Лучший педагог года

Восстановительная технология медиации при работе с конфликтами в дошкольных образовательных организациях

Елена Дрягина
Восстановительная технология медиации при работе с конфликтами в дошкольных образовательных организациях

Восстановительная технология медиации при работе с конфликтами в дошкольных образовательных организациях

В семье частo возникают проблемы, решить кoтoрые самостоятельно, без помощи специалиста, практически невозможно. Родители обращаются за помощью к специалистам дошкольных образовательных организаций по различным причинам: из-за типичных детских проблем общения, сложностей в детско-родительских отношениях, эмоциональных затруднений у детей. В действительности в психологической помощи нуждаются не только дети, но и их родители.

Публикация «Восстановительная технология медиации при работе с конфликтами в дошкольных образовательных организациях» размещена в разделах

Превратить детский сад в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (воспитанников, воспитателей, родителей и т. д.) это и есть главная цель медиации.

Служба медиации нужна для мирного решения проблем, снижения уровня агрессии в ДОУ и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

Служба медиации это :

• Разрешение конфликтов силами детского сада.

• Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.

• Профилактика ранней дезадаптации.

Какие способы и средства применяют в медиации?

При разрешении конфликтов существуют разные способы:

Медиация признает, что конфликты между сторонами могут быть решены только в случае, если стороны этого сами захотят (чувства нельзя отменить приказом свыше).

Медиация признает, что если стороны пришли для того, чтобы разрешить трения, которые между ними имеются, им необходимо чувствовать себя комфортно, в безопасности (медиатор вызывает доверие, обеспечивает конфиденциальность).

Медиация признает важность поощрения доверия и уважения, открытого обмена информацией между сторонами (разрушает барьеры).

Медиация признает, что именно сторонам лучше всего судить о том, что же будет являться разрешением конфликта (стороны сами создают свое решение).

Медиация признает, что стороны скорее всего будут склонны к реализации именно тех соглашений, в создании которых они принимали непосредственное участие.

Медиация защищает от клеймения и отвержения, сохраняет конфиденциальность общения.

Зачем медиация нужна родителям?

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился.

Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-детьми, между детьми и взрослыми.

Существуют следующие этапы создания службы медиации (примирения) ДОУ.

Первый этап

• Принятие администрацией ДОУ решения о создании службы примирения, заключение договора.

• Договор ДОУ и кoординирующей организации.

• Согласование с администрацией ДОУ приоритетов при выборе куратора службы.

• Включение в должнoстную инструкцию сотрудника – руководителя службы обязанностей по организации работы и дальнейшей преемственности службы.

I этап

• Подписание приказа о создании службы.

• Утверждение Положения о службе примирения в образовательном учреждении в соответствии со стандартами восстановительной медиации.

• Первoначальный «срез» информации о конфликтах и способах реагирования на конфликты (число конфликтов, число административных вмешательств, отношение педагогов к конфликтам).

II этап

• Отбор педагогов на базовый семинар.

• Обучение кураторов волонтеров службы технологии восстановительной медиации (Программа семинара)

III этап

• Создание клуба медиаторов и регулярные встречи взрослой команды службы примирения.

IV этап

• Обсуждение и формулирование командой службы примирения ценностей восстановительной медиации, которые служба собирается нести в свое ДОУ.

V этап

• Инфoрмационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки: педагогического коллектива, родителей воспитанников законных представителей.

• Выпуск информационного стенда, плаката или статьи, создание страницы сайта о создании службы примирения.

VI этап

• Определение администрацией ДОУ, куратором, медиаторами способов получения информации о конфликтах.

Доработка и принятие документов (на основе типовых, регламентирующих работу службы (примирительный договор, заявка, регистрационная карточка и пр.)

Документы, организующие деятельность службы медиации и работу медиатора

В образовательной организации могут быть утверждены следующие примерные формы документов:

• приказ заведующего образовательной организации о создании службы медиации и назначении куратора;

• положение о службе медиации;

• форма мониторинга деятельности службы школьной медиации;

• форма регистрационной карточки;

• примирительный договор;

• журнал регистрации случаев (конфликтов);

• форма отчета-самоанализа для описания работы со случаем (конфликтом).

При составлении подобных документов на уровне образовательной организации необходимо учитывать требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями и дополнениями) и при необходимости запрашивать у родителей и законных представителей разрешение на сбор персональных данных, их систематизацию и обработку, в том числе в виде электронных баз данных.

Служба медиации действует на основе добровольного участия сторон и помогает освоению навыков и культурных форм взаимодействия путем проведения программ примирения.

Программы примирения добровольны и бесплатны.

Метод медиации реализуется на практике в виде различных форм. В зависимости от содержания происшедшего выбор ведущих может остановиться на одной из существующих программ примирения:

-программа восстановительной медиации (программа примирения);

– программа «восстановительная конференция»;

– программа «круг сообщества» («круг примирения»);

– программа «семейная конференция».

В состав службы медиации ДОУ, в отличие от школы, смогут входить педагоги дошкольного учреждения, прошедшие обучение проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации) и родители (законные представители) воспитанников. Также очень важно чаще проводить совещания между администрацией и службой медиации ДОУ, чтобы улучшать работу службы и ее взаимодействие с педагогами для предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.

В дошкольном образовательном учреждении медиативный подход поможет создать безопасную среду, которая будет способствовать предупреждению конфликтных ситуаций и благоприятному их разрешению.

В системе управления дошкольным образовательным учреждением возможно использовать медиативные технологии таким образом : при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми; в процессе взаимодействия с родителями; в процессе управления дошкольным учреждением; в процессе организации методической работы с педагогическими кадрами.

При организации воспитательно-образовательного процесса с детьми медиативный подход можно применять при обучении детей и родителей конструктивному поведению в состоянии конфликта, создавая условия для снижения уровня агрессии, формируя жизненную позицию сотрудничества у детей и взрослых. Медиативный подход обеспечивает человека уже на ранней стадии развития той мотивационной составляющей, которая будет определять его поступки в дальнейшем.

Большое значение имеет семейная медиация, которая обеспечивает возможность конструктивно обсудить интересы и потребности детей. Применяя медиативный подход при взаимодействии с родителями, можно быстрее наладить диалог, избегая обвинительных слов и оценочных категорий. Слова могут разрядить или накалить обстановку, в зависимости от того, как их используют. Применяя медиативные техники можно эффективно наладить контакт, как с родителями, так и с детьми в ситуациях накаленного конфликта, либо использовать их как превентивные средства.

Навыки медиативного подхода необходимы руководителю в процессе управления дошкольным учреждением для нормализации межличностных отношений в коллективе. Многие конфликты на работе создают стены между людьми, которые работают совместно. Насилие в трудовых отношениях достаточно часто встречающееся явление, негативно влияющее на производственную сферу, личностное достоинство работника, на качество взаимоотношений работника и работодателя, а также на отношения между самими работниками. Управленцы, которые знакомы с медиативным подходом, легко справятся с любой конфликтной ситуацией, моделируя позитивное поведение, и, с помощью своего дара убеждения и мастерства управления, помогут коллективу работать более эффективно. Они умеют поддержать, а не судить, позволяют разобраться в ситуации, а не решают чужие проблемы, поощряют работников, а не давят на них.

В процессе организации методической работы с педагогическими кадрами обучение медиативным технологиям поможет повысить профессиональный уровень воспитателей, педагогическое мастерство при реализации своих трудовых функций. Обучение медиативному подходу воспитателей дошкольных образовательных учреждений необходимо для развития их коммуникативной компетенции: желании и умении вступать в коммуникацию, способности ориентироваться в ситуации общения. Владение коммуникативными техниками повысит эффективность и скорость урегулирования конфликтов, возникающих в сфере деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Публикации по теме:

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Фотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учрежденийФотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Мы участвовали в городском конкурсе «Знают все мои друзья, знаю ПДД и я»он направлен на активизацию деятельности ДОО по обучению детей.

Фотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города ПионерскийФотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города Пионерский Этой осенью проходили очередные городские соревнования между детьми детских садов города Пионерский. В них принимали участия дети старших.

Гимн для дошкольных работников У всех нас бывают какие-то праздники и вот я сочинила гимн для сада, может и вам кому-то пригодится,а мотив вы можете подобрать сами..

Классный час «Знакомство со школьной службой медиации» Классный час:«Знакомство со ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ МЕДИАЦИИ» Организационный момент Вступительное слово Люди всегда старались понять мир и друг.

Положение о проведении городской военно-спортивной игры «Зарничка» среди детей дошкольных образовательных учреждений ПОЛОЖЕНИЕ о проведении городской военно-спортивной игры «Зарничка» среди детей дошкольных образовательных учреждений I. Общие положения.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 летРабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учрежденийСценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Подготовили и провели: Кичигина Л. И.

Смотр-конкурс чтецов, посвящённый Дню матери, среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений (фотоотчёт)Смотр-конкурс чтецов, посвящённый Дню матери, среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений (фотоотчёт) Ежегодно в нашем городе в ноябре месяце проводится городской смотр-конкурс, посвящённый Дню матери. Цель: повышение качества работы с дошкольниками.

Участие в районных соревнованиях по плаванию «Юный спасатель», среди дошкольных образовательных организацийУчастие в районных соревнованиях по плаванию «Юный спасатель», среди дошкольных образовательных организаций Команда ГБОУ Школа 1420 к. 10 02 февраля 2019г. смогла принять участие в районных соревнованиях по плаванию"Юный спасатель" среди дошкольных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Восстановительная технология медиации при работе с конфликтами в дошкольных образовательных организациях
Опубликовано: 21 января 2020 в 08:07
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД