Консультация «Возраст строптивости или кризис трёх лет»

Антонина Баюра
Консультация «Возраст строптивости или кризис трёх лет»

Возраст строптивости, или кризис трёх лет.

Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития (помимо

медленных, постепенных перемен) свойственны скачкообразные переходы -

кризисы. Они необходимы, это - движущая сила развития. Во время кризиса

происходит изменение не только в психическом, но и в физическом развитии

(ранимость центральной нервной системы, бурный рост тела, внутренних

органов). Еще вчера послушный малыш вдруг становится раздражительным,

требовательным, упрямым, неуправляемым? Возможно, он переживает

кризис.

Признаки кризиса трех лет.

УПРЯМСТВО

Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не

воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем.

Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый

сок. Мама заходит в магазин, но там есть только яблочный, малыш

отказывается пить, потому что сок "не тот". Он может очень хотеть пить, но

все равно, требует именно апельсиновый. Ребенок устраивает истерики (чаще

в людных местах): Ваня захотел снять шапку в автобусе, а мама не

разрешила, и вот уже все пассажиры слушают возмущенные вопли ребенка.

СТРОПТИВОСТЬ

Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не

слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия

в воспитании: мама требует одно, папа - другое, бабушка вообще все

разрешает).

СВОЕВОЛИЕ

Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все

преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым

некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей

(вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т. д.).

СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ

Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать

родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно

может использовать "скверные" слова в адрес родителей. Если такое

поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех,

удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий.

Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно

им дерзит и захотят это исправить, то сделать что-либо будет уже поздно.

Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка.

ДЕСПОТИЗМ

Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению

к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность.

Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.

НЕГАТИВИЗМ

Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то,

что это исходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже

вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка

к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда

этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с

удовольствием все съедает.

Что делать родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис

трех лет?

* Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 - 4 года.

* Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения,

станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

* Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (повозможности)

в дела ребенка, если он не просит. Дочь, пыхтя, натягивает

кофточку, так хочется ей помочь, но малышка не оценит Вашего стремления,

скорее всего, она будет громко сопротивляться.

* Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по

несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром,

запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя

убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т. д.). Запретов не должно

быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все

члены семьи (или хотя бы папа с мамой).

* Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами,

поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, привередлива,

то дочь, скорее всего, будет такой же).

* При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на чтонибудь

нейтральное.

* Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что

так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится.

Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.

* Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например,

если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и

пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по-очереди - ложка ему, ложка

Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание,.

* Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать,

какой он уже большой, не "сюсюкаться", не стараться все сделать за малыша.

Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам

интересно.

* Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже

заплаканный, упрямый, капризный.

Вот какие решения преодоления кризиса предлагают психологи:

1. Для малыша важно знать, что каждое утро после того, как он

проснется, его одежда будет лежать на стуле рядом с кроватью, что он

оденется, умоется, будет завтракать вместе с родителями, после почистит

зубы, вымоет руки и будет играть. Подобный простой распорядок

устанавливают и поддерживают родители. Причем, делая это, не повторяют

по сто раз: "Оденься, умойся,. " Они берут ребенка за руку, ведут с собой в

ванную комнату, приговаривая: "А теперь пора умыться". Или: "Пора

убирать игрушки. Эти кубики - словно потерявшиеся автомобили, давай

поищем для них гараж. " Твердый распорядок позволяет свести к минимуму

борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка

выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов.

Нужно только быть рядом, чтобы помочь малышу. Не нужно ожидать от

ребенка, что он по собственному почину сделает то, о чем его просят. Это

возраст повторений, ребенку нужно настойчиво и терпеливо все показывать

снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок

по собственной инициативе.

2. Маленькому ребенку нужны "кирпичные стены" - абсолютные

запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные

запреты создаются родителями и последовательно, строго соблюдаются в

семье (не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не

выходить за пределы двора и т. д.).

Причем, "кирпичные стены" возводят родители не столько на словах,

сколько через создание определенной домашней среды. Никакие суровые

слова, объяснения, шлепки по рукам не смогут воздействовать на

любопытство растущего исследователя. Ребенок скорее будет недоумевать и

обижаться на родителя, который стукнул его за то, что он потянулся к

красивой статуэтке. Лучше просто убрать бьющиеся и опасные предметы так,

чтобы ребенок не мог дотянуться, пока не подрастет настолько, что сможет

обращаться с ними достаточно осторожно.

Мальчикам и девочкам с рождения и до 4-5 лет именно "кирпичные

стены" могут обеспечить физическую и эмоциональную безопасность. В их

сознании благодаря абсолютным запретам возникают границы собственных

возможностей. Дети знают, что родители упорядочили их жизнь, и поэтому

они могут спокойно проявлять свою активность с естественной энергией и

отсутствием внутренних запретов. Дети получают абсолютную свободу в

ограниченных "кирпичными стенами" пределах.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку повзрослеть? Кризис трёх лет» в первой младшей группе Данная консультация поможет родителям малышей разобраться в понятии "кризис трёх лет", а также, что делать, как себя вести, как реагировать.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку повзрослеть? Кризис трёх лет» Описание: Данная консультация поможет родителям малышей разобраться в понятии "кризис трёх лет", а также, что делать, как себя вести, как.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку повзрослеть? Кризис трёх лет» Консультация для родителей. Как помочь ребёнку повзрослеть? Кризис трёх лет. Данная консультация поможет родителям малышей разобраться.

Консультация для родителей «Кризис 3-х лет или возраст строптивости» Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется,.

Консультация для родителей «Кризис трёх лет. Как помочь ребенку и себе?» Мария Воробьёва Консультация для родителей «Кризис трёх лет» Ваш чудесный малыш внезапно стал строптивым и упрямым, он может не слушаться.

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» Кризис трёх лет – один из наиболее трудных моментов в жизни ребёнка. Это кризис выделения своего «Я». Ребёнок, отделяясь от взрослых, пытается.

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Поступки ребенка.

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» Кризис 3 лет у детей. Что делать родителям? Упрямство, протесты, истерики и своеволие - частые проявления кризиса 3 лет у детей. Еще вчера.

Консультация «Этот сложный возраст. Кризис 3 лет»Консультация «Этот сложный возраст. Кризис 3 лет» Цель моей консультации познакомить родителей с понятием «Кризис 3 лет». Показать пути преодоления кризиса 3 лет. Любые родители хотят,.

Консультация «Кризис трёх лет» Как помочь ребёнку повзрослеть? Кризис трёх лет Данная консультация поможет родителям малышей разобраться в понятии "кризис трёх лет",.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Консультация «Возраст строптивости или кризис трёх лет»
Опубликовано: 27 августа 2018 в 17:26
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 сентября. Выставка аппликаций из бумаги, сложенной «гармошкой»

Бумага – тот материал, с которым мы встречаемся ежедневно. Газеты, книги, бумага для творчества и хозяйственных нужд – все это делают на целлюлозно-бумажном производстве. А ведь когда-то бумажные листы...

17 сентября. День «Неопалимой купины»

«Неопалимая купина» – такое название конкурсов рисунков и поделок на противопожарную тематику стало уже давно привычным. Оно произошло от библейского предания о пылающем, но не сгорающем кусте, из...

Фотоочерк «День космоса на МAAM» (из опыта рабыты)
Добрый вечер, дорогие коллеги и друзья МААМовцы! Предтавляю вам небольшой фотоотчерк из опята работы по теме КОСМОСА! Увидела , что 17 сентября объявлен...
Фольклор русского народа. Сказки волшебные и бытовые (часть 2)
В некоторых сказках особенности героев раскрываются не сразу: в глазах других персонажей он может вначале представляться иным. Иван-царевич —герой самых...
Конспект занятия в группе предшкольной подготовки «Я пойду в школу. Складываю и вычитаю»
Предмет: ФЭМП Класс: предшкольная подготовка ФИО учителя: Бауман Н. А. Тема УМК Я пойду в школу. Складываю и вычитаю. Тема раздела 4. Математическое...