МААМ-картинки

Возрастные особенности проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста

А А Кайшенова
Возрастные особенности проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Агрессивность в младшем школьном возрасте – явление неоднородное, в котором за внешне схожей картиной проявлений могут лежать различные причины, механизмы и мотивационная направленность. По мнению Г. М. Бреслава, существование индивидуальных вариантов проявления агрессивности младших школьников значительно увеличивает эффективность коррекционного воздействия и прогнозирования развития данных тенденций, хотя и несет за собой ряд трудностей [2].

Публикация «Возрастные особенности проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста» размещена в разделах

Как отмечает Е. Е. Копченова, у детей младшего школьного возраста более частыми становятся агрессивные хобби и случаи вербальной агрессии. В младшем школьном возрасте агрессия часто проявляется по отношению к более слабым ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Агрессивные проявления младших школьников друг к другу в ряде случаев становится серьезной проблемой. Резко негативная реакция учителей и родителей на подобное поведение зачастую не только не уменьшает агрессивности детей, но, напротив, усиливает ее, поскольку служит косвенным доказательством силы и независимости последних.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Эмоциональный мир агрессивных детей младшего школьного возраста недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на нестандартные ситуации очень ограниченно. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение [5].

Н. А. Дубинко, рассматривая агрессивное поведение младших школьников как следствие слабого развития социально-когнитивных навыков, основную причину такого поведения связывает с тем, что многие дети постоянно попадают в проблемные ситуации и не располагают при этом достаточным набором базовых социальных умений [4].

Некоторые современные психологи в качестве основной причины, порождающей агрессию в младшем школьном возрасте, рассматривают депривацию. Так, Ю. М. Антонян считает основной причиной агрессии тревожность, которая как свойство формируется в глубоком детстве в результате нарушения эмоциональных связей с матерью, т. е. депривации. Тревожность создает охранительное поведение и в свою очередь порождает пониженную самооценку [1].

Н. Д. Левитов, И. А. Фурманов являясь сторонниками аффективно-динамического подхода к объяснению причин нарушения поведения у детей, считают, что ребенок, попадающий в ситуацию сильной депривации психически и социально важных потребностей, когда оценка вероятности их удовлетворения падает, испытывает сильные негативные переживания. Такое состояние психоэнергетического дискомфорта вынуждает его выбирать между двумя типами адаптивных стратегий: ребенок стремится либо совладать с событиями и изменить ситуацию, либо сохранить или восстановить эмоциональное равновесие [6, 9].

Достаточно подробно причины агрессивного поведения младших школьников представлены, на наш взгляд, И. П. Подласым. Автор предлагает выделять следующие возможные причины проявления агрессивности в поведении детей начальной школы :

1) врожденная склонность;

2) аверсивные случаи (боль, жара, теснота);

3)возбуждение;

4)массовая культура;

5)агрессивные игры;

6)влияние группы [8].

В качестве аргумента, подтверждающего наличие врожденной склонности к агрессивным действиям, приводятся данные расшифровки генома человека, подтвердившие, что все свойства родившегося ребенка зашифрованы в генном коде, хранящем и передающем о нем всю информацию, в том числе и склонность его родителей к агрессивному поведению [8]. Конечно, это не означает, что ребенок автоматически становится агрессивным, но предпосылки отклоняющегося поведения он имеет в своей наследственности. При прочих равных условиях его эмоциональная сфера более уязвима, и такой ребенок легче становится на путь агрессивного поведения.

Кроме биологической, существенное влияние на развитие человека оказывает социальная наследственность, благодаря которой ребенок активно осваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его окружает. В трудах М. Монтессори, К. Лоренца данное положение находит свое воплощение при рассмотрении вопроса о наследовании моральных задатков. Ученые склонны считать, что и нравственные качества, и поведение человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми; природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность.

Фактор возбуждения – провокатор агрессии, может возникать под влиянием реальной ситуации, мыслей, воспоминаний. Ряд психологов, в том числе К. С. Шалагинова, отмечает в своих исследованиях, что общество, как правило, поддерживает и поощряет агрессивное поведение детей. В качестве доказательства приводятся примеры родителей, которые требуют, чтобы ребенок обязательно давал «сдачи» на любое оскорбление, чем прививают детям драчливое, неадекватное поведение [10].

В качестве последствий влияния средств массовой культуры, в частности просмотра детьми сцен насилия по телевизору, К. С. Шалагиновой выделяются:

1) усиление агрессивности;

2) повышение порога нечувствительности к насилию;

3) формирование взгляда на насилие как единственный способ разрешения возникающих проблем;

4) признание насилия как нормы общественной жизни [10].

Фактор, провоцирующий рост агрессии - игры с оружием, является не менее значительным, поскольку дети приходят в школу с уже готовностью разрушать. Получая игрушечный пистолет или нож, ребенок получает и установку по их применению: обезвредь противника, причини ему боль, решай свои проблемы с помощью силы.

Влияние группы как фактора, провоцирующего агрессию, связано с тем, что многие авторы рассматривают группу в качестве сильнодействующих возбудителей, отмечая при этом, то, что ребенок никогда бы не сделал один, в группе он может сделать и, скорее всего, сделает, поскольку групповое давление относится не только к числу наиболее сильных, но к числу наиболее значимых [10].

Р. В. Овчарова, рассматривая влияние моделей поведения родителей на поведение детей, предлагает наряду с другими исследователями учитывать такой фактор, как эмоциональные отношения между детьми и родителями [7].

В настоящее время подавляющее большинство исследователей признает, что применяемое в отношении детей наказание (особенно физическое) скорее выступает как модель агрессивного поведения.

Изучение зависимости между агрессивным поведением детей и характером наказаний, а также контролем родителями поведения своих детей позволило Р. Бэрону и Д. Ричардсон сделать вывод о том, что жестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивности у детей, а минимальный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности [4].

Таким образом, детская агрессивность имеет комплексную этиологию, причинами агрессивного поведения могут быть как психологические, так и социально-психологические факторы.

Список используемой литературы

1. Антонян, Ю. М. Теория человеческой агрессии. Почему жестоки люди [Текст] : монография / Ю. М. Антонян. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2013.-312с.

2. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] : Норма и отклонения/Г. М. Бреслав. – М. : Педагогика, 1990. – 144 с.

3. Бэрон, Р. Агрессия [Текст]/Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб. : Питер, 1997. – 336с.

4. Дубинко, Н. А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии [Текст]/ Н. А. Дубинко // Социально-пед. работа. – 1997.– № 4.– С. 85–92.

5. Копченова, Е. Е. Особенности агрессивности в младшем школьном возрасте [Текст]/ Е. Е. Копченова//Психолог в школе, 2000.- №1. - С. 149-153.

6. Левитов, Д. Н. О психических состояниях человека [Текст]/Д. Н. Левитов. - М. : Наука,1964. – 178с.

7. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования [Текст] : Учебное пособие для студентов вузов и практических работников /Р. В. Овчарова. – М. : Сфера, 2000.- 448 с.

8. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике [Текст]/ И. П. Подласый. – М. : Владос, 2002.– 352 с.

9. Фурманов, И. А. Детская агрессивность [Текст]/ И. М. Фурманов. - Минск: БГУ, 2000. - 390 с.

10. Шалагинова, К. С. Психологическое сопровождение агрессивных младшихшкольников : сущность, специфика, опыт разработки и реализации: монография [Текст]/ К. С. Шалагинова - Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2009. – 139с.

Публикации по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время»Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время» Цель: рассказать детям об особенностях и названиях направлений ветров на море. Краткое описание беседы Ребята, вы заметили, что на берегу.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4–7 лет с ЗПР» Возрастные особенности развития детей с ЗПР 4-5 лет[/b]Развитие моторики Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам Движения рук.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет»Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.

Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Психологический тренинг для воспитателей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ" с использованием кейс-метода и приема социодрамма Цель.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Консультация «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Любознательные «почемучки» Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения. Эмоциональные.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возрастные особенности проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста
Опубликовано: 21 марта 2023 в 07:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возрастные особенности проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста» (включая файлы) размещена пользователем А А Кайшенова (УИ 3161295) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД