Получи документы

«Встреча с ежиком». Занятие по обучению грамоте. Звуки [п] и [п’]

Надежда Рябко
«Встреча с ежиком». Занятие по обучению грамоте. Звуки [п] и [п’]
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание

1. Совершенствовать артикуляционный аппарат детей.

2. Развивать у детей фонематический слух.

3. Учить слышать интонационно выделенный в слове звук и называть его изолированно.

4. Обучать самостоятельному интонационному выделению звука в слове.

5. Учить сравнивать слова по протяженности.

Демонстрационный материал. Леска с привязанными к ней бумажными птичками; большой и очень маленький мячи. Ежик. Две полоски длинная и короткая.

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию.

Дети собираются около воспитателя.

Ребята скажите, есть ли у вас друзья?

Публикация «„Встреча с ежиком“, Занятие по обучению грамоте, Звуки [п] и [п’]» размещена в разделах

С друзьями вы, конечно, встречаетесь, иногда ходите к ним в гости.

И у меня тоже есть друг - ежик. Он пригласил меня к себе в гости.

Хотите пойти со мной?

2. Актуализация знаний.

А можем ли мы прямо сейчас пойти к нему в гости?

Прежде чем пойти нужно собраться?

Дети собираются в гости. (Умываются. Логопедическое упражнение «Почистим зубки». Одеваются.)

Приходят к ёжику на полянку. Садятся на стульчики.

Ёжик очень любит играть. Он хочет поиграть с вами в своих птичек.

Дыхательное упражнение «Подуем на птичек». Воспитатель называет одновременно четверых-пятерых детей, и по его сигналу дети начинают дуть на бумажных птичек, привязанных к леске. Группа решает, чья птичка улетела дальше. Упражнение продолжается, пока не будут вызваны все дети.

2 .Расширение представлений по теме занятия

Педагог предлагает воспитанникам поиграть в ежиков. Напоминает, как пыхтят ежики, когда сердятся: «П-п-п.» (звуки произносятся раздельно). Дети ходят по комнате низко опустив головы и пыхтят. Воспитатель показывает, как пыхтят добрые ежики: «Пь-пь-пь.» Дети поочередно «становятся» то большими, то маленькими ежиками — по команде воспитателя меняют звук «п» на «пь».

Педагог спрашивает, какой звук произносят сердитые ежик, а какой — добрый.

3. Воспроизведение нового в игровой ситуации

Дети вновь занимают свои места. «Ежик убежал домой, — говорит

воспитатель. — Но он оставил свои звуки „п" и „пь" в стихотворении,

которое я сейчас вам прочту:

Паровоз пускает пар,

Топит печку кочегар».

Стихотворение читается дважды, без интонационного выделения звуков «п» и «пь». Желающие повторяют его. Затем воспитатель читает стихотворение еще раз, уже с интонационным выделением необходимых звуков, и просит назвать слова, в которых «спрятался» звук «п». Слова со звуком «пь» называет только воспитатель. Спрашивает, какой из этих звуков «добрый», а какой «сердитый братишка». Снова просит назвать слова с «добрым братишкой», потом — с «сердитым».

Воспитатель показывает детям два мяча, которые тоже оставил ежик. Дети определяют, что один мяч большой, а другой — совсем маленький. Педагог спрашивает, каким словом можно назвать маленький мяч, чтобы сразу стало понятно, что он маленький («мячик»).

Воспитатель предлагает детям проверить, какое слово длиннее — «мяч» или «мячик». Вызывает одного из детей, соединяет его ладошки и, произнося вместе с ним отрывисто слово «мяч», слегка раздвигает ладошки ребенка: это слово коротенькое (показывает короткую полоску, ладошки чуть-чуть раздвинуты. Затем подобным образом «измеряется» слово «мячик» (показывается длинная ладошка). Рядом с длинной полоской кладётся, маленький мяч, а с короткой – большой.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что мяч большой, а мячик — маленький, но слово «мячик», наоборот, длиннее, чем слово «мяч».

4. Итог

С кем вы сегодня играли?

В какие игры вы играли?

Какие звуки оставил нам в подарок ежик?

Ребята скажите, есть ли у вас друзья? С друзьями вы, конечно, встречаетесь, иногда ходите к ним в гости.

И у меня тоже есть друг - ежик. Он пригласил меня к себе в гости на лесную полянку.

Хотите пойти со мной?

3. Актуализация знаний.

А можем ли мы прямо сейчас пойти (отправиться?

Прежде чем пойти нужно собраться?

Дети собираются в гости. (Умываются. Логопедическое упражнение «Почистим зубки». Одеваются.)

Приходят к ёжику на полянку. Садятся на стульчики.

Дыхательное упражнение «Подуем на птичек».

Ёжик очень любит играть.

Он хочет поиграть с вами в своих птичек.

Если на них подуть они полетят.

Дуть на птичек будем так: делаем глубокий вдох носом и выдыхаем через нос не надувая щеки.

Показывает и пробует вместе с детьми. Воспитатель называет одновременно четверых-пятерых детей, и по его сигналу дети начинают дуть на бумажных птичек, привязанных к леске. Группа решает, чья птичка улетела дальше. Упражнение продолжается, пока не будут вызваны все дети.

3 .Расширение представлений по теме занятия

Следующая игра, в которую мы будем играть, с ёжиком называется «Сердитый и добрый ежик»

Педагог предлагает воспитанникам поиграть в ежиков. Вы будете ежиками сперва сердитыми, которые пыхтят вот так «П-п-п.», затем добрыми- Пь-пь-пь.

Как пыхтит сердитый еж, как добрый?

Дети ходят по комнате низко опустив головы и пыхтят. Воспитатель показывает, как пыхтят добрые ежики: «Пь-пь-пь.» Дети поочередно «становятся» то большими, то маленькими ежиками — по команде воспитателя меняют звук «п» на «пь». Ежики убегаю домой.

Педагог спрашивает, какой звук произносят сердитый ежик, а какой — добрый.

3. Воспроизведение нового в игровой ситуации

К сожалению моему другу пора домой, готовить свою норку к зимней спячке. Дети прощаются с ним.

Дети вновь занимают свои места. «Ежик убежал домой, — говорит

воспитатель. — Но он оставил свои звуки „п" и „пь" в стихотворении,

которое я сейчас вам прочту:

Паровоз пускает пар,

Топит печку кочегар».

Стихотворение читается дважды, без интонационного выделения звуков «п» и «пь».

Сейчас я прочитаю стихотворение ещё раз, а вы будете искать слова, в которых «спрятался» звук п., а потом вам нужно будет назвать их.

А сейчас я назову слова, в которых спрятался звук «пь».

Звук п и пь братья.

Спрашивает, какой из этих звуков «добрый», а какой «сердитый братишка».

Снова просит назвать слова с «добрым братишкой», потом — с «сердитым».

Воспитатель показывает детям два мяча. Дети определяют, что один мяч большой, а другой — совсем маленький. Педагог спрашивает, каким словом можно назвать маленький мяч, чтобы сразу стало понятно, что он маленький («мячик»).

Воспитатель предлагает детям проверить, какое слово длиннее — «мяч» или «мячик». Вызывает одного из детей, соединяет его ладошки и, произнося вместе с ним отрывисто слово «мяч», слегка раздвигает ладошки ребенка: это слово коротенькое (показывает короткую полоску, ладошки чуть-чуть раздвинуты. Затем подобным образом «измеряется» слово «мячик» (показывается длинная ладошка). Рядом с длинной полоской кладётся, маленький мяч, а с короткой – большой.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что мяч большой, а мячик — маленький, но слово «мячик», наоборот, длиннее, чем слово «мяч», так как там меньше звуков.

4. Итог

С кем вы сегодня играли?

В какие игры вы играли?

Какие звуки оставил нам в подарок ежик?

В работе использовались материалы Журовой Л. Е. Подготовка к обучению грамоте дошкольников

Публикации по теме:

Презентация на различение парных звонких и глухих согласных «Найди соседа» Цель игры: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух, обогащать словарь детей. Обучение.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Встреча с ежиком». Занятие по обучению грамоте. Звуки [п] и [п’]
Опубликовано: 17 марта 2013 в 23:37
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Встреча с ежиком». Занятие по обучению грамоте. Звуки [п] и [п’]» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Рябко (УИ 75070) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД