Все о интонации

Валентина Тюнина
Все о интонации

1.

Интонация и ее основные элементы

Всякое высказывание, независимо от его длины, должно быть оформлено как некое целое; и это называют интонацией высказывания или предложения. Интонация - это характеристика речи, которая создается единством взаимосвязанных компонентов: мелодики, тона (высотой голоса, темпа речи, ее интенсивности (громкости, силы произнесения, тембра, а также пауз.

Интонация всегда присутствует в речи, без интонации устная речь невозможна. Нередко интонация во фразе служит единственным средством выражения определенных элементов значения.

Интонация речи, или голосовое поведение, — это форма несловесного общения. Несловесное общение на уровне интонаций голоса означает отделение голосовой информации от информации словесной. Конечно же, между этими двумя типами информации существует разница. Голосовая информация — та часть значения послания, которая теряется, когда речь записывается, а не произносится. Словесная и голосовая части посланий не всегда передают один и тот же смысл или чувство.

Дополнительные сведения могут быть извлечены из чужих слов и добавлены простым изменением интонаций. Такие перемены характеристик голоса могут полностью изменить значение или эмоциональный смысл одной и той же группы слов.

Некоторые люди говорят медленно, громко или отчетливо от природы. Когда эти люди изменяют свои обычные голосовые характеристики, они передают какую-то дополнительную информацию.

Вот основные голосовые характеристики:

1. Ударение – повышение или понижение голоса для передачи смысловых оттенков высказывания. Усиление на одном из слов высказывания (логическое или фразовое ударение) определяет смысл всего предложения (например, «сестра подарила ему книгу», логическое ударение, падая на разные слова, придает следующие оттенки данному высказыванию — «сестра (не брат) подарил ему книгу», «сестра подарила (не отобрала) ему книгу», «сестра подарила ему (не другому) книгу», «сестра подарила ему книгу (не что-либо другое)» и т. п.

2. Ритм — течение, темп и движение голоса. В основе ритмики человеческой речи лежит его природный ритм, который характеризует деятельность организма и в частности дыхание. Насколько процесс дыхания ритмичен, настолько ритмична и человеческая речь.

3. Высота тона — натяжение или расслабление голосовых связок (например, нервный смех); высокий или низкий звук.

4. Громкость — степень громкости или интенсивности голоса.

5. Чистота — четкость артикуляции и выговаривания слов (дикции).

Высота, громкость голоса, его тембр - общие ритмико-интонационные стороны речи.

Экстралингвистикой называют включение в речь пауз и различных психофизиологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д.

Такими средствами регулируется интенсивность речи, ими заменяются языковые средства общения, они дополняют, замещают, подтверждают или противоречат речевым высказываниям, выражают эмоциональные состояния говорящего. Различные ученые в оценке точных цифр расходятся, но более или менее можно утверждать, что с помощью вербальных средств общения передается около 7 % информации, звуковых средств и интонации - 38%, мимики, жестов, позы - 55%. Поэтому, не столько важно, что говорится, а то, как это делается.

Сам голос содержит в себе много информации о хозяине. Опытный специалист по голосу сможет определить возраст, местность проживания, состояние здоровья, характер и темперамент его обладателя.

2.

Что несет в себе интонация?

В разных ситуациях мы говорим по-разному (скороговорка — это одно, а чтение доклада — другое, но помимо этого, интонация каждого человека индивидуальна, почти как отпечаток пальца. Благодаря этому, а не только тембру, мы мгновенно узнаем в телефонной трубке голос позвонившего нам знакомого.

Но хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. То, как человек что-то произносит, может иметь большое влияние на то, какой смысл он вкладывает в слова. В качестве примера можно привести сарказм — прием, когда информация, передаваемая интонациями голоса, имеет далеко не тот смысл, который несут слова.

Очень тесная связь, которая существует между интонацией и смыслом предложения, делает ее одним из важнейших элементов коммуникации. Для понимания предложения не обязательно точное узнавание всех его слов. Контекст зачастую помогает восстановить в уме нерасслышанное слово, и если даже это "восстановление" не происходит, все равно понять предложение в целом вполне возможно. Безусловно, интонация играет в этом непоследнюю роль.

В интонации различаются два аспекта: первый можно определить как коммуникативный, поскольку интонация нам показывает, является ли высказывание, например, законченным или незаконченным, содержит ли оно вопрос, восклицание и т. д. Второй можно назвать эмоциональным, оно состоит в том, что в интонации заключено определенное чувство, которое отражает эмоциональное состояние говорящего, намерение определенным образом воздействовать на собеседника и т. п.

То, как в беседах человек изменяет любую из голосовых характеристик, может значительно изменять чувства или эмоциональный план послания. Далее приводится примерный анализ чувств и эмоций, которые могут передаваться простыми изменениями голосовых характеристик.

Раздражение — большая громкость, порывистость речи, неравномерная интонация. Скука — средняя или низкая громкость, тягучесть, немного замедленный темп, нисходящая интонация, отсутствие четкости. Нетерпение — повышенный тон, оживленность речи, быстрый темп. Радость — большая громкость, быстрый темп, восходящая интонация. Изумление — восходящая интонация. Печаль — малая громкость, плавность, небыстрый темп, нисходящая интонация, нечеткость, мягкий и приглушенный голос. Недоверие — высокий тон, протяжная речь.

Таким образом, интонация несет в себе огромную смысловую нагрузку, беря во внимание оба вышеизложенных аспекта. Чтобы распознавать значение интонаций собеседника чаще всего человек не прикладывает особых усилий, однако если тщательней прислушаться к ним, можно услышать изменения в голосе, на которые влияют психофизическое состояние человека и точнее понять его настроение, самочувствие, присутствие волнения и др.

3.

Проблемы в исследовании интонации

«Вообще, интонация, может быть, самая загадочная область фонетики. Исследования интонации только-только начинаются. Поэтому здесь, скорее, мы можем делать какие-то предположения. Есть различные фонетические характеристики того, что, действительно, формирует звуковой образ собеседника, в частности, может быть, нам не очень приятного во время разговора, а может, наоборот, — сразу располагать. Владение этим аппаратом — почти всегда интуитивное — очень помогает человеку в коммуникации»

Среди ученых-лингвистов распространено мнение, что интонация - вещь субъективная, потому что у каждого человека во время речи она разная. Например, один и тот же текст различные актеры или артисты читают совершенно по-разному, и эта разница в прочтении может быть весьма существенной. Однако различное чтение оказывает влияние на осмысление текста. Различия в интонировании одного и того же текста является следствием различного понимания его различными людьми. Одно и то же предложение может быть произнесено с абсолютно разной интонацией. И при этом оно каждый раз будет менять свое эмоциональное и смысловое содержание.

Некоторые исследования говорят о том, что формы и виды выражения эмоций являются общими для всех людей. Однако существуют факты, свидетельствующие о том, что интонация одних и тех же чувств может различаться у народов с разными языками. Когда мы слышим иноязычную речь (даже при хорошем знании нужного языка, от нас могут ускользать тонкие оттенки смысла, которые передаются нам незнакомыми интонационными средствами. Общеизвестно, как иногда бывает трудно, например, понять на чужом языке шутку или иронию, а также выразить оттенки таких чувств как удивление, раздражение, или же доверие, недоверие и т. д., которые чаще всего передаются только интонацией. Ни для кого не секрет, что труднее всего иностранцы улавливают именно интонацию.

Исследуя интонацию, противопоставляя ей лексико-грамматические средства, лингвисты приходят к весьма интересным выводам.

С одной стороны, по мнению А. М. Пешковского, между интонационными и грамматическими средствами существует такая зависимость: чем ярче какое-либо значение передается грамматически, тем слабее оно выражено интонационно, и наоборот, если нет никаких грамматических средств передачи значения, интонация, являясь единственным средством, выражена очень ярко. В качестве примера, сравнивая повествование и общий вопрос, отличающиеся друг от друга только интонационно («Он слушает музыку» и «Он слушает музыку?», видно, что они характеризуются максимальными интонационными различиями. А специальный вопрос, где значение вопросительности передается специальным вопросительным словом (Что он читает) будет отличаться от повествования значительно меньше. Это мнение получило в фонетике название «принцип компенсации Пешковского».

С другой стороны, многочисленные наблюдения говорят о том, что в языке есть группы слов, которые как бы обязательно определяют необходимую интонацию. Например, слова «вздрогнул», «испугался», «закричал» предполагают определенное интонационное оформление высказываний, содержащих эти и подобные им слова («Он испугался и закричал», тогда как слова «мечтательно», «нежно», «вежливо» предполагают совсем иное интонирование содержащих их высказываний («Он нежно коснулся ее щеки»).

Кроме этих трудностей, неизбежно встающих при исследовании интонации, нужно упомянуть еще и такие, как зависимость интонационных характеристик высказывания от индивидуальных особенностей говорящего, таких как его настроения, состояния здоровья, от того, в какой ситуации происходит разговор, какой тип речи — монолог или диалог — реализуется в данной конкретной ситуации.

Поэтому, принимая во внимание все эти проблемы, трудно классифицировать огромное количество голосовых колебаний и тонкостей в интонации, учитывая, что в каждой языковой среде они могут восприниматься по-разному, и трудно, чтобы все люди воспринимали одну и ту же интонацию однозначно.

4.

Интонация – способ управления людьми?

Самое важное в искусстве речи - это, во-первых, произнесение, во-вторых, произнесение и, в-третьих, произнесение.

Демосфен

Когда мы общаемся с людьми, чтобы передать им свое отношение к ним или к обсуждаемому вопросу, существует множество способов. Например, выразить свою признательность или неприязнь партнеру мы можем мимикой лица, жестом руки, позой, молчанием, словом, действием и, конечно, интонацией. Когда нам необходимо передать человеку свое настроение, мы не задумываемся, какой из этих способов выбрать. Подсознательно мы сами выбираем всегда понятное собеседнику действие. А когда мы говорим, наши слова сопровождает определенная интонация, которая способна выполнять последовательно или одновременно несколько функций. Например, интонацией можно выразить свою готовность к активным поступкам, можно продемонстрировать свое превосходство, а можно усыпить бдительность партнера.

Интересно, что нас с детства учат ходить, говорить, петь и рисовать, но совсем не учат управлять своими интонациями. Умение это как-то само приходит к нам, поэтому, возможно, мы не пытаемся его развивать и улучшать. Скорее всего, зря, ведь интонацию сегодня специалисты считают мощным коммуникативным средством.

Попадая под влияние интонаций коварного партнера, мы можем выполнять вопреки своему желанию чужую волю. Опытные переговорщики, интеллектуальные мошенники давно уже сделали интонацию своим стратегическим оружием.

Зная механизмы влияния интонаций на смыслы сообщений, можно, несмотря на свое психофизиологическое состояние, и вводя в заблуждение партнера, придавать сообщениям нужные именно вам смыслы.

Немногим нравится, когда другие люди на них кричат или унижают, говоря с ними соответствующим тоном. Резкость, раздражительность и обращение свысока — вот лишь некоторые из видов отношений, крайне легко передающиеся с помощью интонаций, и которые помимо нашей воли легко овладевают нами. Интонации вашего голоса должны быть приятными, радостными, дружескими и открытыми без каких-либо попыток подчинения или убеждения. Часто они оказывают большее воздействие, чем произнесенные вами слова. Хорошим примером является общение с животными. Животное примет пренебрежительное замечание, если оно произнесено дружественным тоном, но прореагирует отрицательно, если положительные замечания высказать недовольным тоном. Как ни удивительно, но люди мало отличаются в этом смысле от животных.

Чтобы добиться внимания слушателей и иметь убедительную силу в своих высказываниях, безусловно, нужно уметь говорить уверенным голосом. Для этого необходимо добиться сильного, глубокого голоса, говорить ясно и отчетливо, проявлять энтузиазм, выбрав соответствующие высоту тона, громкость и модуляцию, менять голосовые характеристики, делая так, чтобы слушать было интересно, то есть не говорить монотонным голосом, а также говорить в естественной манере и свободно.

Из этого можно сделать вывод, что многие, кто рассчитывает повлиять на чье-то решение или же отношение, думают в первую очередь о словах, которые они скажут. Однако, прежде всего, нужно подумать о том, как их произнести и какими действиями их необходимо сопровождать. Поэтому результат влияния зачастую зависит от того, насколько умело использованы субъектом соответствующие средства - как невербальные, так и вербальные.

5.

Заключение

Речь без интонации абсолютно невозможна, интонация выражает психо-эмоциональный фон человека в момент произнесения слов и является незаменимым средством самовыражения, ибо даже некоторые средства словесности (такие как ирония например) потеряли всякий шанс на существование. Коммуникативность и эмоциональность интонации делает ее незаменимым инструментом в невербальном общении, оправдывая поговорку о том, что важно не то, что ты произнес, а то, как ты это сделал.

Речевая интонация являет собой очень сложную структуру различных голосовых инструментов, сочетающихся между собой во время произнесения словесных конструкций, которые человек сам субъективно и чаще всего неосознанно выбирает, выражая тем самым своё внутреннее отношение к произносимым словам или же к собеседнику, поэтому ее роль в системе коммуникаций между людьми очень велика, однако трудна в изучении. Интонационные колебания сложно классифицировать, ее особенности различны в разных языковых средах, однако люди без труда распознают по ней психические состояния собеседников, будто в подсознании у них есть невидимые подсказки. Безусловно, это помогает посылать и получать колоссальные потоки информации, значимость которых можно оценить, сравнив устную речь с той же, но записанной на бумаге. Из этого можно сделать вывод, что управляя интонацией голоса, возможно контролировать треть доносимой вами информации до слушателей, что не может не пригодиться в жизни каждого человека.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Все о интонации
Опубликовано: 14 октября 2016 в 11:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и...
Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему вниманию...
Фотоотчёт о развлечении в старшей группе «Старый Новый Год»
Цель: передать детям традиции этого праздника, создать праздничное настроение Задачи: развивающие - развивать память, внимание, воображение. Обучающие:...
Стихи о зимних видах спорта
20 января отмечается всемирный день снега или международный день зимних видов спорта. Предлагаю вашему вниманию стихи для детей старшего дошкольного...
Сценарий выпускного бала в детском саду для детей подготовительной группы по мотивам...
Ведущая: дравствуйте, дорогие гости! Мы собрались сегодня здесь, чтобы проводить наших любимых ребятишек в школу! Как один день промелькнули годы и...
Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют...
Воспитатель: Ребята, вчера вечером получила письмо. Его прислал наш лесник. А вы знаете, кто такой лесник? ( ответы и предположения детей ) Лесник -...