наталья федорова
Театр теней как средство развития речи детей с ТНР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Кострома «Детский сад № 62».
Выступление для педагогов на тему:
«Театр «Волшебный фонарик»
как средство развития речи детей с ТНР».
Подготовила и провела: воспитатель
1 квалификационной категории
Федорова Наталья Владимировна
Кострома 2024
Публикация «Театр теней как средство развития речи детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр теней своими руками
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Сегодня хотелось бы рассказать о теневом театре. Только представьте, когда гаснет свет и в тишине таинственного полумрака оживают силуэты сказочных персонажей, малыши забывают обо всем на свете…. Участвуя в теневых театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. У детей формируется уважительное отношение друг к другу: они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театральные теневые игры обогащают эмоциональную сферу детей, учат их понимать свои чувства и по мере сил управлять ими.
Театр теней – изящное и тонкое искусство, которое требует большой подготовительной работы, кропотливого труда, бережного отношения к атрибутике, постоянного сопровождения и помощи в реализации со стороны педагога. Разыгрывание сюжетов в теневом театре влияет на психологический и физиологический аспект – развитие воображения, фантазии, мышления, а также речи и мелкой моторики. Атрибуты для теневого театра могут быть минимальными: экран, источник света, фигурки на палочках. В свою очередь, дополнительные детали не должны перегружать экран, не отвлекать от основного действия. Театр теней очень полезен для детей! Театр теней развивает воображение ребёнка и учит креативно мыслить. В отличие от «готовой» игрушки — это силуэты, но ребенок дорисовывает и придумывает в своей голове элементы, которые не показаны, а такой мыслительный процесс очень полезен. Теневой театр подталкивает ребенка к такому мыслительному процессу. Дети очень любят заниматься сочинительством, здесь они являются кукловодами, что дает им прекрасную возможность проявить себя сказочниками. Теневой театр развивает речь ребенка. В отличие от «готовой» игрушки и из-за особой атмосферы театра и представления, теневой театр подразумевает, что ребенок будет ставить спектакль и говорить вслух от лица персонажей. Тут важно быть с ребенком в этот момент, быть его зрителем. Театр теней зарождает в ребенке мысль, что можно создать своими руками всё что захочешь, любую игрушку, а не просто взять и купить её. У ребенка появляется интерес к ремеслу, к самоделкам, к творчеству и созиданию. Театр теней помогает победить детский страх темноты, так как ассоциативный ряд «монстра под кроватью» и «страшных существ во мраке комнаты» перекрывается ассоциацией с торжественностью спектакля, чудом в темноте. Театр теней помогает тем ребятам у кого имеются трудности в общении. Магия театра теней создает теплую, домашнюю атмосферу, где даже самый застенчивый и робкий ребенок проявит желание быть актером, ведь за ширмой его не видно, и он потихоньку начинает раскрепощаться. Теневой театр создает семейные традиции и тёплые отношения с родителями.
При создании теневого театра мы решили взять в помощь именно сказку, как могучее, действенное средство нравственного - патриотического воспитания детей. Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Слушая правильно подобранную сказку, ребенок проводит параллель между собой и сказочным героем, сравнивая себя с ним. Он начинает понимать, что такие же переживания как у него, бывают и у других. А пример сказочного героя подсказывает ему выход из сложившейся ситуации и то, как именно нужно бороться со своими страхами и проблемами. Дети активно познают окружающий мир и пытаются отображать его в своей естественной деятельности. В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины
Сказка «Репка». учит трудолюбию и взаимопомощи. Здесь заложена не только мораль о том, что совместными усилиями можно добиться большего результата и успеха. Маленькая мышка из русской народной сказки служит хорошим примером, что в «командной игре» важен каждый - как дед (глава семьи, так и внучка (подрастающее поколение, которое должно помогать старшим, и даже самый маленький зверек, традиционно считающийся вредителем. Объединенная и сплоченная семья - еще один важный вывод, который можно сделать, обсуждая с ребенком прочитанную сказку. Сказка «Гуси – Лебеди» Детей сказка учит слушать взрослых, уважать родителей, помогать младшим, выручать от беды и быть добрым - на добро отвечать добром. Сказка «Лиса и журавль» помогает понять хитрость и обман Сказка учит ценить дружбу, в отношениях думать о друге, а не только о себе. Из-за эгоизма лисицы она потеряла друга. Журавль "отблагодарил" ей тем же. Недаром сказка заканчивается пословицей: как аукнется, так и откликнется. Главную мысль сказки «Под грибом» В. Сутеева можно раскрыть с помощью краткой поговорки «Друзья познаются в беде». Ведь в жизни каждому придется и на помощь друзей рассчитывать, и руку помощи друзьям протягивать. С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в современных условиях наблюдается сведения к минимуму традиций русского народа его обычай.
Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима