былин и драматических произведений, которые удалось услышать собирателям фольклора. С древнейших времен народное искусство сопровождало человека от рождения до последних лет его жизни. Каждому возрасту – свои произведения, свои жанры. Это духовное наследие нашего края, его нравственность, историческая ценность. Автором сборников детского фольклора стала собирательница русского устного народного творчества Орловского края Р. А. Масленникова.
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку.
Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к устному народному творчеству, создать им такие условия, чтобы они приобщились к фольклору, его напевности, поэтичности, патриотичности.
Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Первое знакомство ребенка с фольклором начинается с малых фольклорных форм : частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песен-небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту – это пение колыбельных, игр с пестованием.
Большое внимание в устном народном творчестве для детей отводится колыбельным песенкам, так как мамина колыбельная имеет особое значение в духовном формировании личности. В ней – материнское тепло, биотоки. Через колыбельную малыш познает близких ему людей: мать, отца, бабушку, дедушку, братьев, сестру. Через колыбельную формируется и первоначальное эстетическое восприятие мира : слух дитя ласкает напевная речь близких ему людей, и все вокруг облагораживается. Колыбельная постепенно раздвигает границы познанного. Вначале – это колыбель, затем – печь. Колыбельная расскажет ребенку об избе (хоромах, о деревне, а потом выведет в поле на работушку.
Среди колыбельных – целый цикл песен о коте. Был такой обычай в селах Орловского края: в люльку к ребенку бросали кота. Кот согревал младенца своим теплом, мурлыкая ему свою колыбельную песенку. Малыш прислушивался, согреваясь, успокаивался и засыпал.
Образ кота в колыбельных олицетворяется: его просят приходить ночевать и качать ребенка.
Котик серый, хвостик белый
Приди, котик, ночевать,
Мою (имя ребенка) дочку качать,
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу:
Кувшин молока да кусок пирога.
Колыбельная песенка – целая школа воспитания. Ласково, ненавязчиво она давала ребенку нравственные ориентиры. Зазвучала песня, коснулась каких-то глубинных струн души человеческой, и сплелось воедино прошлое и настоящее. Сплелось, напомнило песню матери и обернулось великой любовью к нашей общей матери – Родине. Все, что вошло в плоть с колыбельной – это на всю жизнь. Идут годы, и в разных жизненных ситуациях нам все слышится песня матери. Слышится и зовет в родимые края. Ведь своих близких, свою малую Родину мы понимаем не только умом, но и чувствуем сердцем. И нет сомнения, великое чувство Родины начинается не с картинки в букваре, не с дворовых друзей. Оно начинается с маминой колыбельной. Колыбельная песенка это и заклинание, и предупреждение.
В эпоху детства ребенок осваивает уже фольклор взрослых. Это касается, прежде всего, фольклора календарного. Так накануне Рождества дети ходили по дворам и колядовали, песней встречали и провожали Масленицу, зазывали весну, закликали птиц, водили хороводы под песню в Троицин день. Эти традиции возрождаются в настоящее время. В детском саду проводятся праздники, развлечения, посвященные календарным фольклорным дням. Они дают детям возможность познакомиться с традициями праздников наших пращуров, благотворно воздействуют на эмоциональное их восприятие, лишний раз подчеркивают, что наша родная сторона, Родина, Орловщина богата и неповторима своими фольклорными праздниками. Кроме календарных праздников, отмечаются Тургеневский и Фетовский праздник, литературная Орловщина и многие другие.
Наш Орловский край богат старинными народными песнями, которые мы слышим на совместных праздниках.
Народные песни бережно передавались из поколения в поколение, и какая-то часть их дошла до нашего времени из глубины веков, обогатила поэзию и музыку, донесла до нас высокий нравственный потенциал наших предков. Вот почему у колыбели ребенка мать сказывает народную сказку, поет песню. Из песни матери рождается великая песня человеческой любви. Поэтому и тянет всегда человека к своему корню: там песня матери – вечный зов земли предков. И как бы ни был высок уровень культуры потомков, нельзя не учитывать наследия предков, в котором сконцентрированы высокие нравственные начала нации.
Поддерживая традиции Орловского края, в дошкольном учреждении используются хороводные и игровые песни («Бояре, мы до вас пришли…», «А мы просо сеяли, сеяли…», «Пойду ль я, выйду ль я…»).
«Не роняй старь: она новизну держит», - говорили у нас на орловской земле. «Старь» - это старые обычаи, духовное наследие отцов, переданное детям. Оно является необходимым звеном в истории национальной культуры народа.