Папки-передвижки

Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

рахимова гульден
Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Учитель русского языка детского сада

«Амина» №13 Рахимова Гульден Бейсенбаевна.

Тема: Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Публикация «Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада» размещена в разделах

Цели: Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей; рассмотреть педагогический опыт работы с одаренными детьми; обсудить возможность использования предложенных форм работы в собственной практике.

Добрый день!

Свой мастер-класс я хочу начать со слов:

Нет волшебства, нет чуда никакого,

Искусство начинается с простого -

К душе ребенка ключик подобрать,

Чтоб смог он целый мир разрисовать.

увидеть синеву в глазах небес,

Платком акриловым укутать зимний лес,

Смотреть на радугу-наследницу дождя

И в этой радуге увидеть вдруг себя!

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в дошкольном образовании должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на детской скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими детьми, которым, не интересна работа на занятиях, они «любопытны», ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много. Поэтому так важно именно в детском саду выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести детей на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

Одаренные дети - это звездочки на детском небосклоне. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Одарённые дети характеризуются внутренней мотивацией. Они легко прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы, увлекаясь выдвижением альтернативных точек зрения. Наделены ярким воображением, изобретательностью, сохраняют в жизни и учёбе элемент игры, творчески подходят к любому делу. С удовольствием воспринимают сложные задания, и терпеть не могут готового ответа. Безусловно, одарённые дети нуждаются в особом внимании и руководстве, в специальном обучении. Первым помощником в этом деле является интерес детей к занятию.

Многие утверждают, что все эти качества и способности даются человеку от рождения. Но я думаю, что это не так: способности развиваются в деятельности. Как писал В. А. Сухомлинский: «Ученик умственно воспитывается лишь тогда, когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение, познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональности».

Взаимодействие ребенка и педагога

Особенно важно в работе с одаренными детьми, умение учителя заранее моделировать, предвидеть результаты. Педагог должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми. Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения) : "Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю".

Поэтому можно говорить о том, что первые шаги к высокомотивированному ребенку, к отысканию искры, которая горит в нем, начинается на уроке. Первоначальная задача учителя состоит в том, чтобы своевременно выявить одаренность, вызвать и увидеть в ребенке желание творить, искать, трудиться над непознанным для него явлением.

Слайд

Одаренность можно различать по широте проявлений, по типу предпочитаемой деятельности, по интенсивности проявлений, по темпу психического развития, по возрастным особенностям проявления.

Виды одаренности (раздаточный материал)

Виды различий Виды одаренности

По широте проявлений Общая одаренность (интеллектуальная; творческая)

Специальная одаренность

По типу предпочитаемой деятельности интеллектуальная;

творческая;

академическая;

художественная;

психомоторная (спортивная)

конструкторская

лидерская (организаторская) и др.

По интенсивности проявлений повышенная способность к обучению (способные);

одаренные;

высокоодаренные (талантливые)

По темпу психического развития С нормальным темпом психического развития;

Со значительным опережением возрастного темпа развития

По возрастным особенностям проявления стабильная;

приходящая (возрастная)

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Слайд

Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности (раздаточный материал)

Виды

Одаренности Составляющие Как проявляются

Академическая

Одаренность Мотивационно-личностные характеристики Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Способности к обучению Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческая

Одаренность Художественная одаренность Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)

Вокальная одаренность Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух

Литературная одаренность Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов

Артистическая одаренность Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память

Конструкторская одаренность Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Психомоторная

Одаренность Спортивная одаренность Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость

Хореографическая одаренность Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память

Коммуникативная одаренность Социально-личностная одаренность Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты

Лидерская одаренность Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию

Если говорить об одаренности в области филологии, то такие дети сразу заметны при проведении занятий своей творческой активностью, постановкой нестандартных вопросов, то есть творческая одаренность. В работах таких детей обязательно есть необычные гипотезы, интересная аргументация и стремление расширить границы своего знания по предмету.

В своей работе выявила одаренных детей.

Слайд

Методы обучения, как способы организации

учебной деятельности детей.

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности детей, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. К обучению интеллектуально одаренных детей, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных детей. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе своей работы, помимо традиционных методов обучения, использую методы обучения в группе, например кооперативное обучение.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 детей) дети взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Слайд

Например, раздаю картинки по группам (разные) говорю, что все должны участвовать в задании.

Задание - сочинить сказку по картинке.

Дети сами того не замечая, выбирают что им по душе, слушают друг друга, спорят, предлагают свое мнение

Слайд

Вывод: Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности детей под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

• дать детям возможность увидеть проблему с разных сторон;

• уточнить персональные позиции и личные точки зрения детей;

• ослабить скрытые конфликты;

• выработать общее решение;

• повысить эффективность работы участников дискуссии;

• повысить интерес в к проблеме и мнению ребенка;

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Можно включить в занятия задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Это наиболее продуктивное направление работы, поэтому сосредоточим на нём основное внимание. Какие же формы и приёмы работы помогут его реализовать?

Формы и приёмы работы на уроках русского языка и литературы

Задания, разно уровневого характера, позволят каждому ребёнку впитать необходимый и посильный объём информации.

Слайд

Например, повторяя в конце занятия ед. и мн. число сущ. (детям говорилось, приводились примеры также, что есть слова только ед. или мн. Числа.)

Прием «Игра с мячом».

(Н) кошка-кошки

Стол – столы

Молоко – молоко (в основном скажет только одаренный ребенок и пояснит почему, а другой запомнит).

Вывод: можно увидеть у детей

- явную одаренность (достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения)

- скрытую одаренность (проявляется в замаскированной форме. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов)

Таким образом мы обнаружили академическую одаренность у детей.

Слайд

Творческая одаренность.

Прием «Прогнозирование»

РОЗА

Я розой долго любовалась,

Дарила ей свои мечты,

Но кошка шустрая попалась.

Предлагаю детям назвать свои варианты, что произошло

Предложить аудитории назвать свои варианты

И… откусила лепестки.

Тип творческой одаренности? (литературная)

Вокальная одаренность

Слайд

Алая роза растёт в саду,

И о ней я речь поведу,

Её там соловей воспевает,

А роза под трели его засыпает.

Задание повторить эмоциями: грустно, весело, играя, плача.

Предлагаю коллегам выполнить задание.

Какую еще одаренность можно увидеть? (артистическую)

Большое место среди работ творческого характера занимает работа по картине. Обычно, «читают» картину: по сути, пересказывают, что на ней изображено, несколько слов о колорите, о главной мысли полотна, о своих впечатлениях. А почему не предложить, кроме этого, наполнить картину звуками? Как тонко чувствуют ребята природу, когда они описывают картину. Считаю, что именно творческая самостоятельная деятельность взрослых и детей необходима современном обществе.

Результат работы с одарёнными детьми

Последнее время большие возможности для работы с одарёнными детьми предоставляют различные проекты по предметам у нас в городе Кокшетау.

Работа с одаренными детьми сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни нашего общества.

Подводя итог хочется сказать, что каждый человек талант по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости. Задача коллектива состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребёнк

Публикации по теме:

Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся.

Консультация для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Консультация для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается.

Консультация для родителей «Оздоровление детей среднего дошкольного возраста в условиях детского сада» Сохранение и укрепление здоровья детей — главная задача нашего дошкольного учреждения. Безусловно, вопросы физкультурно-оздоровитетельной.

Консультация «Выявление и развитие интересов у детей дошкольного возраста» Интерес-это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Отсутствие же или их бедность.

Консультация «Выявление и развитие способностей у детей дошкольного возраста» Каждый родитель желает своему ребенку блестящего будущего. Но мало кто задумывается, что предпосылки для профессионального и личного успеха.

Родительское собрание на тему «Познавательно-речевое развитие детей в условиях семьи и детского сада» Цель: активизировать взаимодействие родителей и воспитателей с целью развитие речи детей. Задачи: - Раскрыть значимость речевого развития.

Родительское собрание «Развитие речи детей 3–4 лет в условиях семьи и детского сада» Заговори, чтобы я тебя увидел. (Сократ) Правильная, выразительная речь- портрет человека. Речь- это не прирожденный дар. Все начинается.

Семинар-практикум «Раннее выявление и сопровождение детей с признаками одаренности в соответствии с ФГОС» Принципы и методы выявления детей с признаками одаренности в ДОУ. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности,.

Социализация ребёнка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи (из опыта работы) В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный человек с высоким.

Презентация для методического часа педагога-психолога «Одаренность: понятие, выявление, раскрытие одаренности в условиях ДОУ» Данный материал представляет собой основу для проработки педагога-психолога ДОУ с педагогами такой важной тематики как "детская одарённость".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада
Опубликовано: 22 января 2019 в 22:27
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД