Папки-передвижки

Всеобуч-практикум для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте»

Ирина Цветкова
Всеобуч-практикум для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте»

Всеобуч-практикум для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте»

Цель: повышение педагогической грамотности в образовательной области «Речевое развитие»

Задачи:

1. Раскрыть понятие «Звуковая культура речи»

2. Практически отработать навыки дифференциации, звукового анализа.

3. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Публикация «Всеобуч-практикум для родителей „Подготовка детей к обучению грамоте“» размещена в разделах

Ход всеобуча:

Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей очередной встрече. Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей и себя к школе, узнать, какую роль в развитии ребёнка играет воспитание звуковой культуры речи.

От того, насколько успешно ребёнок освоил основы звукового анализа, дифференциации звуков, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

И так, что же подразумевает воспитание звуковой культуры речи.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

Учить дифференцировать пары звуков: с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч,

л-р, различать свистящие (переднеязычные зубные щелевые (з, (з’) и (с, (с’, шипящие (нёбные (нёбно-зубные) щелевые [ж] и [ш] и аффриката [ч]) и сонорные звуки (р, л, н, м, й, твердые и мягкие соответственно (всего получается 10, твердые и мягкие

звуки, в словах, во фразовой речи.

• Учить называть слова с названным звуком, определять позицию звука в

слове (в начале – в середине – в конце).

• Отрабатывать дикцию, силу голоса, темп речи с использованием

скороговорок, чистоговорок, загадок, потешек, стихов.

• Развивать интонационную выразительность.

А теперь давайте вспомним основы подготовки к обучению грамоте :

Предложение состоит из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков. Звуки бывают –

Какие? (гласные, согласные). В каждом слове слышим звуки.

Воспитатель: Звуки на письме обозначаем буквами.

Звуки отличаются от букв? Что такое звук?

Родители : Звук - это то, что мы слышим, произносим.

Воспитатель: Что такое буква?

Родители : Буква это то, что мы видим и пишем.

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Гласные звуки обозначают красным цветом.

Воспитатель: Вспомните и назовите гласные звуки

Родители : [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

Воспитатель:Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть [ССС], [МММ].

Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г,. ] - в словах звучат сердито (твердо).

Согласные мягкие звуки [ПЬ-П', БЬ-Б', ТЬ-Т', ДЬ-Д', МЬ-М',. ] - в словах звучат ласково (мягко).

Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков).

Звуки [Ч, Щ, Й] -всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков»).

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Воспитатель:Давайте немножко поиграем, я называю звук, а вы поднимаете синий или зелёный квадратик. А теперь называю слово. Если в начале слова услышите твёрдый звук, поднимите синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, мак, лимон, дом, кран, кит, кот)

Воспитатель:Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает :

- фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие);

- определение количества звуков в слове;

- определение места звука в слове.

Это необходимо для:

-Обучения чтению

-Грамотному письму в школе

-Изучения родного языка

План анализа слова.

1. Произнесите слово и послушайте его.

Этот пункт исключительно важен, ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того как начнётся вычленение звуков из слова надо убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно.

2. Протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй.

Переход к этому действию означает начало собственного звукового разбора.

3. Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой).

4. Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй, обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)и т. д.

5. «Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя:

- Сколько всего звуков в слове?

- Сколько гласных звуков, сколько согласных?

- Сколько твёрдых согласных, мягких?

Овладение навыками выполнения звукового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя. Предупреждает возможность возникновения нарушений письменной речи. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Слияние звуков, материализованных с помощью фишек - есть моделирование чтения, а выкладывание фишек - аналог письма, только то и другое проходит в игровой и занимательной форме.

Практикум.

Воспитатель: сейчас я вам предлагаю на практике самим попробовать провести звуковой анализ слова (раздаются листочки с заданием)

Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Кто пойдёт к доске?

А сейчас логопед познакомит вас с играми на развитие звукового анализа и синтеза.

Воспитатель: Уважаемые взрослые, наши мамы и папы. Конечно же это только первые ступени в страну подготовки к обучению грамоте. Нам предстоит ещё многому научиться, это:

- продолжить знакомиться со словом, научиться вычленять его как самостоятельную смысловую единицу из потока речи;

- научиться составлять предложения, делить предложений на слова и составлять из слов предложения;

- продолжить учиться делить слова на части (слоги) и составлять слова из слогов;

- продолжить знакомиться со звуковым строением слов, формировать навыки звукового анализа слов: определять количество, последовательность звуков (фонем) и составлять слова с определёнными звуками, понимать смыслоразличительной роли фонемы и многое другое.

Беседа с родителями :

«Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и что не понял?»

- Как вы считаете, пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшей жизни?

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие в Город мастеров» (подготовка к обучению грамоте) .

Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте» Уважаемые коллеги. Сегодня я хочу представит вашему вниманию разработку конспекта по образовательной области "Речевое развитие" на тему,.

Конспект занятия. Подготовка к обучению грамоте в группе с 6 до 7 лет Конспект организации НОД Подготовка к обучению грамоте с детьми 6-7 лет Задачи 1. Развивать умение производить звуковой анализ слов, подбирать.

Консультация для педагогов «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста» Подготовила: учитель-логопед Куприянова Т. В. Цель: познакомить воспитателей с основными приёмами и упражнениями по ознакомлению воспитанников.

Консультация для родителей «Подготовка детей к обучению в школе» Ваш ребёнок скоро идёт в школу. «А готов ли он?», — с волнением думают родители. Одной из важных задач работы детского сада является подготовка.

Консультация для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте» Из опыта работы. Консультация для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте» Подготовила и провела учитель – логопед Ольховик Валентина Тимофеевна.

План — конспект НОД по речевой деятельности: Подготовка к обучению грамоте Тема: «Слова с определенным звуком» План – конспект непосредственной образовательной деятельности по речевой деятельности: Подготовка к обучению грамоте Тема: «Слова с определённым.

Подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе Буква и звук З Фрагмент НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Цели и задачи: Познакомить с буквой «з» и звуком.

Семинар-практикум для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте с опорой на мнемотехнику» Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи: активизировать знания педагогов о.

Всеобуч-практикум для родителей «Пути формирования правильной речи» Н.  с.  рухля:"Пути формирования правильной речи" Цель: Способствовать осознанию необходимости и значимости взаимодействия с логопедом ОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Всеобуч-практикум для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте»
Опубликовано: 26 февраля 2017 в 20:52
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД