Татьяна Митрохина
Вовлечение родителей в образовательный процесс в контексте ФГОС до: пути и решения.
▼ Скачать + Заказать документы
Важным условием совершенствования системы дошкольного образования является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Слайд №1
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье, а одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Слайд №2
Публикация «Вовлечение родителей в образовательный процесс в контексте ФГОС ДО: пути и решения,» размещена в разделах
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей, которые тесно взаимодействуют, хотя их воспитательные функции различны. Ни одна образовательная программа не сможет дать полноценного результата, если она не выполняется совместно с семьями воспитанников ДОУ, если в детском саду не создано единое воспитательно – образовательное пространство «родители – дети – педагоги».
Слайд №3
Для включения родителей в единое воспитательно-образовательное пространство необходимо создание следующих условий:
- Создание доброжелательной атмосферы в общении администрации ДОУ, педагогов и родителей, ориентированность на потребность семьи запросы родителей.
Важнейшими условиями доверительных отношений с родителями должны быть уважение, конфиденциальность, стремление к диалогу, внимательное отношение к ребенку.
- Включение родителей в совместный воспитательно-образовательный процесс: планирование мероприятий совместно с родителями;
- Предоставление родителям выбора форм участия и степень их включенности в образовательный процесс;
Слайд №4
Эффективность выбора форм взаимодействия с родителями зависит от умения учитывать индивидуальные различия каждой семьи в вопросах, развития и обучения, охране и укрепления здоровья детей, семейные традиции, социальное положение.
В процессе взаимодействия с семьями педагогами детского сада используются следующие формы взаимодействия
- коллективное сотрудничество (досуги, открытые занятия, родительские собрания, круглые столы, деловые игры);
- индивидуальное сотрудничество (анкетирование, «обратная связь», консультации, беседы, опросы, тесты) ;
- наглядно-информационное сотрудничество (стенды, памятки для родителей, выставки работ)
- активное участие родителей в жизни ребенка (подвижные игры, совместные спортивные досуги, соревнования.
Слайд №5
Важно, чтобы родители выступали не только в роли пассивных участников консультаций, родительских собраний и зрителей спортивно-развлекательных мероприятий, а активно вовлекались в педагогический процесс в рамках детско-родительских проектов и презентаций семейного опыта. В нашем дошкольном учреждении многие педагоги используют замечательную технологию, которая полностью соответствует ФГОС и его требованию к образованию детей и образовательному взаимодействию – это проектная деятельность.
Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.
При взаимодействии ДОУ и родителей в проектной деятельности следует соблюдать следующие правила:
Правило первое – информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов
Правило второе – добровольность и возможность выбора.
Правило третье – чувство успешности. Родители, как и дети, должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности.
Слайд №6
В можно дошкольном учреждении создать «Семейный клуб» с целью установления доверительных отношений между семьями и дошкольным учреждением; повышения педагогической компетентности родителей. Деятельность клуба необходимо направить на решение следующих задач:
- понимания родителями сущности развития ребенка;
- пропаганда положительного семейного опыта;
- развитие у родителей умений в построении речевых и невербальных сообщений с целью поддержания с детьми оптимального уровня психологической близости.
Слайд№7
Проблема создания детско-взрослого сообщества, повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих педагогов, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к детскому саду, педагогам и их требованиям.
Слайд №8
Взаимодействие с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей. Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.