Папки-передвижки

Возможности проектной деятельности как педагогической технологии в работе с детьми-сиротами

Шакирова Ольга Алексеевна
Возможности проектной деятельности как педагогической технологии в работе с детьми-сиротами

Возможности проектной деятельности, как педагогической технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Шакирова О. А.

Краевое Государственное Бюджетное учреждение «Центр содействия развитию семейных форм устройств «Росинка»

п. Усть-Камчатск, Камчатский край.

«Писать просто и ясно также трудно,

как быть искренним и добрым».

(Сомерсет Моэм)

Публикация «Возможности проектной деятельности как педагогической технологии в работе с детьми-сиротами» размещена в разделах

Социализация детей всегда опосредована взрослыми. В Дисфункциональных семьях – семья является источником травматизации. Ребёнок часто находится в условиях дефицита позитивного общения, его жизненно важные социальные потребности не удовлетворяются, что приводит к дисгармоничному развитию.

Анализируя опыт работы в детском доме, можно сказать, что у детей-сирот наблюдаются следующие проявления: эмоциональная неустойчивость, импульсивность или отсутствие эмоций, депрессивное состояние, виктимность поведения, утрата чувства собственной ценности, самообвинения, непринятие себя, отрицательное самоотношение, несамостоятельность, зависимость, пассивность, повышенный уровень тревожности, страхов, агрессии, вины, обиды, неуверенности, искажённая самооценка, глубокое ощущение неуспешности, чувство одиночества ненужности, когнитивные нарушения. Нарушен процесс самовыражения, доверие к взрослым, отсутствует волевое усилие, малейшие трудности воспринимаются как нечто непреодолимое, вводят в состояние фрустрации, вызывают страх

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, переживают двойную травму: с одной стороны, это плохое обращение кровных родителей (многие дети пережили жестокое обращение, богатый травматический опыт, а с другой сам факт разрыва с семьёй. В результате отрыва от семьи, разрушаются не только социальные и эмоциональные связи, но и сама способность эти связи устанавливать. Непроработанный травматический опыт и утрата доверия затрудняют коммуникацию и вступление в новые отношения. Таким образом, вследствие родительской депривации, жестокого обращения, дети-сироты выпадают из нормального процесса социализации.

Для коррекции у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей эмоционально-личностных нарушений, формирования социально-психологических навыков, умения выражать свои чувства, блокированных стрессовой ситуацией, формирования доверительных отношений, положительного образа взрослого и восстановления позитивного отношения к себе, мы решили реализовать творческий проект «Книжное детство». В этом проекте приняли участие дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте 9 -16 лет, обучающие по общеобразовательной программе, а также дети с ОВЗ, обучающие по специальным коррекционным программам седьмого и восьмого вида.

Проектная деятельность – это способ достижения цели ребёнком самостоятельно, которая завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным в виде детской книги.

В основе проектной деятельности лежит деятельностный подход. Под деятельностным подходом мы понимают такой способ организации деятельности, при котором дети являются не пассивными «приёмниками» информации, а активными участниками этой деятельности [Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн]. В результате чего формируются универсальные учебные действия, как способность субъекта к саморазвитию, к самореализации путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Л. С. Выготский рассматривал психическое развитие ребенка как целостную систему. С. Л. Рубинштейн считал, что именно «самодеятельность» ребёнка является источником развития психических свойств.

Творчество само по себе обладает огромной целительным действием [Э. Крамер], так как снимает психологические зажимы и даёт большую внутреннюю свободу. Решение проблемы происходит не через беседу, а через действие.

Психолог Т. В. Кудрявцев указывал на необходимость двух форм творчества: 1) творчество как «открытие для других», 2) творчество «как открытие для себя».

В первом случае цивилизация пополняется новыми техническими изобретениями, произведениями искусства, научными открытиями.

Во втором случае – на первый план выступает субъективная сторона продуктов творчества. Результат «открытие для себя» - не столько создание нового предмета, сколько изменение в самом ребёнке, возникновение у него новых способов деятельности, умение самостоятельно приобретать необходимые знания, умения, навыки и применять их на практике. Иначе говоря, «открытие для себя» – это «открытие себя, внутреннее изменение себя» через внутреннюю активность.

Внутренняя активность является фундаментом саморазвития, той движущей силой, которая позволяет не только присваивать социальный опыт, но и активно взаимодействовать с социальной средой. А это не что иное, как готовностью гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Именно поэтому творчество образует основу психического развития. Вхождение ребёнка в мир человеческих отношений – это непрерывная цепочка «открытий для себя, развитие себя».

Цель проекта : Развитие личности ребёнка через создание детской книги.

Задачи:

1. Отреагирование негативных переживаний, проработка травматического опыта, гармонизация эмоционального состояния.

2. Преобразование образа жертвы в созидательно-творческий образ, активизация внутреннего ресурса.

3. Формирование способности к саморазвитию, самовыражению, позитивного отношения к себе, повышение чувства собственной значимости.

4. Развитие коммуникативных навыков, психических процессов, умения выражать свои чувства, уверенности в себе, творческих способностей.

5. Повышение ценностного отношения к книгам, к результату своей деятельности, обогащение положительными эмоциями.

В самом начале детям, очень понравилось сама идея создания книги. Они одновременно будут и писателями, и художниками. Начали писать простые короткие рассказы, сказки, стихи и делать к ним иллюстрации через рисование.

Работа велась по следующим этапам:

1. Этап – освещали темы «Я и окружающий мир».

Дети описывали животных, деревья, птиц, окружающие предметы, цветы, сказочных персонажей: «Белочка, Зайчик, Ёлочка, Приведение, Пианино, Дракон и другие.

Затем мы стали использовать темы о явлениях природы, о событиях в их жизни: «Почему я люблю зиму, Новый год, Пасха, Поездка в гости, Космос, День рождение, Что я люблю кушать, Поездка в город, Цирк, Мои друзья, Планетарий» и другие.

2. Этап – освещали темы «Я и мой внутренний мир». Дети рассказывали о своих переживаниях: «Злость, Обида, Ненависть, Любовь, Страх, Радость, Дружба, Ревность.

Уже на первых занятиях участники проекта столкнулись с трудностями в рисовании образа, сочинения рассказа, сказки или стихотворения. Трудности вызывали бурную отрицательную эмоциональную реакцию. Вспышки гнева влекли за собой не только вербальную агрессию, но и физическую, которая часто сопровождалась уничтожением рисунка, записей, плачем, истерикой, отказом от деятельности. У детей-сирот имеется стойкая убеждённость в том, что задуманное у них никогда не получится или будет хуже всех. Им легче отказаться от деятельности, чем приложить усилия и постараться преодолеть данную трудность. С помощью взрослых, преодолевая слёзы, страх, неуверенность, злость, обиду, зависть, дети постепенно стали справляться с трудностями, появились первые творческие работы. Ситуация успеха формировала интерес к деятельности, а следовательно и повышала мотивацию к деятельности. Таким образом, через создание творческих работ, дети учились верить в себя и преодолевать трудности.

Спустя полгода, мы решили дать возможность участникам проявить активность и самостоятельность, объявив, что они могут писать рассказы, сказки, стихи на свободные темы. Дети даже обрадовались и самостоятельно сочиняли, делали иллюстрации. Конечно, трудности в создании иллюстрации, в написании начала или конца произведения или подбор рифмы, конечно же, были. Поэтому взрослые всегда помогали в реализации того или иного замысла.

Свои произведения дети часто создавали на основе событий и явлений, которые происходили в их жизни: «Мой подарок, Неожиданная встреча, Мой телефон, Мой характер, Любимая игрушка, Моя семья, Любимый сказочный герой, Поездка в зоопарк, На рыбалке, Летний лагерь, Лето, Случай зимой, Дерево счастья, Кукольный театр, У меня появилась надежда, Моя жизнь, Чувство, которое мне мешает, Символ жизни, Мои планы на будущее, На катке, У меня появилась надежда» и другие.

Книга – это некий друг, кому ребёнок сможет довериться, зная, что этот друг его никогда не придаст, не осудит, не причинить боль. Это средство выражения чувств, исследование отношений и самореализация. Художественный продукт часто связан с эмоциями, потребностями и воспоминаниями. Дети проецируют свои чувства и мысли на созданный ими образ. Данный образ является мостиком для проговаривания своих переживаний. Рисунок для ребёнка является тем же, чем речь является для взрослого.

Для создания образов использовали разные изобразительные материалы: рисунок на бумаге, рисунок на стекле, работа с песком, работа с фольгой, аппликация, коллаж. Объёмные продукты творчества фотографировали и помещали в книгу как иллюстрацию. Работа с изобразительными материалами, в одних случаях позволяет получить седативные эффекты и снять эмоциональное напряжение. В других – отреагировать травматический опыт. Самовыражение позволяет гармонизировать эмоциональное состояния через трансформацию негативной энергии в творческую деятельность. Многие рассказы и сказки заканчивались печальным концом: погибали один или все герои (что позволяет увидеть суицидальные наклонности у ребёнка, а это признак эмоционального неблагополучия). Поэтому мы пытались помочь детям изменить концовку. Истории и сказки с положительным концом создают в бессознательном ребёнка чувство психологической защищённости и своеобразный «запас прочности», так необходимый в самостоятельной взрослой жизни. Дети – сироты часто жили с ощущением угрозы, и возможно, редко испытывали чувство психологической безопасности и защищённости. Именно это чувство является важнейшим условием полноценного развития ребёнка.

Самопознание ребёнка углубляются благодаря описанию образа, характера героя, его поступков, способов взаимодействия с окружающим миром, образа жизни. Литературная деятельность позволяет свободно реализовать себя в мечтах и фантазиях. Это попытка ребёнка самостоятельно организовать свой личный мир, это произвольная, внутренне мотивированная деятельность. Самовыражаясь, ребенок «запускает механизм» самопознания и саморазвития, активизирует рефлексивные процессы [Л. И. Боровиков]. Развитие творческих сил ребёнка переходящее в саморазвитие, активизирует все психические функции, повышает уверенность, обогащает положительными эмоциями, преобразует образ жертвенности в созидательно-творческий образ.

Терапевтический эффект достигался за счёт того, что ребёнок получал возможность свободного самовыражения, самопроявления, творческого поиска новых сюжетов, а также безоценочного принятия взрослыми продуктов творчества. Именно интерес взрослых к детским работам повышают их самооценку, чувство собственной значимости, степень самопринятия и самоценности. Поэтому в конце учебного года мы поощряем наших участников проекта и делаем выставку детских книг на праздники, дни открытых дверей.

Проектная деятельность «Книжное детство» соединила разные виды арт-технологий : сказкотерапию, песочную терапию, изотерапию, игротерапию, которые не только создают условия для позитивного изменения, но способствуют положительному взаимодействию детей и педагогов, формируя доверительные отношения и положительный образ взрослого в сознании ребёнка. Всякая новая ступень в развитии личности ребёнка, есть одновременно новая форма взаимодействия. Таким образом, идёт социальное развитие и становление личности.

Для того чтобы отследить динамику развития, мы разработали критерии и вели карту наблюдений для каждого участника проекта «Книжное детство» (см. приложение). Анализируя карту наблюдения динамического развития, можно увидеть, как меняется количественный и качественный показатели уровня развития. Следовательно, проектная деятельность является эффективным методом, обладающий большими возможностями для реабилитации, коррекции и развития личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

«Книга - это окошко, через которое дети видят, познают мир и самих себя». (В. А. Сухомлинский).

Дракон.

Жил-был маленький дракон. Его никто не любил. Он решил отправиться в другую страну под названием Бутов. В этой стране росли красивые цветы, вкусные ягоды и фрукты, необыкновенные деревья. Жили различные животные, птицы, насекомые, даже аватар. По характеру они были весёлые, добрые, любили шутить, играть. Дракон познакомился и подружился с жителями этой страны. Он полюбил своих новых друзей, а друзья его и не хотел улетать от них. Тогда жители пригласили маленького дракона остаться жить с ними. Дракон с радостью согласился. Он нашёл свою семью.

Ненависть.

У меня очень часто возникает чувство ненависти. Она поселяется в моё м сердце и просто притягивает другие плохие качества: злость, обиду и ложь. Ненависть возникаем у меня к детям, которые лезут в мои дела, и которые их не касаются. Мне хочется высказать всё плохое этому ребёнку. Свою ненависть я изобразила в виде кольца. Если это кольцо исчезнет, то возможно ненависть исчезнет навсегда из моего сердца. С этим плохим чувством мне помогает справиться разговор по душам, радость, добрые дела. Ненависть боится добра, веселья, смеха. Поэтому нужно всем быть добрее и веселее, Может тогда ненависть не сможет завладевать нашими сердцами.

Мой страх.

Я изобразила свой страх в виде кляксы – липучки, которая постоянно липнет ко мне. Вообще я боюсь очень многого: высоты, отвечать на уроках, пауков, уколов, даже встать в новогодний хоровод. Очень хочу в семью, но опять боюсь, потому что думаю, что нас никто не возьмёт. Вот недавно у меня была ситуация в четверг: я пошла на урок истории. Встала начала рассказывать и всё забыла. Мне учитель сказал сесть, и повторить. Я повторила, но ответить не смогла, так забоялась, что ничего не могла сказать, и учитель мне поставил двойку. Мой страх живё т внутри моего тела: в горле, в руках, в голове. Он заставляет меня молчать. Страх дружит с испугом, неуверенностью, с гневом, злостью и трусостью. Он боится доброты, уверенности в себе и смелости. Мне помогает справляться со страхом разговор с друзьями. Когда я разговариваю с друзьями, то потом смеюсь. Иногда просто что-нибудь рисую. Прогулка на свежем воздухе помогает успокоиться. Желаю всем побеждать свой страх. Он мешает учиться и выступать.

Дерево счастья.

В одном волшебном саду росло дерево счастья. На этом дереве созревали волшебные апельсины. Если человек съест один апельсин, то у него случиться счастье. Один мальчик залез в волшебный сад, нашёл это дерево и съел один апельсин. И у него появилось счастье. Он стал учиться хорошо, вежливо относиться к старшим. Он про это дерево сказал младшей сестре. И она тоже съела волшебный апельсин. И сразу стала счастливая. Ей подарили то, о чём она мечтала долгое время. Мама купила ей планшет и красивое платье. По всем контрольным в конце четверти получила пятёрки. Но однажды мама тяжело заболела. Никакие лекарства ей не помогали. Тогда дети решили принести маме волшебный апельсин с дерева счастья. Мама съела и сразу поправилась. Дети очень обрадовались, потому что случилось счастье – мама выздоровела.

Моя семья.

У нас была большая семья: бабушка Нина, бабушка Галя, дедушка Коля, дядя Лёша, дядя Миша, мама, папа, сестра Настя, брат Саша и я. Мама работала в магазине, дядя на рыбалках, бабушки на пенсии, а с папой я не разговариваю. Сейчас я с сестрой и братом живём в детском доме «Росинка». Мне здесь очень нравится. Мы много выступаем, разучиваем стихи, песни, ставим сказки, рисуем, играем, справляем различные праздники. Зимой катаемся на лыжах и коньках, а летом ездим на велосипедах. Вот такая жизнь у меня в детском доме. Не знаю почему, но я очень хочу, чтобы у нас появились любящие родители и хорошая семья.

У меня появилась надежда.

Моё большое желание было – жить в хорошей семье. И вот однажды, директор нашего детского дома пригласила меня в кабинет, рассказала о том, что меня хотят взять в семью. Елена Анатольевна отдала мне письмо. Я очень боялась читать это письмо, и мне было как-то не себе. Затем я пошла в свою группу. Все девочки стали спрашивать: «Что случилось?» Но я не могла ответить, потому, что была в шоке от того, что узнала про новую семью. Я долго не могла решиться: соглашаться или нет, даже плакала. Мы обсуждали эту ситуацию с Ириной Сергеевной, Ольгой Алексеевной, Натальей Сергеевной. Я успокоилась, перестала бояться и решила написать письмо новым родителям. Через три дня письмо было готово, и мы его отправили по электронной почте. А на следующий день я собралась духом и решила позвонить. Познакомилась с Ольгой Юрьевной, поговорила и поняла, что бояться не стоит. Настал день, когда нужно было ехать в город, чтобы познакомится с новой семьёй. В автобусе меня снова охватил необъяснимый страх. На автостанции меня встретила Ольга Юрьевна, она мне понравилась. Мой страх постепенно прошёл. Мы поехали к ним домой, познакомилась с их сыном Кириллом, кошкой Алисой и собакой Асей. Я пробыла в гостях у новых родителях пять дней. Мы ездили на океан, в Паратунку купаться, в контактный зоопарк «Ноев Ковчег». В городе мне очень понравилось, не хотелось уезжать. Буду ждать зимних каникул, чтобы снова приехать в город. Я чувствую, что уже не боюсь и моя мечта скоро осуществиться. Жалко только расставаться со своими друзьями.

Доброта.

Доброта для меня – это помогать своим друзьям в трудную минуту. Чувство доброты живёт у меня в сердце. Я изобразила моё чувство в виде солнца, потому что когда сделаешь что-то хорошее, то на душе становится теплее. Доброта дружит с другими хорошими чувствами: пониманием, заботой, весельем, терпением, радостью, дружбой. Я бы хотела поделиться добротой со своей подругой Настей. Мне кажется, ей не хватает доброты, потому что она нетерпеливая, часто кричит на детей. Доброта - тёплое и улыбчивое чувство, дарит всем хорошее настроение и радость. Доброте меня научили воспитатели детского дома, мои старшие сёстры Люба и Лена, наш психолог и мой учитель.

Свет против тьмы.

Я видела снег, я видела горы, я видела реки, озёра и море.

Я видела всё, что есть на планете:

деревья и сопки, закаты, рассветы.

Я видела город в цветных огоньках,

узоры на окнах, гирлянды в цветах.

Я видела свет, я видела тьму, и знала, что я туда попаду.

Исправлю тот мир, где была темнота

И солнце взойдёт и мрак пропадёт.

Я знала, что справлюсь и мир изменю.

И яркие краски в мечтах воплощу!

Публикации по теме:

Интерактивные комплексы и их применение в коррекционной работе с детьми имеющими особые возможности здоровья Инновационная деятельность в дошкольном учреждении, очень популярное направление для специалистов, работающих с детьми с ОВЗ и детьми –.

Лэпбук как разновидность проектной деятельности в работе дошкольного учрежденияЛэпбук как разновидность проектной деятельности в работе дошкольного учреждения Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить ребенка ставить.

Фотоотчет «Использование техники sand-play как элемент арт-технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Фотоотчет «Использование техники sand-play как элемент арт-технологии в работе с детьми дошкольного возраста» Как же все-таки верны слова К. Д. Ушинского, ведь нет на свете ничего проще, доступнее и многообразнее, чем обычный песок. Что же делать,.

Использование педагогической технологии развивающих игр Б. П. Никитина в организации образовательной деятельности Всем известно, что для детей, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Борис Павлович Никитин говорил: «Игрушки, игры.

Мастер-класс. Опыт работы по проектной деятельности в работе с детьми среднего возраста «Снегурочка» Ну и последний 3-й проект с созданием мини- музея был «Снегурочка» Вся работа проходила так же поэтапно. В создании музея нам тоже помогали.

Мастер-класс. Опыт работы по проектной деятельности в работе с детьми средней группы «Люблю березку русскую» Мини-музей, как результат совместной работы с родителями в рамках проектной деятельности В последние годы усиливается тенденция инновационных.

Отчет о проектной деятельности с детьми второй младшей группы «Фольклор как средство речевого развития детей» Во второй младшей группе №4 в течение года был проведен информационно – творческий проект на тему: «Фольклор, как средство речевого развития.

Возможности игры в коррекционной работе с детьми В дошкольном возрасте формируется сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание назвать ребенка личностью, еще не вполне.

Возможности использования экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен.

Занятие с применением педагогической технологии развития музыкально-художественного восприятия в интегрированной деятельности Тема: «Музыкальные образы волшебного озера». Цель: Развивать музыкально-художественное восприятие в процессе интегрированной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности проектной деятельности как педагогической технологии в работе с детьми-сиротами
Опубликовано: 16 ноября 2018 в 03:19
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД