Антонина Шаталова
Возрождение традиций семейного чтения
▼ Скачать + Заказать документы
Возрождение традиций семейного чтения.
Задача сегодняшнего дня- приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы с помощью родителей, возрождение семейного чтения. Ведь по ФГОС они являются полноценными участниками учебного процесса.
В детском саду было проведено анкетирование детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование представлений детей, которое показало, что 80% детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их как членов семьи, многие принимают пищу, играют и даже засыпают под его звуки. Только 20% из опрошенных отдали предпочтение чтению книг.
Публикация «Возрождение традиций семейного чтения» размещена в разделах
Нам необходимо было найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.
Цели:
воспитание любви и интереса ребёнка к книге;
установление эмоционального контакта родителей и детей посредством семейного чтения;
-убеждение, просвещение и настрой родителей на изменение своих представлений о детском чтении, путях и способах приобщения ребёнка к книге.
Задачи работы с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы:
повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с художественной литературой;
проведение пропаганды книги и литературных произведений среди родителей;
организация предметно- игровой и продуктивной деятельности родителей и детей;
вовлечение родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе.
Направления работы с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы:
непосредственное взаимодействие с родителями;
взаимодействие родителей и педагогов по приобщению детей к книге.
Задачи направления работы с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы.
Непосредственное взаимодействие с родителями:
помощь в понимании ценности такого вида искусства, как художественная литература;
помощь в создании детской домашней библиотеки;
помощь в содействии литературному развитию ребёнка, читательского вкуса, отношения к книге, как явлению культуры.
Взаимодействие родителе и педагогов по приобщению детей к книге:
формирование устойчивого интереса детей к литературе, как виду искусства;
развитие восприятия художественных произведений разных жанров, читаемых в кругу семьи и в группе.
Формы работы с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы:
познавательные;
досуговые;
наглядно- информационные.
Экскурсия в детскую городскую библиотеку имени Ю. Ф. Третьякова.
Дети познакомились с абонементным и читальным залом, с новинками в мире книг, с профессиональными действиями работников и правилами поведения в библиотеке.
Акция «Книга из дома».
Для обогащения книжного уголка в группе была проведена акция, в которой родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку нашей группы, а часть книг была передана в библиотечный центр детского сада.
Акция «Весёлый книжный рюкзачок».
Для проведения акции работниками городской детской библиотеки имени Ю. Ф. Третьякова были подобраны лучшие произведения детской литературы, помещены в красочный рюкзак. Книги из рюкзачка путешествовали из семьи в семью. В рюкзачок вместе с книгами входили:
памятка для родителей «Как привить ребёнку любовь к книге и чтению»;
«Отзывалочка»- тетрадь, где предлагалось написать отзывы на понравившуюся книгу и акцию;
«Рисовалочка»- альбом, в котором дети иллюстрировали книги и рисовали литературного героя;
фотоальбом для фотографий с изображением ребёнка в процессе знакомства с содержимым рюкзачка, в процессе чтения книг, занятия творчеством;
формуляры читателя.
Традиция «Вечернее чтение детских книг».
В нашей группе существовала традиция : родители приходили во второй половине дня в группу и читали детям сказки, стихи, рассказы, иногда с сопровождением театра. Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребёнка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста.
Смотр- конкурс «Книга своими руками».
Дети совместно с родителями изготовляли книги, проявляя при этом фантазию. В процессе создания книг дети знакомились с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом и иллюстрациями. Родители принимали активное участие в данной работе. При этом дети вместе с родителями выступали в роли авторов и иллюстраторов детских книг.
Совместное занятие с родителями.
Родители принимают активное участие в проведении занятий. Во время совместных занятий родители и дети общаются, выполняют разнообразные задания, играют. Родители лучше начинают понимать своих детей, учатся новым играм и упражнениям. Происходит глубокое взаимопроникновение родителей и детей.
Драматизация сказки «Теремок» родителями для детей.
Использовали показ спектакля родителями для детей. Дети с интересом наблюдали за происходящим на сцене, узнавали в родителях образы знакомых и полюбившихся героев, прочитанных ранее произведений.
Драматизация сказки «Репка» детьми для родителей.
Дети активно участвовали в театрализованной деятельности, вживались в роль. Родители помогали в изготовлении декораций и костюмов.
Городской смотр- конкурс «Русские народные сказки»
Родители вместе с детьми рисовали иллюстрации к любимым русским народным русским народным сказкам
Проект «Удивительный мир С. Я. Маршака».
В рамках проекта мы проводили открытое занятие «Книга о книге», творческая мастерская «Закладка для книги», викторина «По страницам С. Я. Маршака», инсценировка «Сказки о глупом мышонке», сюжетная игра «правила обращения с книгой».
Выставка детских работ «Путешествие по сказкам».
Проводились выставки работ совместного творчества- родители и дети. Сначала родители неохотно принимали участие, но потом с удовольствием ждали следующей выставки. Где же ещё они могли показать свои умения, вспомнить детство- порисовать, полепить, поклеить и всё это со своими детьми.
Акция «С миру по книжке».
Акция была организована вместе с сотрудниками детской библиотеки. К ней присоединились дети и родители всех групп, сотрудники детского сада. Были собраны книги, раскраски и журналы для маленьких пациентов детской городской больницы, чтобы скрасить их скучные дни полезным, разнообразным чтением.
Клуб друзей журнала «Читайка».
В августе 2019 года в нашем городе проходил Фестиваль русской словесности и культуры «Во славу Бориса и Глеба». На него были приглашены детские писатели, в том числе Д. А. Рогожкин- редактор журнала «Читайка». Дмитрий Александрович рассказал о «Читайке» и его друге Совёнке, о рубриках журнала и о том, что можно создать клуб друзей «Читайки». Такой клуб теперь есть у нас в Борисоглебске, дети нашего сада вместе с родителями являются активными его членами.
Родительское собрание. Круглый стол : «Традиции семейного чтения».
Родители делились опытом работы по возрождению традиций семейного чтения внутри их семьи.
Работа с родителями по приобщению детей к чтению заключается ещё и в проведении консультаций по проблемам детского чтения, психологии возраста и восприятия.
Подведя итоги, можно говорить об эффективности проведенной работы:
повысился интерес детей к чтению, к книгам, дети активно включаются в читательскую деятельность;
речь детей стала более выразительной, четкой, эмоциональной;
вдвое увеличилось число родителей, заинтересовавшихся данной проблемой и принявших активное участие в ее решении; укрепилась практика «домашнего семейного чтения»;
повысился авторитет детской городской библиотеки, родители стали активно пользоваться ее услугами, также являются активными участниками сообщества «ДГБ имени Ю. Ф. Третьякова» в ВКонтакте.
Есть основания полагать, что любовь к книгам, к чтению сохраниться у детей на всю жизнь.