Всеобуч на тему «Групповая сплоченность как фактор успешного взаимодействия в коллективе»

Анжелика Турулина
Всеобуч на тему «Групповая сплоченность как фактор успешного взаимодействия в коллективе»

Цель: развитие навыков группового взаимодействия, сплочения участников коллектива; создание благоприятного рабочего климата в коллективе для продуктивной реализации поставленных целей.

Задачи:

- совершенствование навыков коллективного взаимодействия, сплоченности;

- развитие навыков обратной связи, освоение способов и приемом эффективной коммуникации;

- развитие творческого самовыражения участников коллектива;

- развитие взаимопонимания и эмпатии среди участников коллектива.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами проведем психологический всеобуч на тему: «Групповая сплоченность, как фактор успешного взаимодействия в коллективе».

Вначале предлагаю Вам ознакомиться с основными правилами поведения и общения в группе (тренинговой):

• Доверительный стиль общения

• Общение «здесь и теперь»

• Персонификация высказываний (Я-высказывания)

• Искренность в общении

• Уважение говорящего (выслушать, не перебивать)

• Недопустимость непосредственных оценок человека

• Активное участие в происходящем

Упражнение «Мне бы хотелось от этого тренинга…»

Цель: формулирование участниками своих ожиданий от тренинга.

Материалы: мяч

Время: 5 минут

Участники по кругу передают друг другу мяч и высказывают свои ожидания, предположения, пожелания по поводу тренинга»

Сплоченный и дружный коллектив – залог успешного выполнения и реализации поставленных целей деятельности любого учреждения. Только в сплоченном коллективе возможно установление положительной рабочей атмосферы, позволяющей эффективно взаимодействовать всем его членам, продуктивно выполнять поставленные задачи руководства, максимально проявлять и использовать способности и таланты каждого участника.

Однако, в последнее время, все чаще в рабочем процессе отмечается возникновение небольших ссор, деструктивной критики, конфликтных ситуаций. Сегодня мы с вами уделим внимание развитию группового взаимодействия, взаимопонимания и сплоченности коллектива.

Предварительно с вами было проведено анонимное анкетирование «Определение психологического климата в группе (Л. Н. Лутошкина) В результате интерпретации определен …. уровень психологического климата. Если же брать людей по отдельности, то можно заметить, что кому-то очень комфортно в коллективе, а кто-то чувствует много отрицательных особенностей.

Предпосылки сплоченности

Предпосылки сплоченности группы:

1. страбатывемость группы – это согласованность действий в процессе совместной деятельности

На ее основе формируются 3 уровня совместимости:

1) психофизиологическая совместимость – сходство психофизиологических характеристик

2) психологическая совместимость – люди удовлетворены друг другом в связи с тем, что у них есть общие или сходные признаки

3) социально - психологическая совместимость – сходство ценностных ориентаций, идеалов, принципов

Чем более сплочена группа, тем меньше вероятность в ее распаде.

Свойства, препятствующие нарушению целостности группы:

1)Характер межличностных эмоциональных отношений.

2)Характер отношений между членами группы в процессе совместной деятельности.

3)Характер ценностных ориентаций, установок, стереотипов, поведение членов группы.

Формированию сплоченной группы способствует наличие у ее членов таких качеств,как:

• умение слушать, сочувствовать;

• готовность помогать другим;

• умение найти общую точку зрения, общие ценности и интересы;

• четкость и ясность позиций;

• стремление избежать конфликтов;

• открытость, гибкость

Препятствуют формированию сплоченной группы:

желание доминировать и (или) постоянно вступать в спор; безапелляционные заявления,

оценка идей других как плохих или неверных;

привычка быть всегда правым;

потребность быть победителем, брать верх;

безразличие, апатия, скука.

Практическая часть

Оборудование:

- мяч воображаемый;

- скотч (или веревки, ленты);

-ножницы;

- коробки;

А теперь мы с вами перейдем к практической части.

Упражнение «Имя и эпитет»

Содержание: Группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение.Например: «Гениальный Геннадий, активный Анатолий, буйный Борис».

Коллеги, предлагаю каждому прояснить для себя значение понятия «команда». Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть взгляды наших коллег на многие вопросы.

Возьмите ручки и бумагу. Ваша задача – услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.

- Если команда – это постройка, то она….

- Если команда – это цвет, то она…

- Если команда – это музыка, то она …

- Если команда – это геометрическая фигура, то она…

- Если команда – это название фильма, то она…

- Если команда – это настроение, то она…

Проводим опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали…

Итоги упражнения:

Что вам понравилось в этом упражнении?

Какие ответы были для вас самыми интересными?

Какие ответы удивили вас?

О чём нам говорит это упражнение?

Упражнение «Футбол»

Сейчас мы с вами поиграем в футбол. Не расстраивайтесь те, кто не умеет играть в него или у кого не подходящая форма одежды. Мы сыграем в интеллектуальный футбол. Для этого, в начале, делимся на две команды – всё как в настоящем футболе. Затем выбираем защитников, нападающих и вратаря.Каждая команда должна придумать для другой команды по 5 вопросов на разные темы: кино, живопись, спорт, политика и т. д.Играем так: команда задает вопрос и кидает мяч нападающим противника. Если они не справились с вопросом – передают мяч защитникам, затем вратарю. Если ответ и в этом случае не найден – засчитывается гол.

Итоги упражнения:

- Как вы себя чувствуете?

- О чём это упражнение?

- Что вам помогало?

- Что мешало?

- Какие выводы можно сделать на будущее?

Упражнение «Общее дело»

Задание: все участники тренинга делятся по двое и берутся за руки с партнером. Свободными руками (у одного из пары это левая рука, а у другого – правая)необходимо упаковать подарки: обернуть бумагой, завязать бант. Конкурс на скорость и качество исполнения.

Результат: для победы в игре партнеры должны понимать друг друга с полуслова, жеста, взгляда. Соревновательный дух улучшает отношения и способствует сплочению команды. (в качестве подарка можно взять пачки из под чая)

Упражнение-заключение «Символ сплоченности»

Участникам предлагается придумать и изобразить свой символ сплоченности.

Рефлексия. Процедура «Пожелания».

Цель: эмоциональная и рациональная оценка прошедшего занятия, выводы, пожелания всем участникам тренинга.

Каждый участник по кругу описывает свое состояние, настроение, высказывает какие трудности возникали в процессе тренинга, что понравилось больше всего. Затем каждый участник формулирует одно пожелание для остальных членов группы.

Публикации по теме:

Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии .

Консультация «Благоприятный микроклимат в коллективе, или Взаимодействие сотрудников ДОУ между собой»Консультация «Благоприятный микроклимат в коллективе, или Взаимодействие сотрудников ДОУ между собой» У каждого самостоятельного человека рано или поздно появляется работа. Она может быть любимой или не очень. И отношения с коллегами.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе»Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе» У вас в семье изменились планы - переезд на новое место жительства. Так бывает в семьях очень часто в силу разных причин или обстоятельств.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Детские писатели
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Всеобуч на тему «Групповая сплоченность как фактор успешного взаимодействия в коллективе»
Опубликовано: 30 октября 2020 в 08:17
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 ноября. День солдатиков на МААМ

Очередной тематический день посвящен любимым игрушкам мальчишек всех времен и народов. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы увлечь ребенка созданием солдатиков и играми с ними.

27 ноября. День сказки «Заюшкина избушка» на МААМ

Как и многие другие народные сказки, «Заюшкина избушка» проста и незамысловата. Зато она богата образными характеристиками персонажей, ритмикой, диалогами и, конечно же, назидательным смыслом. Занятие...

«Теремок». Сценарий празднования Покрова в младшей группе
ТЕРЕМОК Действующие лица: Осень Хозяйка взрослые Медведь Лисичка Зайчик Под р. н. м. «Вологодский краковяк» Хозяйка заводит детей в зал. Хозяйка...
Фотоотчет праздничного мероприятия в средне-старшей группе «День матери»
Пожалуй нет на свете лучшего слова, чем Мама. Мама- самый лучший, нежный и любимый человек на всем белом свете. Это и подтверждают следующие строчки...
Фотоотчёт о экспериментальной деятельности «Цветные льдинки» в младшей группе
Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет краску( и меняет цвет, при низкой температуре замерзает ( превращается в лёд....