Галина Добрякова
Возможные трудности при организации взаимодействия с семьями. Мотивация родителей на сотрудничество с ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Возможные трудности при организации взаимодействия с семьями. Мотивация родителей на сотрудничество с ДОУ
Одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность. (Слайд 2)
Публикация «Возможные трудности при организации взаимодействия с семьями, Мотивация родителей на сотрудничество с ДОУ» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Часто доводится слышать от педагогов, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно добиться, если соблюдается принцип единства действий между педагогами и родителями. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей предполагает взаимопонимание и взаимодействие педагогов и родителей.
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) одним из требованием к взаимодействию дошкольной организации с родителями является - стремление к пониманию связи «ребенок-мать», «ребенок-отец». (Слайд 3) Педагогу важно определить, к какому стилю родительства относится каждая семья.
Существует четыре стиля родительских отношений.
Авторитарные родители. Их девиз: дашь ребенку палец – откусит всю руку! Такие родители устанавливают правила, но не объясняют их детям. Стратегия дисциплинирования – строгая, коммуникационный стиль закрытый и односторонний, ребенка контролируют до самой зрелости. Обычно в такой семье не достается человеческого тепла, родители несколько холодные и отстраненные. Дети же нередко вырастают либо пассивными, либо бунтарями.
Родители разрешающие или либеральные. Они смотрят на поступки детей сквозь пальцы. «Ну это же дети!» – девиз таких родителей. С одной стороны, либеральные родители дают детям возможность учиться на ошибках, исследовать мир и принимать решения самостоятельно. Требования к детям низки или полностью отсутствуют. Контроля тоже немного. Статус родителя – друг, общение – на равных.
Третий стиль – демократический или авторитетный. Такие родители устанавливают высокие стандарты для своих детей, при этом сохраняя душевную близость и оказывая поддержку. Они объясняют правила детям и готовы обсуждать эти правила вместе с детьми, при необходимости менять эти правила, если ребенку удается убедить родителей своими аргументами. Ребенку предоставляют свободу в том, чтобы иметь дело с последствиями своего выбора, своеволиями. Дети в таких семьях растут счастливыми, здоровыми, открытыми и социально-адаптированными.
Родитель-пофигист обеспечивает основные потребности ребенка, но кажется мало заинтересованным в ребенке – его развитии, его достижениях. Коммуникация, или отсутствует ее, является односторонней. Ребенку родителя – пофигиста всегда кажется, что папе – маме не до него. (Слайд 4)
Стили родительства, несомненно, оказывают эффект на становление личности ребенка.
– Авторитарный стиль родительства дает на выходе послушных детей, самооценка которых занижена, как, впрочем, и уровень счастья.
– Демократические родители выращивают счастливых, способных и успешных детей.
– Дети разрешающих и все позволяющих родителей не очень счастливы и уверены в себе. Они бунтари и испытывают проблемы с законом, плохо учатся.
– Дети родителей-пофигистов не только несчастны : им не хватает самоконтроля, самооценка низкая, они редко бывают амбициозными и успешными. (Слайд 5)
Подход семьи к воспитанию ребенка усугубляется, если этот ребенок родился «особенным». По данным исследований О. К. Агавеляна рождение ребенка с аномалиями неизбежно влечет за собой родительский кризис, динамика которого представлена четырьмя основными фазами:
Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха. Неотступно преследует вопрос: «Почему это случилось именно со мной?». Нередко родители оказываются просто не в состоянии принять случившееся. Возникает чувство вины и собственной неполноценности. Родителям нужна эмоциональная поддержка.
Вторая фаза – отрицание и негативизм. Отказ от обследования, отрицание выявленных проблем, поиск причин, виновных, хождение по кругу врачей, формирование «семейных» мифов. Родителям необходимо, что бы их выслушали, обсудили их проблемы.
Третья фаза «хроническая печаль» - депрессивное состояние, связанное с осознанием истины, замыкание в кругу семьи. Специалистам необходимо проводить беседы, направленные на ослабление чувства вины и стыда; положительная информация даже о самых маленьких достижениях ребенка; подключение родителей к совместной деятельности детского сада и семьи.
Четвертая фаза – реалистичный этап: адаптационный, «выход» из кризиса. Начало социальной и психологической адаптации, обращение к специалистам, установление адекватных контактов. Родители задают вопросы : «Что можно сделать?» «Как можно помочь?», планируется будущее. Включение родителей в коррекционную образовательную деятельность. (Слайд 6)
Исходя из выше перечисленного, можно сказать, что трудностей в организации взаимодействия детского сада и с семьями воспитанников много : это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами "на равных", как с коллегами, прийти к доверительному, "душевному" общению. (Слайд 7)
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно педагогу. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. (Слайд 8) Опираясь на эмоцию интереса родителя, педагог тем самым формирует дополнительную мотивацию посещения учреждения. Поэтому в такие встречи желательно включать показательные выступления детей, фрагменты занятий, во время которых воспитателем и специалистами доносится до родителей необходимая информация, предлагаются упражнения, задания идеи и игры для дома, родители приглашаются на консультации, стимулируется желание обращаться за советами, поделиться собственным опытом.
Взаимодействие с семьями воспитанников можно выстроить через следующие формы и методы:
родительские собрания, консультации, семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, наглядная агитация, соревнования, конкурсы, викторины, совместные мероприятия, консультации, беседы, педагогическая литература, наглядные пособия, папки – передвижки и многое другое. (Слайд 9)
Таким образом, мы понимаем, что детский сад и семья, используя новые формы взаимодействия и сотрудничества должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. (Слайд 10)