Папки-передвижки

Консультация «Возможности дидактических игр в развитии младших дошкольников»

Гелена Кузнецова
Консультация «Возможности дидактических игр в развитии младших дошкольников»

Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются маленькие дети, предоставленные сами себе, они называют игрой. Для ребенка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира «детской» и построить свой собственный мир.

Игра, а также связанные с ней виды деятельности (конструирование, изобразительная и музыкальная деятельность и др.) является наиболее эффективными формами развивающего обучения младших дошкольников, которые очень часто преобразуют познавательную задачу в игровую или практическую, имеющую для них личностный смысл. В дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается как универсальное средство воспитания и развития детей. Развивающий эффект дидактических игр, имеющих стабильную форму и структуру, определяется содержанием, характером дидактических материалов. Игровые действия и взаимодействия детей определяются правилами. Заданная структура дидактической игры позволяет насыщать ее новым содержанием, отражающим современную жизнь, создавать новые варианты игр. Системы дидактических игр впервые были разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем и М. Монтессори. Специфическим признаком дидактической игры является сочетание условного игрового плана деятельности с ее развивающей направленностью. Дидактическая игра, как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

Публикация «Консультация „Возможности дидактических игр в развитии младших дошкольников“» размещена в разделах

•Игры-занятия;

Дидактические игры.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений и включает в себя:

- обучающую и игровую задачи;

- игровое действие и игровые правила.

Обучающая (дидактическая) задача позволяет воспитателю добиваться в игре конкретных результатов, ориентированных на развитие тех или иных качеств детей (формирование сенсорных способностей, развитие воображения, слухового восприятия и т. д., на закрепление знаний, умений, навыков и представлений.

Обучающая задача доводится до детей в виде игровой задачи, имеющей характер практических заданий.

Игровое действие позволяет детям реализовать поставленную перед ними задачу и является способом поведения, деятельности в игре.

Игровое действие направлено на выполнение игрового правила, которое, в свою очередь, ограничивает своими рамками проявление активности детей в игре, указывает, как должны выполняться игровые действия.

Дидактическая задача, игровое действие и игровые правила тесно взаимосвязаны. Каждый компонент дидактической игры напрямую зависит от обучающей задачи и подчиняется ей: игровое действие невозможно определить, не зная поставленной задачи; игровые правила способствуют решению обучающей задачи, но чем больше ограничений в игре, тем сложнее решить поставленную задачу.

Содержание дидактических игр и порядок постановки дидактических задач определяются программой.

Дидактические игры могут содержать сразу несколько обучающих задач (например, в словесной игре: развивать слуховое восприятие детей, активизировать речь, согласовывать слово и действие).

На характер игрового действия влияет дидактический материал и дидактическая игрушка.

Педагог должен контролировать развитие игровых действий, постепенно разнообразить их, придумывая новые интересные повороты в игре. Для развития игровой деятельности необходимо всякий раз ставить перед детьми новые задачи, побуждающие их усваивать новые правила и действия.

Для того чтобы дидактическая игра была полноценной, в ее структуре должны присутствовать все указанные выше компоненты, иначе она превращается в дидактическое упражнение, целью которого является оттачивание различных навыков, действий, операций. Такая тренировка сама по себе тоже имеет важную роль в умственном и практическом развитии детей в том случае, когда необходимо в чем-то поупражняться.

В педагогической литературе встречается несколько классификаций дидактических игр : по игровому действию и правилам, по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.

Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры. Для того чтобы дидактические игры дали положительный результат в организации их также необходимо учитывать общедидактические принципы. Среди них - принцип систематичности и последовательности. Исходя из него, дидактические игры должны проводиться в определенной последовательности, распределятся от простого к сложному.

Для прочного усвоения сенсорных эталонов необходимо неоднократное повторение игр.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр для обучения младших дошкольников техническим приемам и навыкам в изодеятельности В изобразительном искусстве под техникой (от греческого искусная и искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов.

Конспект занятия по ФЭМП у младших дошкольников при помощи дидактических, словесных игр и игровых заданийКонспект занятия по ФЭМП у младших дошкольников при помощи дидактических, словесных игр и игровых заданий Тема:"Волшебное путешествие в сказку" Цель: закрепление основных разделов программы: количество, величина, форма, ориентировка в пространстве.

Консультация «ФЭМП у младших дошкольников при помощи дидактических, словесных и игровых заданий» Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания,.

Консультация «Коррекционные возможности художественно-творческих видов детской деятельности в развитии речи и мелкой моторики» Развитие ребенка происходит в разных видах детской деятельности: речевой, коммуникативной, познавательной, предметной, игровой, элементарной.

Консультация «Значение дидактических игр в развитии речи детей» Развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный.

Проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии младших дошкольников» Автор проект: Бабженко С. Г. Вид проекта: коммуникативно-творческий. Продолжительность: долгосрочный. Участники проекта: воспитатель, дети.

Роль театрализованной деятельности в развитии младших дошкольников (игры-драматизации)Роль театрализованной деятельности в развитии младших дошкольников (игры-драматизации) МБДОУ №61 г. Железногорск Воспитатель группы №2 «Гномики» Зульфия Сайфуловна Сабитова Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает,.

Сообщение из опыта работы по теме: «Использование художественной литературы в познавательном развитии младших дошкольников».Сообщение из опыта работы по теме: «Использование художественной литературы в познавательном развитии младших дошкольников». Цель: Формировать у детей интерес к книге как источнику знаний. Задачи: -развивать познавательный интерес; -формировать у детей умение воспринимать.

Возможности игрушки в развитии словаря детей раннего возраста С каждым годом жизнь требует все больший объем знаний не только от нас, взрослых людей, но и от детей. Одним из условий успешного обучения.

Возможности семьи в речевом развитии ребёнка Есть такая шутка: «Сначала родители учат нас ходить и говорить, а потом требуют, чтобы мы сидели и молчали». Действительно, на первых порах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Возможности дидактических игр в развитии младших дошкольников»
Опубликовано: 21 декабря 2015 в 12:03
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД