МААМ-картинки

Педагогический опыт «Значение театрализованной деятельности в системе коррекционно-воспитательной работы»

Светлана Коваленко
Педагогический опыт «Значение театрализованной деятельности в системе коррекционно-воспитательной работы»

Театрализованная деятельность в МДОУ ДСКВ № 22 города Ейска МО Ейский район используется педагогическим коллективом в решении задач воспитания, развития и обучения дошкольников уже на протяжение 30 лет.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 22 г. Ейска основано в 1972году, построено по типовому проекту и ориентировано на оказание стандартных образовательных услуг. Детский сад расположен в городской зоне, район военного городка. В данном детском саду создаются все необходимые условия для всестороннего развития личности дошкольников, для реализации принципов, изложенных в ФГОС ДОО (Приказ № 1155 Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г.) В процессе обучения и воспитания осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку. В ДОУ функционируют кружки эстетической, физкультурно – оздоровительной, социально-личностной направленности (хореографический, вокальный кружок, кружок изодеятельности, танцевально – игровой ритмики, кружок «Английский для малышей», организован художественно – эстетический комплекс (изостудия, холлы с выставками детских работ, «кубанский» уголок, кабинет английского языка, театральная студия, тренажерный зал).

Публикация «Педагогический опыт „Значение театрализованной деятельности в системе коррекционно-воспитательной работы“» размещена в разделах

С целью расширения услуг в ДОУ, популяризации детских садов среди населения и обеспечения всем детям дошкольного возраста равных стартовых возможностей организованы группы кратковременного пребывания детей. В 2014 году создана группа семейного воспитания с целью обеспечения всестороннего развития детей, не посещающих ДОУ, и поддержания многодетных семей. В данный момент группу семейного воспитания посещают трое детей.

В ДОУ функционируют 4 логопедические группы.

Учебно-образовательный процесс строится на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2014 г.) Педагоги знакомятся с новинками методической и специальной литературы по данной проблеме. А так как приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения является художественно-эстетическое, то воспитатели и специалисты все чаще обращаются к использованию театрализованной деятельности как действенному механизму достижения воспитательных, развивающих и образовательных задач.

В нашем детском саду еще в 80-х годах прошлого века были заложены основы театрализации педагогического процесса. Мама автора, будучи тогда заведующим ДОУ № 22, была страстной сторонницей использования театральных игр, игр с разнообразными сюжетами, драматизаций и инсценировок с применением широчайшей палитры музыкального и художественного оформления, - для развития и становления гармонически развитого, эмоционально зрелого, высоконравственного и успешного в будущем ребенка. Эти традиции живы в нашем ДОУ и по сей день. Использование театральных техник, разнообразных игровых приемов, технологии создания проблемных ситуаций и решения их с помощью режиссерской постановки дают положительный результат в развитии и обогащении внутреннего мира ребенка-дошкольника.

Содержание современных занятий по театрализованной деятельности включает : просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; упражнения для социально-эмоционального развития детей; коррекционно-развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); задания для развития речевой интонационной выразительности); игры-превращения, образные упражнения; упражнения на развитие пластики; ритмические минутки (логоритмика); пальчиковый игротренинг для развития моторики рук; упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимики; театральные этюды; отдельные упражнения по этике вовремя драматизаций; подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций; знакомство с текстом сказки, средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театрализованная деятельность дошкольников с ОВЗ базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;

2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

3) развитие реальных мотивов: а) игра и обучение не должны быть из-под палки; б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

Цель данного опыта – доказать на наглядных фактах и примерах целесообразность использования театрализованной деятельности в работе с детьми с ОВЗ (ОНР III уровня), как фактор, стимулирующий развитие всех компонентов речи и реабилитирующий общее развитие ребенка до состояния нормы.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить уровень сформированности знаний, умений и навыков воспитанников в области театральной культуры и театрализованной деятельности в частности;

- апробировать на практике систему работы по театрализованной деятельности с детьми с ОВЗ (дети с общим недоразвитием речи);

- определить эффективность используемых форм и методов театрализованной деятельности и доказать их целесообразность;

- разработать методические рекомендации для педагогов и родителей воспитанников для достижения положительной динамики гармонического развития дошкольников в массовых масштабах.

Большое внимание педагогами ДОУ уделяется построению предметно – развивающей среды, подбора специальной литературы по данной проблеме, созданы и постоянно обновляются и дополняются картотеки театральных игр, режиссерских игр, микро-постановок. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к театральной деятельности во всех группах детского сада созданы театральные центры,где размещены предметы кукольного театра (2-3 вида, маски, сундучки ряжения, парики, маленькие ширмы, альбомы, иллюстрирующие театральное мастерство, рассказывающие о театральных профессиях и разнообразии видов театра.

Важно не только воплощать идею использования театрализованной деятельности в работе с детьми в ДОУ, но и пропагандировать ее среди педагогов города и района. С этой целью на протяжении последних пяти лет

были организованы выступления автора на уровне РМО воспитателей логопедических групп района, перед студентами ГБОУ СПО «Ейский педагогический колледж» (руководитель Кубышкина Л. П.) , перед слушателями стажировочной площадки «Новые модели коррекционно-логопедической работы в ДОУ» с открытыми показами, презентациями и докладами:

• РМО воспитателей логопедических групп (февраль, 2011 год) – открытый показ НОД в подготовительной логопедической группе

(образовательная область «Познание») «Возвращение волшебного кристалла».

• Открытый показ для студентов ГБОУ СПО «Ейский педагогический колледж» (сентябрь, 2013 г) НОД в старшей логопедической группе

(образовательная область «Коммуникация»)«Поиграем со сказками».

• Авторский спектакль «Разыскивается Умка» с участием детей, воспитанников театрального кружка «Мечта», с использованием мультимедийного оборудования (февраль,2014 г.)

• Авторский спектакль «Волшебное кольцо» с участием детей, воспитанников театрального кружка «Мечта», с использованием мультимедийного оборудования (июнь, 2012 год)

• Авторский спекталь «Снегурочка» с участием детей, воспитанников театрального кружка «Мечта», с использованием мультимедийного оборудования (январь, 2011)

• Открытый показ НОД «Сокровища земли кубанской «с использованием компьютерной презентации для студентов ГБОУ СПО «Ейский педагогический колледж» (март, 2013 год)

• Доклад «Использование ИКТ в системе коррекционно-воспитательной работы в ДОУ»в рамках работы стажировочной площадки (январь, 2015 г)

Традиционной формой обмена опыта на базе МДОУ ДСКВ № 22 является круглый стол для педагогов – единомышленников, где обсуждаются литературные новинки, оригинальные идеи, формы проведения занятий с элементами театрализации, вопросы культурного просвещения родителей. Следует отметить, что с целью выявления затруднений у воспитателей в организации проводимой работы и оказания необходимой методической помощи регулярно проводятся заседания педагогического и научно – методического советов. Также в нашем дошкольном учреждении регулярно проводятся открытые занятия, досуги, утренники с элементами театральной деятельности, которые помогают молодым воспитателям в дальнейшей работе, дают возможность распространять передовой педагогический опыт.

Ознакомление детей с традициями театральной культуры, с актерским и режиссерским мастерством происходит в обстановке доверия и непринужденности : во время посещения Городского Дворца культуры, просмотра спектаклей гастролирующих театров, при проведении бесед, просмотров презентаций, прослушивании аудиосказок. В этой деятельности педагог является равноправным партнером, лишь увлекающим ребят в интересный и заманчивый мир театра. Зачастую развитие сюжета театральной игры приводит к тому, что педагог уже второстепенен, его роль незаметна, а дети, увлеченные интересным замыслом на волне собственной фантазии и творчества уже самостоятельно отправляются в плавание по бескрайним просторам драматического, литературного, сценического искусства!

Публикации по теме:

Анализ работы по театрализованной деятельности «Театр и мы»Анализ работы по театрализованной деятельности «Театр и мы» Не бойся сказки, бойся лжи, А сказка…сказка не обманет Ребенку сказку расскажи- На свете правды больше станет… В. Берестов. Игры- драматизации,.

Из опыта работы «Развитие театрализованной деятельности дошкольников»Из опыта работы «Развитие театрализованной деятельности дошкольников» Дошкольное детство - это особый период в развитии ребёнка, когда развиваются способности, которые необходимы человеку в любом виде деятельности.

Логосказки как вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушенийЛогосказки как вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений Логосказки- способствуют развитию всех сторон речи,воспитанию нравственных качеств, активизирует психические процессы. Эти сказки могут представить.

Обобщение опыта «Использование нестандартного оборудования в организации театрализованной деятельности»Обобщение опыта «Использование нестандартного оборудования в организации театрализованной деятельности» Театрализованная деятельность предусматривает использования различных атрибутов, декораций, костюмов. Мы предлагаем познакомиться с нестандартным.

Обобщение опыта по развитию коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиОбобщение опыта по развитию коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности Проблема коммуникативных качеств дошкольников традиционно находится в центре внимания отечественных педагогов. Человек без коммуникации.

Обобщение педагогического опыта на тему «Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности» В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников.

Описание системы опыта работы «Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности» Художественное творчество – деятельность в области искусств, технологии и организации труда, направленную на создание или открытие качественно.

План воспитательной работы План воспитательной работы в 11 «А» классе на 2014-2015 год Патриотизм и гражданственность Цель: формирование у воспитанниц соответствующих.

Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. (Из опыта работы). Театр- один из самых демократических и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогически.

Сообщение из опыта работы «Значение прогулки в жизни дошкольника» Физическое воспитание предусматривает решение трех взаимосвязанных задач – воспитательных, образовательных и оздоровительных. Оно направлено.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Значение театрализованной деятельности в системе коррекционно-воспитательной работы»
Опубликовано: 10 сентября 2015 в 18:33
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД