Мария Коротина
Консультация для родителей «Несколько слов об адаптации»
▼ Скачать + Заказать документы
Хотелось бы познакомить вас с теми особенностями и возможностями ребенка, которые у него должны быть сформированы в данном возрасте.
Ребенок, который отправляется в детский сад, конечно, должен обладать определенными навыками самообслуживания: одеваться, есть, пользоваться горшком, умываться и вытирать руки и лицо полотенцем. Разумеется, воспитатели помогут ребенку справиться с пуговицами и шнурками. Надо сказать, что данный возраст – замечательный возраст для самостоятельности. На стороне родителей сейчас сама природа с ее законами психического развития маленького человечка. Ведь недаром четвертый год жизни называют периодом, который проходит под девизом «Я сам!» Сейчас малыша вообще не нужно заставлять что – то делать самого – он к этому стремиться, настойчиво и упорно, решительно отстаивая свое право делать все без помощи взрослых и получая огромное удовольствие от достижения цели. Как правило, родителям часто приходиться ограничивать себя, чтобы не мешать ребенку быть самостоятельным. И это, возможно, самый важный момент! Именно сейчас ребенок может и должен овладеть всеми навыками самообслуживания: есть и пить, одеваться и раздеваться, своевременно пользоваться горшком. Он с легкостью может научиться убирать за собой игрушки, вытирать пол, аккуратно складывать одежду.
Публикация «Консультация для родителей „Несколько слов об адаптации“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Трудно в это поверить? Но это так, более того: для достижения таких успехов вовсе не обязательно прикладывать какие то значительные усилия, кроме одного – не мешать! Не хватать его за руки, не одергивать и не поправлять на каждом шагу, не пытаться все сделать за него, потому что он «маленький и ничего не умеет»!
На практике это конечно, не так уж просто. Прежде чем дитя научится умываться, пол в ванной не раз и не два окажется, залит водой. Самостоятельное одевание малыша может легко расшатать нервную систему мамы, особенно если сама она по темпераменту холерик («безудержный» - сильный, неуравновешенный, подвижный) или сангвиник («живой» - сильный, уравновешенный, подвижный). И все таки необходимо взять себя в руки, набраться терпения и обращаться с ребенком осознанно, а не под влиянием импульса.
Планируя все свои дела, заранее закладывайте в расписание час или полтора (в зависимости от особенностей поведения ребенка) «на самостоятельность». Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам. Давайте ему возможность опробовать самостоятельно всякий новый навык, и лишь в том случае, когда становиться очевидным, что самому ему не справиться, предлагайте помощь (причем эта помощь должна быть обучающей: не «давай я сделаю сама!», а «посмотри, это делается так»). С другой стороны, не нагружайте его заданиями, с которыми он определенно не может справиться: постарайтесь, чтобы малыш как можно реже испытывал ощущение собственного бессилия и как можно чаще добивался успеха.
Затрагивая вопрос о том, что должен уметь ребенок, который идет в детский сад нельзя оставить без внимания и то, как происходит его адаптация к дошкольному учреждению.
Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для вас, родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает необходимость преодоления психологических преград. Все это может вызвать у новичка защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими.
В данном возрасте наибольшую роль в периоде адаптации играет уровень социализации, в частности, наличие или отсутствие навыка общения со сверстниками и взрослыми. Немаловажное значение имеет сформированность таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.
На протяжении всего адаптационного периода провожу наблюдения за вашими детьми, с целью изучения степени и особенностей приспособления каждого ребенка к новой социальной ситуации. Отслеживаю эмоциональное состояние дошкольников, как при поступлении, так и в процессе социальной адаптации к дошкольному учреждению.
Основными показателями эмоционального состояния ребенка, на которые обращаю внимание, являются:
1. Самочувствие - ощущение физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния.
2. Активность – способность к самостоятельной силе реагирования, деятельности, самодвижению, творчеству.
3. Настроение - сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психологической жизни индивида.
4. Эмоциональная окрашенность речевого контакта с воспитателем – основа психического развития ребенка, оно опосредует все виды детской деятельности.
5. Эмоциональная окрашенность речевого контакта со сверстниками – показатель общительности, отражающих поведенческие межличностные отношения детей в группе ДОУ.
6. Аппетит - удовлетворение органических потребностей, отношение к пище.
7. Сон – способствует восстановлению функций соматических тканей и нервных клеток, психологической стабилизации.
Эмоциональное состояние дошкольников признается отличным, если: самочувствие бодрое, ребенок готов к активной деятельности. Проявляет творческую активность в играх с детьми. Настроение улыбчивое, радостное. При общении с взрослым инициативен, сам делает попытки контактировать; при общении со сверстниками сам проявляет инициативу, живо разговаривает. Аппетит хороший, съедает все с удовольствием. Ребёнок засыпает быстро во время дневного сна в детском саду и спит спокойно.
В зависимости от времени адаптационного периода и проявленных в эти сроки поведенческих реакций определяется степень адаптации ребёнка к условиям ДОУ.
Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днём (когда малыш один день адаптируется в детском саду) или длиться в течение полугода (т. е. если ребенок не адаптировался к условиям детского сада в данный отрезок времени, можно говорить о стойкой дезадаптации). Если во время привыкания к дошкольному учреждению ребенок заболевает, то естественно и растягивается процесс адаптации.
Различают легкую степень адаптации, при которой ребёнок проявляет имеющиеся у него состояния напряжения в виде кратковременного отрицательного эмоционального состояния, у него в первое время после поступления в дошкольное учреждение ухудшается сон и аппетит, он неохотно играет с другими детьми. Но все эти явления проходят в течение первого месяца после поступления.
При адаптации средней степени тяжести эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно, на протяжении первого месяца после поступления он переносит заболевание, которое длится 7 – 10 дней и завершается без каких либо осложнений.
Самым не желательным проявлением является тяжёлая адаптация, которая характеризуется очень длительным течением (иногда несколько месяцев, может протекать в двух вариантах. Это либо повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями – отиты, бронхиты, пневмония и др., либо стойкие нарушения поведения, граничащие с преневротическими состояниями. Например, дети не за что не расстаются с какой либо вещью или игрушкой, принесённой из дома. Часто стараются спрятаться, уйти куда – нибудь. Сидят в приёмной и зовут маму, спят только сидя и т. д. у таких детей бурная отрицательная эмоциональная реакция и негативное отношение ко всей обстановке детского учреждения, наблюдающиеся в первые дни, сменяются очень часто вялым, безразличным состоянием.
О завершении периода адаптации у детей в группе позволит судить лишь стабилизация всех показателей как физических, так и психических: хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими детьми, адекватная реакция на любые предложения взрослых, нормальное эмоциональное состояние.
Хотелось бы отметить, если у ребенка хорошие адаптационные возможности, он будет одинаково успешно приспосабливаться и к новому детскому коллективу, и к новым занятиям, и к новому воспитателю.