МААМ-картинки

Возможности игры в коррекционной работе с детьми раннего возраста

Ольга Лашевская
Возможности игры в коррекционной работе с детьми раннего возраста

Лашевская О. В., учитель-логопед

Санкт-Петербурга

Семинар ИГРА

Возможности игры в коррекционной работе с детьми раннего возраста.

Анализ литературы, результаты экспериментальных исследований подтверждают актуальность вопроса изучения речевых и неречевых психических процессов у детей раннего возраста. Как составная часть общего воспитания ребенка, развитие его речи тесно связано с развитием его познавательных и умственных способностей. Развитие речи и умственных способностей ребенка неотделимы.

Публикация «Возможности игры в коррекционной работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах

Известно, что именно в раннем возрасте наилучшим образом развиваются многие психические функции. Тема раннего развития детей очень популярна, а проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения. Время диктует свои условия: сейчас к семи годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звукобуквенный анализ слов. Поэтому, чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться в работе. Особенно пристальное внимание требуется в случае, если ребенок отстает в речевом развитии.

Учеными доказан тот факт, что речь является важнейшей психической функцией человека, которая развивается прежде всего как средство общения с окружающими. Именно в речи реализуется основная коммуникативная функция языка. Развитие речи традиционно осуществляется в различных видах деятельности детей. И таким наиболее доступным для детей видом деятельности является игра.

Уже в раннем возрасте ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой – либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы.

В совместной игре с близкими людьми, с другими детьми малыш учиться понимать смысл происходящего, прежде всего, в его собственной жизни; расширяется запас его знаний об окружающем мире. Благодаря игровому подражанию и осмыслению сюжета игры прогрессирует и развитие речи. Помните: своевременному возникновению речи способствует атмосфера любви и доброжелательного внимания взрослых к малышу. Больше разговаривайте с ним. Называйте все предметы, с которыми вы вместе играете, свои действия, действия других людей и самого ребёнка, комментируйте происходящее. Побуждайте его к речи обращениями: «Скажи…», «Назови…; вопросами: «Что это?», «Где?» и пр. Не коверкайте свою речь, общаясь с ребёнком. Говорите так, чтобы он понимал вас, и в то же время излишне не упрощайте свою речь. Создавайте в семье богатую речевую среду. Пусть малыш слышит, как вы общаетесь со своими близкими. Вовлекайте его в общий разговор.

Помогайте осваивать действия с игрушками. Родители часто жалуются на то, что дети быстро теряют интерес к игрушкам, требуя всё новые и новые. Это происходит потому, что на ранних этапах детства малыши ещё не умеют общаться с предметами по их назначению, а однообразные манипулятивные действия с ними быстро истощают первоначальный ярко выраженный интерес к новому предмету. Помните: понять, как нужно действовать с игрушкой, малыш может только с вашей помощью; любой предмет приобретает особую притягательность для ребёнка, если с ним действовал взрослый, а тем более если они играли вместе.

Играйте с детьми в разные виды игр. Большое значение для психического развития ребёнка имеют сюжетные игры. Как средство познания окружающего мира, сюжетная игра способствует развитию образного мышления и воображения. Для того чтобы игра возникла и развивалась полноценно, взрослые должны постоянно вовлекать в неё ребёнка, организуя совместные игры. Попросите малыша помочь покормить куклу, мишку, зайца, распределяя с ним игровые действия: «Давай покормим куклу. Я ей дам кашку, а ты напои её чаем». Организуя игровое общение, соблюдайте важное правило: не превращайте игру в занятие, избегайте поучающего тона и замечаний. Старайтесь обогащать игру ненавязчиво, поощряйте его игровую инициативу. Ребенок, научившийся играть в сюжетные игры, в целом более организован и целенаправлен в поведении.

Используйте эмоциональные игры. Такими играми богата народная педагогика. К ним относятся игры – забавы, потешки – «ладушки», «сорока – белобока», «коза – рогатая» и др. Богатые возможности для такого рода игр дают и произведения детских поэтов. Несмотря на свою внешнюю простоту и доступность, фольклорные и авторские детские произведения обладают огромным развивающим потенциалом. Они способствуют эмоциональному раскрепощению ребёнка, развитию речи, воображения, произвольности действий, умения действовать синхронно с партнёром.

Организуйте подвижные игры с предметами и без предметов: прятки, «догонялки», игры с мячами, кеглями и пр. Очень интересны и полезны подвижные игры, которые предполагают совместное выполнение одних и тех же действий. В такие игры можно играть с малышами (два – три ребёнка) дома или на прогулке. Предлагайте им вместе попрыгать, потопать ножками, похлопать в ладошки, покружиться, показывая образец действия и задавая ритм движений, сопровождая их детским стишком или песенкой. При этом надо обращать внимание детей друг на друга, называть их по имени, хвалить за то, как они хорошо и дружно играют. Включайте игры в воображаемые ситуации. Например, играя в прятки, можно искать не только друг друга, но и спрятавшиеся игрушки; подбрасывая или катая друг другу мяч, можно «одушевлять» его: «Мой весёлый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь? Красный, жёлтый, голубой, не угнаться за тобой!».

Организуйте игры – драматизации. Рассказывая ребёнку сказку, не забывайте разыграть перед ним сюжет. Например, при чтении «Курочки Рябы» покажите, как дед зовёт на помощь бабку, как они бьют яичко, как плачут; рассказывая «Репку», изобразите, какая она выросла большая и как персонажи сказки тянули её из земли. Побуждайте ребёнка действовать вместе с героями произведения. Слушание с опорой на действие помогает малышу лучше понять речь взрослого, осознать смысл происходящего, пережить вместе с персонажами их чувства, выразить им сочувствие.

Используйте игры – фантазии. Организуйте игры, в которых ребёнок сможет изображать предметы рукотворного мира, живой и неживой природы (изображайте вместе с ним снежинки, осенние листья, самолёт, машину и пр.).

Читая детские стишки и рассказы, предлагайте изображать действия персонажей, имитировать их голоса. Например, сначала покажите сами, а потом попросите малыша показать как «идёт бычок, качается», как «наша Маша громко плачет»; предложите изобразить, как петух машет крылышками, как облизывается кошка, как пищит птенчик, как лает собачка, как скачет лошадка, как крадётся хитрая лиса и пр. Присоединяйтесь к действиям ребёнка, играйте вместе.

Огромное удовольствие доставят детям игры с бумагой и красками. Разложите на полу или столе большой лист бумаги, приготовьте краски, кисточки по числу участников игры. Нарисуйте несколько домиков в разных углах листа, скажите детям, что это их домики и что они могут ходить друг к другу в гости. Предложите им, макая кисточки в краску, делать следы на бумаге, «шагая» друг к другу. То же самое можно делать с помощью пальчиков. Эту игру можно разнообразить: нарисовать на бумаге озеро или лесную полянку с деревьями и с помощью тех же изобразительных средств вместе дорисовывать рыбок в озере или птичек на деревьях.

Совместные игры можно организовать с песком, изготавливая из него с помощью формочек куличики, делая горки, тоннели, или с водой, пуская друг другу кораблики или мыльные пузыри. Имейте в виду, что игры и занятия по развитию мелкой моторики рук способствуют своевременному возникновению речи. Сортируйте вместе с ребёнком мелкие предметы, нанизывайте на леску бусины, застёгивайте и расстёгивайте пуговицы, молнии, делайте упражнения для пальцев, сопровождая их соответствующими стишками. Используйте в коррекционной работе пальчиковые сюжетные игры.

Для педагога руководство игрой является одним из наиболее сложных аспектов его работы. Он должен уметь руководить игрой, исходя из возможностей ребёнка, не подавляя его инициативы и интересов.

Основные требования к руководству игрой детей раннего возраста раскрываются в трудах Н. М. Аксариной, Ф. А. Фрадкиной, С. Л. Новосёловой, Е. В. Зворыгиной и других. Играя с детьми, знакомя их с новыми предметами, обучая различным действиям, не подменяйте общение безликим руководством, манипулированием и «натаскиванием». Всегда помните о том, что в основе развития игровой деятельности должна лежать личностная адресованность взрослого к ребёнку. Об этом свидетельствуют исследования, проведённые психологом М. И. Лисиной. Она сравнивала поведение малышей полутора лет в условиях различного взаимодействия со взрослым. Детям одной группы давали игрушки, а взрослый занимал позицию наблюдателя, никак не реагируя на действия малыша. В другой группе взрослый играл сам на глазах ребёнка, однако его действия не были адресованы малышу, взрослый играл как бы сам с собой. И, наконец, в третьей группе взрослый организовывал «обращённый показ», то есть разыгрывал перед ребёнком представление, адресуя ему свои действия, называя его по имени, улыбаясь ему, вовлекая в игру. Занятия проводились индивидуально с ребёнком каждой из трёх групп. Во всех трёх ситуациях дети так или иначе действовали с предметами. Однако в первом случае эти действия были примитивны и однообразны. Малыши быстро теряли интерес к игрушкам, начинали хныкать, смотреть по сторонам. Во втором случае они были более активны, но их действия с предметами носили характер скорее беспорядочного возбуждения: многократно повторялись одни и те же манипуляции, а потраченная на это энергия оставалась малопродуктивной. В третьем случае дети с удовольствием наблюдали за действиями взрослого, подражая им, постепенно присоединялись к игре, довольно долго продолжали начатую игру после того, как взрослый оставлял ребёнка одного. Можно сделать однозначный вывод о том, что взрослый нужен ребёнку как доброжелательный партнёр, соучастник игровой деятельности, как «эксперт» его игровых умений. Поддерживайте инициативу малышей в играх, радуйтесь вместе с ними полученному результату, привлекайте их внимание к действиям друг друга, поощряйте проявление сочувствия.

Помните, что игра в коррекционной работе - это не самоцель, а средство воздействия на ребёнка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка.

Список литературы

1. Аксарина Н. М. Развитие и воспитание ребёнка от рождения до 3 лет/ Н. М. Аксарина, М. Ю. Кистяковская, Н. Р. Ладыгина, Н. Р. Эйгес. М. :1969

2. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии/ Т. А. Власова, М. С. Певзнер. -М.

3. Левченко И. Ю. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками/ И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова – М. :Книголюб, 2008.

4. Лурия А. Р. Развитие речи и формирование психических процессов/ Психологическая наука в СССР т. 1.

Публикации по теме:

Игры и упражнения с детьми раннего возраста в работе педагога-психолога в период адаптации .

Интерактивные комплексы и их применение в коррекционной работе с детьми имеющими особые возможности здоровья Инновационная деятельность в дошкольном учреждении, очень популярное направление для специалистов, работающих с детьми с ОВЗ и детьми –.

Использование ИКТ-дидактических игр и упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНРИспользование ИКТ-дидактических игр и упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР Аннотация Данная методическая разработка предназначена для воспитателей групп компенсирующей направленности (ТНР). Учителей-логопедов, воспитателей.

Консультация для родителей «Возможности дидактической игры в сенсорном воспитании детей раннего возраста» Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила.

Проект по физической культуре «Подвижные игры в работе с детьми раннего возраста»Проект по физической культуре «Подвижные игры в работе с детьми раннего возраста» Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Речевые игры, их значение в коррекционной работе с детьми Речевые игры, их значение в коррекционной работе с детьми (из опыта работы) МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 г. Шебекино».

Технология «Синквейн» в коррекционной работе с детьми дошкольного возрастаТехнология «Синквейн» в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста Цель: • формирование навыков лексико-грамматического оформления речи дошкольников Задачи: • развитие навыков речевого общения, речевой коммуникации;.

Использование речевых игр и упражнений в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста Оглавление Введение…. Глава I. Теоретические основы использования речевых игр и упражнений в коррекционной.

Возможности проектной деятельности как педагогической технологии в работе с детьми-сиротами Возможности проектной деятельности, как педагогической технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми раннего возрастаЗдоровьесберегающие технологии при работе с детьми раннего возраста Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. Одна из мер, обеспечивающих более успешного их развития – это здоровое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности игры в коррекционной работе с детьми раннего возраста
Опубликовано: 31 марта 2019 в 17:34
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД