Екатерина Шебякина
Возрастные особенности детей 5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст пяти лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребенка-дошкольника. Воспитание 5-летних детей является качественно новой ступенью по сравнению с воспитанием детей среднего возраста,нельзя упускать эти возможности. Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, насколько внимательно родители будут относиться к решению воспитательно-образовательных задач в этом году.
Игра «Вопрос-ответ»
1. Может ли ваш ребенок сосчитать до 10?
2. Различает ли ваш ребенок правую, левую руку, ногу?
Публикация «Возрастные особенности детей 5 лет» размещена в разделах
3. На ваш взгляд ребенок ориентируется в частях суток, временах года?
4. Знает ли ваш ребенок адрес проживания?
5. Может ли ваш ребенок назвать любимую сказку, прочесть стихотворение?
6. Как вы думаете: ваш ребенок вежливый?
7. Как вы считаете, ваш ребенок может сравнить два-три предмета по величине, цвету?
8. Может ли ваш ребенок правильно держать ножницы в руках? Сможет самостоятельно вырезать квадрат, круг, овал?
9. У вашего ребенка есть интерес к лепке?
10. Правильно ли произносит звуки?
У ребенка имеются собственные представления о красоте. Ребенок с удовольствием слушает музыку. Учится выплескивать свои эмоции в любимых занятиях (рисовании, играх, танцах). и стремится управлять ими. Пытается сдерживать и скрывать свои чувства. Труднее всего справится со своим страхом. Он познает новые понятия: рождение. Смерть, бедствия и они его волнуют.
С пяти лет ребенок четко знает свою половую принадлежность и даже в играх не хочет ее менять. В этом возрасте в воспитании мальчиков большая роль отводится отцу, а у девочек – маме. Папы учат сыновей быть мужественными, мамы девочек – женственными. Только заложенные в детстве эти качества гармонично приходят во взрослую жизнь. У ребенка складываются представления о роли противоположного пола в жизни. Дочь постигает роль мужчины через поведение отца, а мальчик – роль женщины, через общение с матерью.
В пять лет отношения со сверстниками переходят в дружеские. Появляются первые друзья, обычно того же пола. Ребенок уже безболезненно переносит недолгую разлуку с близкими.
Ребенок обо всем имеет свое мнение. Может объяснить, кто и почему ему нравится или не нравится.
Если до 5 лет ребенка интересовал окружающий мир, то после присоединяется интерес к взаимоотношениям людей. Происходят изменения в представлениях ребенка о себе; оценки и мнения товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре (С ним интересно играть, и т. д.) или его положительными качествами (Она хорошая, он не дерется)
Дети чувствуют любую неискренность и перестают доверять человеку, который обманул. Старшие дошкольники способны различать весь спектр человеческих эмоций, у них появляются устойчивые чувства и отношения
• Часто в этом возрасте появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины.
• Формируются основные черты характера ребенка. Уже можно понять, каким ребенок будет в будущем.
• Родители должны оставаться примером для детей.
• Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную, интеллектуальную) можно заложить в ребенка.
Его очень интересует все, что происходит вокруг. Он пытается отыскать причины и связи между различными явлениями, становится самостоятельным. Если он хочет чему-то научиться, то может заниматься новыми интересными для него занятием более получаса. Но переключать его на разные виды деятельности целенаправленно довольно сложно. Ребенок применяет в играх свои новые знания, сам выдумывает сюжеты игр, с легкостью осваивает сложные игрушки (конструктор, компьютер).
• Для этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослого, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки
• Ребенок свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стих или тихо делиться секретами)
• Начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонима, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы, прилагательные.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым (отобрать несколько фигур определенной формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определенным образом)
Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки)