Надежда Рябко
«Встреча с ежиком». Занятие по обучению грамоте. Звуки [п] и [п’]
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
1. Совершенствовать артикуляционный аппарат детей.
2. Развивать у детей фонематический слух.
3. Учить слышать интонационно выделенный в слове звук и называть его изолированно.
4. Обучать самостоятельному интонационному выделению звука в слове.
5. Учить сравнивать слова по протяженности.
Демонстрационный материал. Леска с привязанными к ней бумажными птичками; большой и очень маленький мячи. Ежик. Две полоски длинная и короткая.
Ход занятия
1. Введение в игровую ситуацию.
Дети собираются около воспитателя.
Ребята скажите, есть ли у вас друзья?
Публикация «„Встреча с ежиком“, Занятие по обучению грамоте, Звуки [п] и [п’]» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
С друзьями вы, конечно, встречаетесь, иногда ходите к ним в гости.
И у меня тоже есть друг - ежик. Он пригласил меня к себе в гости.
Хотите пойти со мной?
2. Актуализация знаний.
А можем ли мы прямо сейчас пойти к нему в гости?
Прежде чем пойти нужно собраться?
Дети собираются в гости. (Умываются. Логопедическое упражнение «Почистим зубки». Одеваются.)
Приходят к ёжику на полянку. Садятся на стульчики.
Ёжик очень любит играть. Он хочет поиграть с вами в своих птичек.
Дыхательное упражнение «Подуем на птичек». Воспитатель называет одновременно четверых-пятерых детей, и по его сигналу дети начинают дуть на бумажных птичек, привязанных к леске. Группа решает, чья птичка улетела дальше. Упражнение продолжается, пока не будут вызваны все дети.
2 .Расширение представлений по теме занятия
Педагог предлагает воспитанникам поиграть в ежиков. Напоминает, как пыхтят ежики, когда сердятся: «П-п-п.» (звуки произносятся раздельно). Дети ходят по комнате низко опустив головы и пыхтят. Воспитатель показывает, как пыхтят добрые ежики: «Пь-пь-пь.» Дети поочередно «становятся» то большими, то маленькими ежиками — по команде воспитателя меняют звук «п» на «пь».
Педагог спрашивает, какой звук произносят сердитые ежик, а какой — добрый.
3. Воспроизведение нового в игровой ситуации
Дети вновь занимают свои места. «Ежик убежал домой, — говорит
воспитатель. — Но он оставил свои звуки „п" и „пь" в стихотворении,
которое я сейчас вам прочту:
Паровоз пускает пар,
Топит печку кочегар».
Стихотворение читается дважды, без интонационного выделения звуков «п» и «пь». Желающие повторяют его. Затем воспитатель читает стихотворение еще раз, уже с интонационным выделением необходимых звуков, и просит назвать слова, в которых «спрятался» звук «п». Слова со звуком «пь» называет только воспитатель. Спрашивает, какой из этих звуков «добрый», а какой «сердитый братишка». Снова просит назвать слова с «добрым братишкой», потом — с «сердитым».
Воспитатель показывает детям два мяча, которые тоже оставил ежик. Дети определяют, что один мяч большой, а другой — совсем маленький. Педагог спрашивает, каким словом можно назвать маленький мяч, чтобы сразу стало понятно, что он маленький («мячик»).
Воспитатель предлагает детям проверить, какое слово длиннее — «мяч» или «мячик». Вызывает одного из детей, соединяет его ладошки и, произнося вместе с ним отрывисто слово «мяч», слегка раздвигает ладошки ребенка: это слово коротенькое (показывает короткую полоску, ладошки чуть-чуть раздвинуты. Затем подобным образом «измеряется» слово «мячик» (показывается длинная ладошка). Рядом с длинной полоской кладётся, маленький мяч, а с короткой – большой.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что мяч большой, а мячик — маленький, но слово «мячик», наоборот, длиннее, чем слово «мяч».
4. Итог
С кем вы сегодня играли?
В какие игры вы играли?
Какие звуки оставил нам в подарок ежик?
Ребята скажите, есть ли у вас друзья? С друзьями вы, конечно, встречаетесь, иногда ходите к ним в гости.
И у меня тоже есть друг - ежик. Он пригласил меня к себе в гости на лесную полянку.
Хотите пойти со мной?
3. Актуализация знаний.
А можем ли мы прямо сейчас пойти (отправиться?
Прежде чем пойти нужно собраться?
Дети собираются в гости. (Умываются. Логопедическое упражнение «Почистим зубки». Одеваются.)
Приходят к ёжику на полянку. Садятся на стульчики.
Дыхательное упражнение «Подуем на птичек».
Ёжик очень любит играть.
Он хочет поиграть с вами в своих птичек.
Если на них подуть они полетят.
Дуть на птичек будем так: делаем глубокий вдох носом и выдыхаем через нос не надувая щеки.
Показывает и пробует вместе с детьми. Воспитатель называет одновременно четверых-пятерых детей, и по его сигналу дети начинают дуть на бумажных птичек, привязанных к леске. Группа решает, чья птичка улетела дальше. Упражнение продолжается, пока не будут вызваны все дети.
3 .Расширение представлений по теме занятия
Следующая игра, в которую мы будем играть, с ёжиком называется «Сердитый и добрый ежик»
Педагог предлагает воспитанникам поиграть в ежиков. Вы будете ежиками сперва сердитыми, которые пыхтят вот так «П-п-п.», затем добрыми- Пь-пь-пь.
Как пыхтит сердитый еж, как добрый?
Дети ходят по комнате низко опустив головы и пыхтят. Воспитатель показывает, как пыхтят добрые ежики: «Пь-пь-пь.» Дети поочередно «становятся» то большими, то маленькими ежиками — по команде воспитателя меняют звук «п» на «пь». Ежики убегаю домой.
Педагог спрашивает, какой звук произносят сердитый ежик, а какой — добрый.
3. Воспроизведение нового в игровой ситуации
К сожалению моему другу пора домой, готовить свою норку к зимней спячке. Дети прощаются с ним.
Дети вновь занимают свои места. «Ежик убежал домой, — говорит
воспитатель. — Но он оставил свои звуки „п" и „пь" в стихотворении,
которое я сейчас вам прочту:
Паровоз пускает пар,
Топит печку кочегар».
Стихотворение читается дважды, без интонационного выделения звуков «п» и «пь».
Сейчас я прочитаю стихотворение ещё раз, а вы будете искать слова, в которых «спрятался» звук п., а потом вам нужно будет назвать их.
А сейчас я назову слова, в которых спрятался звук «пь».
Звук п и пь братья.
Спрашивает, какой из этих звуков «добрый», а какой «сердитый братишка».
Снова просит назвать слова с «добрым братишкой», потом — с «сердитым».
Воспитатель показывает детям два мяча. Дети определяют, что один мяч большой, а другой — совсем маленький. Педагог спрашивает, каким словом можно назвать маленький мяч, чтобы сразу стало понятно, что он маленький («мячик»).
Воспитатель предлагает детям проверить, какое слово длиннее — «мяч» или «мячик». Вызывает одного из детей, соединяет его ладошки и, произнося вместе с ним отрывисто слово «мяч», слегка раздвигает ладошки ребенка: это слово коротенькое (показывает короткую полоску, ладошки чуть-чуть раздвинуты. Затем подобным образом «измеряется» слово «мячик» (показывается длинная ладошка). Рядом с длинной полоской кладётся, маленький мяч, а с короткой – большой.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что мяч большой, а мячик — маленький, но слово «мячик», наоборот, длиннее, чем слово «мяч», так как там меньше звуков.
4. Итог
С кем вы сегодня играли?
В какие игры вы играли?
Какие звуки оставил нам в подарок ежик?
В работе использовались материалы Журовой Л. Е. Подготовка к обучению грамоте дошкольников