Всестороннее развитие детей в процессе изготовления самодельной куклы

Марина
Всестороннее развитие детей в процессе изготовления самодельной куклы

Всестороннее развитие детей в процессе изготовления самодельной куклы

Всестороннее развитие детей в процессе изготовления самодельной куклы.

Работа по изготовлению самодельной куклы включает в себя большие возможности. Изготовление самодельной игрушки - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный.

Изготовление самодельной игрушки требует от ребёнка ловких движений, действий, и если вначале неточным движением руки он нередко делает ошибку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики

- согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления игрушки постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Огромное влияние работа по изготовлению самодельнойигрушки оказывает на:

- умственное развитие ребёнка,на развитие его мышления. Вначале ребёнок рассматривает образец, анализирует его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются, и, наконец, ребёнок без предварительного анализа изготавливает игрушку по заданию или по собственному замыслу.

Во время такой работы создаются условия для развития не только функции речи, но и речевой регуляции поведения. Занимательность работы по изготовлению самодельных игрушек способствует развитию у детей внимания - повышает его устойчивость, формируется произвольное внимание.

Самодельные игрушки в большей мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушки, радость общения в труде, наслаждение, испытываемые в процессе создания новой красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят детям самодельные игрушки. Самодельная игрушка, изготовленная своими руками, часто становится любимой игрушкой ребёнка. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Работа по изготовлению самодельной игрушки способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера.

Не так - то просто смастерить игрушку: её изготовление требует определённых волевых усилий. Когда ребёнок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Под руководством педагога ребёнок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как настойчивость, целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе этой работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда. Каждый ребёнок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

В работе по изготовлению самодельной игрушки есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении игрушки дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

Применяя работу по изготовлению самодельных игрушек в коррекционно - развивающем и образовательном процессах, необходимо помнить о том, что эта работа будет являться дополнением к имеющимся в общей и специальной педагогике методическим и наглядным пособиям.

Мастерство педагога и коррекция развития детей с нарушениями речи через самодельную игрушку.

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребёнка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребёнка и множество вопросов. Значит, мир, приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.

Игра и игрушка не отделимы друг от друга. Игрушка позволяет вызывать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. Большая часть игрушек - это так называемые образные игрушки. Это не точные копии, не уменьшенные модели людей, животных, различных предметов, а созданные профессиональными художниками или народными умельцами произведения, отражающие условно яркие, обобщённые образы реальной действительности или сказочные фантастические образы.

Среди образных игрушек главная - кукла. Она призвана выполнять в играх детей функции человека. Куклы чаще всего изображают детей разных возрастов. Одежда кукол может быть самой различной - детской, профессиональной, национальной. Различны и выражения их лиц, на них как бы отражаются те чувства, состояния, которые присущи детям. Но современный ребёнок должен знать и иметь народную куклу, и у педагогов есть замечательная возможность помочь ему в этом. Участие в игре взрослого позволяют подобрать сюжет и способы действия с народной куклой, а подготовительно - ознакомительный этап или продуктивная игровая деятельность, в процессе которой ребёнок сам может изготовить куклу, повышает интерес к ней. Если делать кукол вместе с детьми, то их увлекает сам процесс «рождения» куклы. При этом кукла обязательно должна быть «правильной», т. е. иметь своё лицо, пусть даже нарисованное фломастером.

Методика проведения занятия с детьми по знакомству с народными куклами предполагает обязательный рассказ детям о том, что означает каждая кукла, почему её так называют и когда в неё играют. Рассказ о куклах сопровождается разговором с детьми, в процессе которого они должны не только пассивно знакомиться с куклами, но и заинтересоваться ими. Это происходит, когда воспитатель начинает привлекать дошкольников к их изготовлению, превращению кусочков ткани, шерстяных ниток в какой - то объект, который дети сами могут сотворить и потом играть в него.

Конечно, самодельная кукла не может и не должна заменять ребёнку фабричную, но игра с ней и участие в её создании позволяет развивать у него творческие начала, воображение, фантазию и в то же время узнавать о традициях и культуре своего народа. Детей необходимо знакомить с народной игрушкой, разыгрывать с детьми сказки, учить их на занятиях делать игрушку самостоятельно, рассказывать им её историю.

В коррекционно - развивающем и образовательном процессах с детьми с нарушениями в развитии речи, изготовление самодельной игрушки играет важную роль.

Педагогу в своей работе необходимо учитывать особенности развития таких детей. Неполноценная речевая деятельность (речь аграмматична, недостаточно фонетически оформлена, малоразборчива и т. д) накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной, познавательной и эмоционально - волевой сфер ребёнка, отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память на фоне относительно сохранённых логической и смысловой. Сложные инструкции по выполнению заданий, элементы и последовательность их выполнения такие дети воспринимают с большим трудом или быстро забывают (нарушены психические процессы: мышление, память, внимание, воображение).

Речь детей не всегда в должной степени обеспечивает коммуникативную функцию, а в ряде случаев без целенаправленного педагогического воздействия не становится достаточно полноценным регулятором поведения. Из - за особенностей словесно - логического мышления дети не могут самостоятельно овладеть навыками анализа и синтеза, сравнения и обобщения. У детей с задержкой речевого развития отмечается отставание в развитии двигательной сферы, выраженной в нарушении координации, снижении скорости и ловкости движений, а также недостаточная скоординированность движений пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики.

Эти особенности развития детей с нарушениями речи, сказываются на развитии учебной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностях. Работа с такими детьми требует особо квалифицированного руководства со стороны педагога.

Мастерство педагога должно проявляться в стремлении и умении строить всю работу с детьми с учётом их особенностей в развитии. Педагогу необходимо чётко знать и учитывать в коррекционно - развивающем и образовательном процессах следующее:

Что необходимо развивать у детей?:

- развитие интеллектуальных способностей (логическое мышление,

образное мышление, внимание, память тактильную и зрительную,

творческое воображение, фантазию и пр.)

- развитие речи;

- развитие координации движений;

- развитие мелкой моторики;

- умение конструировать;

- умение анализировать;

- умение владеть эмоциями;

- развитие коммуникативных качеств;

- умение позитивно относиться к другим, невзирая на их отличия от себя

самого и др.

С помощью чего педагог будет развивать эти способности?:

- через комплексное развитие;

- с помощью основных и дополнительных занятий;

- с помощью занятий дома с родителями;

- с помощью использования интеллектуальных и развивающих игр и игрушек;

- через сказки, беседы, прогулки.

Для чего необходимо развивать эти способности?:

-для исправления нарушений в развитии речи;

- для заложения основ интеллектуально-творческого развития;

- для подготовки к школе;

- для того, чтобы ребёнок мог творчески подойти к любому делу.

Что требуется от ребёнка во время занятий?:

- желание заниматься;

- настроение.

Когда ребёнок испытывает радость от занятия?:

- когда ему интересно, когда у него что - то получается;

- когда его понимают, когда его принимают таким, каков он есть.

Что требуется от педагога во время занятия и в повседневном общении с ребёнком?:

- умение принять ребёнка таким, каков он есть;

- умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребёнка;

- умение почувствовать ребёнка с начала занятия (или раньше);

- терпение;

- умение подчеркнуть неповторимость, индивидуальность каждого ребёнка;

- умение не сравнивать одного ребёнка с другим;

- умение импровизировать; артистизм и творчество.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Рождественский Ангел»Мастер-класс «Рождественский Ангел» Содержание организованной образовательной деятельности. Виды детской деятельности:познавательно – исследовательская, восприятие художественной.

Неделя игры и игрушки в детском саду. Растём, играя (фотоотчёт)Неделя игры и игрушки в детском саду. Растём, играя (фотоотчёт) Игра— это ведущий вид деятельности детей. Она является определяющим фактором в развитии личности. В игре дошкольник узнает, как себя.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Всестороннее развитие детей в процессе изготовления самодельной куклы
Опубликовано: 23 ноября 2014 в 12:17
+154Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 114.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 апреля. День кубиков на МААМ

Игрушкам, в которые играют дети на протяжении столетий, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы провести этот день с детьми за играми и занятиям с...

14 апреля. День петуха на МААМ

Предлагаем посвятить наш очередной тематический день большому начальнику. Таковым считает себя каждый петух в курятнике, и все основания для этого у него есть. Птица эта красивая и интересная, с...

Музыкальное занятие в средней группе тема: «День космонавтики»
Музыкальное занятие в средней группе тема: «День космонавтики» Цель: -познакомить детей с днем космонавтики -обогатить музыкальные впечатления детей;...
Сценарий выпускного праздника в детском саду «До свиданья, детский сад!»
Звучит торжественная музыка, выходят Ведущие. 1 Ведущая: Есть одна страна на свете Не найти другой такой. Не отмечена на карте И размер то небольшой....
Объемная аппликация из бумаги для детей от 6 лет: Петя-Петушок. Мастер-класс с...
Объемная аппликация из бумаги для детей от 6 лет: Петя-Петушок. Мастер-класс с пошаговыми фото Автор: Сейитмедова Оксана Сейтиевна, воспитатель, ГБОУ...