людмила черновская
Встречи в музыкальной гостиной «Прекрасен музыки волшебный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Встречи в музыкальной гостиной «Прекрасен музыки волшебный мир»
ЦЕЛЬ: Обогащение мировосприятия детей красотой и лиризмом музыки. Развитие творческого воображения, способности эмоционально откликаться на музыку посредством танцевальных движений, рисунка, проникновенного слова.
Оборудование: портрет А. Вивальди, картина В. Мещерякова «Осенние мотивы», СД с записью музыки А. Вивальди «Времена года», СД с записью музыки П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь», музыкальные инструменты (бубны, треугольники, металлофоны, румбы, маракасы, разноцветные шарфы, краски и листы бумаги.
Публикация «Встречи в музыкальной гостиной „Прекрасен музыки волшебный мир“» размещена в разделах
Дети под вступление входят в зал, останавливаются полукругом и поют
«Доброе утро…» муз. И. Меньших
Муз. рук. : Этой радостной, солнечной песенкой мы поздоровались с нашими гостями и пожелали всего доброго.
ВОСП: Посмотрите вокруг, как красиво нарядила наш зал волшебница Осень. Подарим гостям песню об этом удивительном времени года. А вы, гости, постарайтесь догадаться, как и с какими чувствами мы будем исполнять её. (нежные, ласковые, грустные, печальные, светлые, задумчивые)
Дети поют песню «В золотой карете» муз. Е. Олиферовой
Дети проходят на стульчики, садятся
Муз. рук. : Прекрасен музыки волшебный мир,
И в радости мы с нею и в разлуке,
Душою светел тот, кто дружит с ней
Кто слушает чарующие звуки.
И мир для всех становиться светлей
Так улыбнитесь, люди, поскорей
Ребята, сегодня мы с вами снова пришли в музыкальную гостиную на встречу с музыкой. Для того, чтобы любить и понимать язык музыки, надо вслушиваться в её звучание. Да-да, музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая рассказывает, но только не с помощью слов, а с помощью чего? Музыка может передавать любое настроение человека, выражать самые разные чувства и переживания. Какими же средствами она это делает? Как рассказывает музыка? Что означают слова «минорный лад» или «эта музыка написана в мажорном ладу?»
Вспомним, что такое «динамика»? (это громкость звука). Если я хочу передать взволнованность, радость, какую динамику я буду использовать? А если грусть, печаль, нежность?
Для передачи чувств, настроения, характера музыки, важное значение имеет темп, каким он бывает? (быстрый, умеренный, медленный).
Окраска звука также очень важен в музыкальном языке, это тембр, так же, как каждый человеческий голос имеет свою окраску, так и звучание любого инструмента мы можем узнать по тембру.
Ещё одно муз. слово – регистр, что оно означает? (высоту звука, звуки бывают низкие, высокие, средние)
Ритм – ещё одно выразительное средство муз. языка. Но главным является - МЕЛОДИЯ, без которого не существовало бы ни одно муз. произведение, ведь без неё остался бы просто набор звуков, ни одного произведения мы бы не могли понять, запомнить и полюбить! Я думаю, что музыка, с которой мы сейчас встретимся, всем вам полюбилась и запомнилась своею необычной и яркой мелодией. Покажите, какие вы культурные слушатели…
Слушание: «Весна» муз. А. Вивальди.
Муз. рук. : Я заметила, как внимательно вы вслушивались в музыку!
Как наз. это произведение? Кто композитор? (выбери из предл.)
Правильно, ребята, эту музыку сочинил итальянский композитор
Антонио Вивальди (1678-1741). Это один из выдающихся
мастеров скрипичной музыки, который один из первых
обратился к теме природы в музыке.
- В какое время года она нас перенесла? Какое настроение, чувства
передал композитор в музыке? (радостные, восторженные, ликую-
щие, сверкающие, праздничные). Значит, Вивальди использовал мажорный лад. Всегда ли одинаковой была динамика? темп, какие по высоте звуки использовал композитор? Какие инструменты услышали, на каком инструменте исполняли мелодию?
Цикл «Времена года» был написан очень давно, почти 300 лет назад (в 1723 году) в нем красочно изображены картины природы - пение птиц, гроза, дождь, порывистый ветер. Для достижения такой изобразительности композитор иногда смешивал тембры разных инструментов, использовал в музыке резкие сочетания звуков, добиваясь яркого и необычного звучания.
- Какие картины природы возникли в вашем воображении?
- Давайте пофантазируем! (Мы представили голубое небо, яркую молодую зелень, блестящее солнце, даже почувствовали дуновение свежего весеннего ветерка. Все: бабочки, жуки, шмели, стрекозы, просыпаются и стремятся жить и радоваться)
Муз. рук. : Вы в танце постарайтесь передать дыханье ветерка и ручейка журчанье, чтоб о весне и о прекрасном распустившемся цветке мы сохранили светлые воспоминанья. Я предлагаю нашим девочкам попытаться выразить себя в танце, слившись со звуками этой чудесной музыки.
Танцевальные импровизации (девочки) под музыку
А. Вивальди «Весна»
Муз. рук. : Молодцы, я видела, что музыка затронула вашу душу и сердца.
Красиво и выразительно получилось у, потому что они в танце
старались передать характер музыки.
Ребята, а сможем ли мы расцветить музыку звучанием детских муз. инструментов, чтобы получилось так же красиво? Какие инструменты выберем? (колокольчики, треугольник, металлофон, бубны, румбы).
Да, эти инструменты передают, игривый, искрящийся характер, и звучат звонко, радостно. Теперь вы будете музыкантами, я лишь немного помогу нашему оркестру (инструменты лежат за ширмой, которую потом убирают).
Оркестровка «Весна» А. Вивальди
Муз. рук. : Вы были хорошими музыкантами, старались передать все нюансы музыки. Мы как будто побывали на весенней полянке, в одном из весенних дней.
А теперь вернёмся в сегодняшний ОКТЯБРЬСКИЙ осенний день. Русский композитор П. И. Чайковский очень любил это время года – он целые дни проводил на воздухе. Наблюдал, как меняются краски природы, дышал осенним прохладным воздухом, гулял по аллеям парка, разглядывая листья. Я предлагаю каждому нарисовать свой осенний лист. (ВОСПИТАТЕЛЬ проводит упражнение «ОСЕНЬ»).
Я думаю, что вам тоже очень нравиться ходить по разноцветным шуршащим листьям, попросим «Осень, милая шурши»
Исполнение песни: «Осень, милая, шурши» муз. М. Еремеевой
(в зал заходит Осень)
Осень: Здравствуйте дорогие ребята и гости!
Я – Осень золотая, к вам ненадолго я пришла,
Как я рада вас увидеть, знаю, здесь мои друзья!
Длинной и чудесной кистью я перекрасила все листья.
Лист дубовый, лист берёзовый,
Лист оранжевый, лист розовый,
Лист багряно-огневой, выбирай себе любой!
Танец с листочками
«Вальс» муз. Л. Делиба
Спасибо за танец, детвора,
Теперь - до свиданье, мне уж пора,
Пора природу постепенно усыплять,
Ей до весны так долго спать! До свидания, друзья! (уходит)
С каждым днём природа постепенно засыпает, льют дожди, в окно стучит порывистый ветер… Но вдруг, природа милостиво дарит нам последние тихие и задумчивые дни, когда можно не торопясь порассуждать о жизни, вспомнить что-то приятное. Мы грустим, но тем сильнее возникает желание остановить уходящее время: «Что ж ты рано, осень, в гости к нам пришла?
Ещё сердце просит света и тепла…»
Слушание «Осенняя песнь» П. И. Чайковский
Муз. рук. : Какое настроение навеяла эта пьеса? Это произведение наз. ОКТЯБРЬ Осенняя песня, написал её П. И. Чайковский. Я по вашим лицам догадалась о чувствах, которые вы переживали, слушая эту музыку. Какое настроение передала музыка? (печальное, нежное, пасмурное, задумчивое) Какими муз. выразительными средствами смог композитор передать это настроение? (лад, динамика, темп, регистр)
На что похожи эти звуки? На каком инструменте исполнялось произведение? Послушаем небольшой отрывок ещё раз и попробуем передать настроение движениями рук, пальцев. (ритмопластика, ФОР-НО.
Если бы вы рисовали картину осени, то какие выбрали бы краски?
(тёмные, неяркие, холодные, серые)
Некоторые подумают «Что красивого может быть в такой осени?». Но в том и талант П. И. Чайковского, что в своём произведении он смог передать скромную, неяркую красоту поздней осени, увидеть и почувствовать прекрасное в том, чего мы порой не замечаем.
А теперь посмотрите, какую осень увидел и нарисовал наш биробиджанский художник С. Мещеряков. В своей картине «Осенний мотив» он передал поэзию увядания осенний природы на пороге скорой зимы, воплотил печальную и светлую «прощальную красу» русской осени.
«…Пасмурное небо, ветер качает верхушки берёз, первый снег засыпал пожухлую листву. Природа в преддверии долгого сна…»
Давайте послушаем ещё раз эту тишину осени, её прощальную песню, кто желает, может выразить свои чувства в рисунке (дети рисуют по желанию).
Слушание фрагмента «Осенней песни» П. И. Чайковского
Мы встретились с музыкой двух разных композиторов А. Вивальди «Весна» и П. И. Чайковского «Осенняя песнь» Октябрь, которые вошли в музыкальные циклы о природе «Времена года». Эти произведения вызвали у нас разные чувства - взволнованность, печаль, восторженность, нежность, грусть.
Смогли бы композиторы создать такие великолепные произведения, если бы в их сердцах не было любви к родной природе и Родине?
П. И. Чайковский много путешествовал. Бывая вдали от Родины, он очень тосковал по родным местам, писал своим друзьям, что только в России чувствует себя счастливым. Он всегда стремился скорее вернуться на Родину, говорил: «Я люблю русскую природу…нет, я её обожаю!» Да, такая наша Россия – край дубрав, белоствольных берёз, полноводных рек и синих озёр. НЕ зря современный поэт так сказал о России: «Как наша Россия прекрасна…».
Песня «Как наша Россия прекрасна» Муз. З. Я. Роот
Ребята, сегодня я увидела, как вы любите, умеете понимать и чувствовать музыку. Я очень этому рада. Пусть счастье, добро рядом с вами идут, да здравствует музыка – лучший наш друг! На память о нашей встрече, я хочу подарить вам эти нотки – символ музыки! До новых встреч в музыкальной гостиной (дети выходят под спокойную музыку).