Папки-передвижки

Возрастные особенности психологического развития детей 5–6 лет

Замятина Ольга
Возрастные особенности психологического развития детей 5–6 лет

Пятилетний ребенок вступает в старший дошкольный возраст, важнейший

период формирования личности.

У ребенка появляется способность представлять себе и удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий. Это позволяет ему понимать прошлое и будущее,накапливать знания о росте и развитии в мире живой природы, о процессах изготовления какой-либо вещи, приготовлении блюда и т. п. Ребенок пытается восстановить линию собственной жизни, вспомнить, каким он был маленьким, задает об этом вопросы взрослым: что он ел, как говорил, как спал. Логически выяснение подробностей своей биографии приводит к вопросу "Откуда я Именно в этом возрасте разумно планировать работу по знакомству ребенка с его семейным (генеалогическим) деревом, воссоздавать историю его семьи. Выделяйте свободное время для того, чтобы выслушать ребенка, поговорить с ним "о жизни", выяснить, какие проблемы волнуют его ум и душу. Пятилетний возраст - возраст идентификации со взрослыми того же пола, что и сам ребенок. Девочки относят себя к группе женщин, мальчики - мужчин. Дети шестого года уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать

Публикация «Возрастные особенности психологического развития детей 5–6 лет» размещена в разделах

конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается

организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства). Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых

протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали

деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от

имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа два способа конструирования :

1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок

«достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными

деталями);

2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок

подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины,

строения предметов; представления детей систематизируются. Дети различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают

величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до

десяти различных предметов.

Однако, дети могут испытывать трудности при анализе пространственного

положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их

пространственного расположения. В различных ситуациях восприятие представляет

для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно

учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.

Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить

преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во

взаимодействие, т. д. Однако, подобные решения окажутся правильными только в том

случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них

можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе

наглядного моделирования; комплексные представления детей о системе признаков,

которыми могут обладать объектов, а также представления, отражающие стадии

преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности

изменений) : представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и

уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии

и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой

словесно-логического мышления. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако

начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так,

например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два

признака.

В качестве примера можно привести задание: детям предлагается выбрать самый

непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два

квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если

показать на какую-либо из фигур и попросить ребенка назвать самую непохожую на

нее фигуру, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить

логическое умножение. Как показали исследования отечественных психологов, дети

старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные

объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного

опыта. К числу источников положительных эмоций у некоторых детей добавляется

радость познания и преодоления трудностей при решении задач. Удовольствие от

преодоления интеллектуальных трудностей сродни гордости от преодоления

физических.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно

оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет

активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его

активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость

внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

На шестом году жизни очень важно обратить внимание на развитие тонких

эмоциональных реакций ребенка на красоту окружающего мира. В этом возрасте дети

чувствительны к цвету, форме, они могут испытывать сильный и непосредственный

восторг от созерцания яркого пейзажа - желто-красного осеннего леса, ослепительной

белизны первого снега, бескрайнего простора синего моря, красивой музыки,

балетного спектакля. Важно создавать условия, в которых дети будут получать эти

яркие, на всю жизнь остающиеся в памяти впечатления.

Совершенствуется речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно

воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический

слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой

игре и повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети

используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.

Богаче становится лексика, активно используются синонимы и антонимы. Развивается

связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не

только главное, но и детали.

Поскольку сфера его интереса - взаимоотношения людей, он начинает более

тонко воспринимать нюансы их душевного состояния и отношения к нему и друг к

другу. Именно реальные отношения становятся главными источниками радостей и

печалей ребенка. Теперь ребенок "обливается слезами" не только над вымыслом, но ив связи с размышлениями о том, нравится ли он мальчику, с которым хочет дружить,

или девочке, в которую влюблен, любит ли его на самом деле его мама или отец, добра

ли в действительности воспитательница и т. п.

Пятилетний ребенок может плакать от жалости к бродячей собаке или нищему.

Он может сопереживать чувствам и состоянию другого. Он умеет увидеть и понять их.

Теперь ребенок отличает живые существа, которые, как и он сам, могут чувствовать

боль или радость, от неживых предметов, у ребенка появляются устойчивые чувства и

отношения.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой

деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием

изобразительной

деятельности,

применением в конструировании обобщенного способа обследования образца.

Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления

сопровождается

освоением

мыслительных

представления, комплексные представления, представления о цикличности

изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение,

произвольное внимание, речь, образ Я.

Осваивая новые сферы деятельности, требующие произвольного контроля

поведения, дети учатся владеть своими эмоциями. Это психологическое приобретение

шестого года жизни.

Публикации по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4–7 лет с ЗПР» Возрастные особенности развития детей с ЗПР 4-5 лет[/b]Развитие моторики Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам Движения рук.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет»Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Психологический тренинг для воспитателей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ" с использованием кейс-метода и приема социодрамма Цель.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической.

Консультация «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Любознательные «почемучки» Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения. Эмоциональные.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возрастные особенности психологического развития детей 5–6 лет
Опубликовано: 5 декабря 2022 в 09:27
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД