Надежда Карасева
Возрастные особенности младших школьников (7–11 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастные особенности младших школьников
(7 – 11 лет)
Начало младшего школьного возраста определяется моментом
поступления ребенка в школу. В младшем школьном возрасте дети
располагают значительными резервами развития. В этот период происходит
интенсивное физическое и психофизиологическое развитие ребенка,
обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Физическое развитие. Прежде всего, совершенствуется работа головного
Публикация «Возрастные особенности младших школьников (7–11 лет)» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших
полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее
важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за
программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической
деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования
(развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам).
В этом возрасте идёт активное развитие и окостенение конечностей,
позвоночника и тазовых костей. Существенной физической особенностью
младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение
массы мышц и значительный прирост мышечной силы. Повышением
мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обусловливается
большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию,
прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и
той же позе.
На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные
изменения не только в физическом развитии, но и в психическом развитии
ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется
личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и
взрослыми.
Когнитивное развитие. Ведущей в младшем школьном возрасте
становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения,
происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и
качественного преобразования познавательных процессов: они становятся
осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими
психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием,
памятью.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте
становиться мышление. Интенсивно развиваются, перестраиваются сами
мыслительные процессы. Происходит переход от наглядно - образного к
словесно - логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные
рассуждения.
Восприятие младших школьников недостаточно дифференцированно.
Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры
(например, 9 и 6). В процессе обучения происходит перестройка восприятия,
оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер
целенаправленной и управляемой деятельности.
Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без
сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен.
На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу,
удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено
заниматься одним делом 10-20 минут.
Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся
начальных классов. Основная из них - слабость произвольного внимания.
Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале
младшего школьного возраста ограничены. Значительно лучше в младшем
школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое,
неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников,
без всяких усилий с их стороны.
Запоминают младшие школьники первоначально не то, что является
наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на
них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено,
неожиданно или ново. Младшие школьники обладают хорошей механической
памятью.
Общение. В первом классе взаимодействия с одноклассниками строится
через учителя (я и моя учительница). В третьем, четвертом классе –
происходит формирование детского коллектива (мы и наша учительница).
Появляются симпатии и антипатии. Проявляются требования к личностным
качествам. Складывается детский коллектив. В третьем - четвёртом классе
происходит резкий поворот от интересов взрослого, к интересам сверстников
(секреты, шифры и т. д.).
Эмоциональное развитие. В эмоциональной жизни детей этого
возраста изменяется, прежде всего, содержательная сторона переживаний.
Если дошкольника радует то, что с ним играют, делятся игрушками и т. п., то
младшего школьника волнует главным образом то, что связано с учением,
школой, учителем. Его радует, что учитель и родители хвалят за успехи в
учебе; и если чувство радости от учебного труда возникает у учащегося часто,
то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению.
Наряду с эмоцией радости немаловажное значение в развитии личности
младшего школьника имеют эмоции страха. Нередко из-за боязни наказания
дети говорят неправду. Если это повторяется, то формируется трусость и
лживость.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного
поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями.
Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под
влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив
всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в
активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции
поведения.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли:
младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за
намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить
руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко
наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки
семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и
требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и
упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых
требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости
жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшие школьники очень эмоциональны. Всё, что дети наблюдают, о
чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное
отношение. Кроме того, младшие школьники не умеют сдерживать свои
чувства, контролировать их внешнее проявление. В-третьих,
эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости,
частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и
бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше
развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их
нежелательные проявления.