Толстова Марина Владимировна
Фотоотчет «Вышивка лентами в дошкольном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия из вышивки популярны и используются различными слоями населения. Произведения народных мастеров – всякого рода ковры, скатерти, сорочки и рушники с народной вышивкой входят в нашу жизнь как художественные произведения, становятся украшением нашего жилья. В народном творчестве выражается исконная тяга человека к красоте, желание видеть вокруг себя изделия, выполненные собственными руками, с их естественностью и поэтичностью.
Публикация «Фотоотчет „Вышивка лентами в дошкольном учреждении“» размещена в разделах
История вышивки лентой начинается с древнейших времен. Чиотти Донателла в своих исследованиях отмечает, что ее прародительницей можно считать веревку из растительных волокон, которая постепенно превратилась в тесьму, а затем в ленту. Еще в доисторические времена люди украшали прически пестрыми узкими полосками из ткани и кожи, на которых создавали выразительные узоры. Постепенно художественное шитье развивалось, стали применять не только различные виды пряжи: шерстяной, льняной, шелковой, конопляной, хлопковой, – но и драгоценные камни, жемчуг, монеты, перламутровые ракушки, бисер, бусины, блестки.
С Древних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы «оживить» свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал. В Средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавески, которыми закрывали окна для защиты от холода в зимнее время.
Но только в XIV в. начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Традиции ткачества в Лионе, французском городе, и благоприятные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитию производства ценной шелковой нити и ткани. Знатные господа стали носить красивую одежду, расшитую парчовыми лентами или лентами с золотой каймой, соответствовавшими рангу и происхождению носившего. Немного позже началась мода на плащи и камзолы, отделанные золотыми и парчовыми лентами. Поэтому спрос на такой товар продолжал расти
В 1446 году будущий король Людовик XV пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разнообразные станки как для выделки шелка, так и для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. В начале XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент.
Король Франции Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой.
Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XIV любил не только одежду, украшенную лентами, но и сам обожал вышивать лентами и дарил свои изделия придворным дамам. В этот период в моду вошли объемные платья с летящими силуэтами, со складками и множеством ленточек. Именно в это время во Франции появилась вышивка лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, нашивали на корсажи множество розочек, других объемных цветов с изящными листиками. Мотивы дополняли жемчужинами и хрусталиками. Затем стали и белье украшать лентами. Оно становилось все более изящным, роскошным, утонченным. В ателье, носивших звание «Поставщики королевского двора», с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Сейчас их изделия можно увидеть в различных музеях мира от Лондона до Претории.
В XVII–XVIII вв. лентами стали украшать не только женские наряды, но и одежду мужчин. Даже облачение священников было украшено лентами. Англичанин Чарльз Фредерик Ворт, основатель Дома моды Рю-де-ле-Пе, соединил английскую технику вышивки с французским шиком. Он стал не просто украшать одежду лентами, пришивая их сверху, а вышивать на одежде различные мотивы тесьмой и шелковыми лентами. Платья с вышитыми узорами предназначались для женщин высокого положения в обществе. Кроме того именно он стал основателем моды на украшение вышивкой различных аксессуаров. Перчатки, туфли, веера, нижнее белье отделывали вышивкой из тесьмы и лент.
Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова, в том числе и в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из Старого Света он попал в Америку, где быстро завевал популярность.
Но постепенно новозеландские и британские мастерицы перехватили инициативу, они стали лучшими рукодельницами в то время. В XIX веке королева Виктория именно им поручала украшать свои наряды. А вот в Австралии этот вид рукоделия распространился намного больше, чем вышивка нитками, так как на волокна и нити из Японии существовал налог, а на ленты не было налога.
В нашей стране ленты для декорирования применялись с древнейших времен. В незапамятные времена невеста, которую засватали, надевала на голову венок с лентами, который называли красота. Другой старинный убор для девушек – ленты – декорировался золотыми нитями и разноцветными лентами с бусинами.
В Ржевском уезде женщины и девушки носили повойник – головной убор с нашитыми лентами и вышивкой из золотой нити. Низ праздничных рубах украшали двумя полосками красных шелковых лент. Другие рубахи обшивали пестрыми лентами. Вышитые ленты часто использовали вместо поясов в праздничном одеянии.
Одежду донских казаков в XVII–XVIII вв. отделывали вышивкой золотыми и серебряными, шелковыми нитями и различными лентами. Рубахи украшали вышивкой и лентами по низу подола и рукавов. Постепенно под влиянием стилей рококо и барокко в России становится популярной вышивка шелковыми лентами различных цветочных узоров. Лентами украшали одежду, перетягивая рукава и формируя букетики цветов.
В 1870-е гг. вышивка шелковыми ленточками получила наибольшее распространение. Лентами декорировали юбки, лифы, рукава, воротники, манжеты платьев, перчатки, муфты, шали. Кроме того, объемной вышивкой украшали стеганые одеяла, абажуры, зонтики и разнообразные предметы обихода. А также стали модными различные накладные отделки из украшений: шелковых лент, фигурных блесток, объемных аппликаций из подкрашенного газа с синелью. Могли комбинироваться различные виды вышивок, например аппликацию из шелковых ленточек совмещали с цветной гладью.
Дафтер Хэлен отмечает, что в XX в. интерес к этому виду рукоделия снизился так же, как и к остальным его видам. Но в конце прошлого столетия вышивка шелковыми ленточками стала появляться вновь и в настоящее время переживает второе рождение.
После Второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стал снижаться. В послевоенное время мир охватила массовая эмансипация, и шикарный романтический стиль ушел на второй план. А вместо этого под эгидой равноправия между мужчинами и женщинами, в моду вошел строгий стиль. И только в течение двух последних десятилетий великие дизайнеры одежды и интерьера стали возвращаться к декору шелковыми лентами. Началось возрождение вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки.
Впервые на отечественном рынке профессиональные российские наборы для вышивки шелковыми лентами появились в 2010 году под названием «Магия шелка». В состав набора входят канва, ленты различных цветовых гамм и схема в натуральную величину, которая дает возможность автору картины перевести рисунок на ткань несколько раз, игла и подробная инструкция. В зависимости от рисунка, в состав иногда также входят декоративные ткани и плотная бумага.