Выступление из опыта работы по теме «Формирование экологического воспитания с помощью добрых сказок»

Светлана Лазебная
Выступление из опыта работы по теме «Формирование экологического воспитания с помощью добрых сказок»

В наши дни угроза экологического кризиса нависла над человечеством, и экологическое воспитание детей стало жизненно необходимым для сохранения нашего общего «ДОМА» - Земли.

Поэтому главной целью моей работы является формирование у дошкольников образа окружающего мира как собственного дома, общего для всех людей. Этот «ДОМ» нуждается в бережном отношении и заботе каждого человека на земле: и большого, и маленького. Для достижения этой цели я поставила такие задачи:

-формировать начальные экологические знания о природе и ее законах через добрые сказки;

-учить детей видеть и чувствовать красоту природы;

-предлагать практические задания по уходу за растениями и защите природы.

-воспитывать у детей гуманное отношение к природе

и внутреннее желание хранить и беречь её.

Экологические сказки «О Маленькой Капельке Воды, Березовом листочке и Зеленых Друзьях - комнатных растениях», «Сказы матушки Земли» авторов А. Лопатиной, М. Скребцовой; «Рассказы и сказки» Б. Житкова, «Любимые сказки» К. Ушинского, «Рассказы и сказки» В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова ненавязчиво воспитывают в детях любовь к окружающему миру, понимание добра и зла.

Они учат ребенка постигать окружающий мир не только умом, но и сердцем, а это самое главное для экологического воспитания человека. Кроме того, в каждую сказку добавлены элементарные знания о законах природы и окружающей среде. Поэтому они не только воспитывают, но и дают детям начальные знания об особенностях природных явлений, помогают осознать общую экологическую картину мира. Сказки в увлекательной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают осмыслить окружающий мир и взаимосвязь всего живого в нем. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданности.

Сказки, занимают особое место в экологическом воспитании. Действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Сказку обсуждаем, обыгрываем, придумываем своё продолжение, переделываем её на новый лад, ставим по сказкам кукольный театр. Например, прочитав сказку "Приключение Маленькой Капельки Воды", предлагаю детям понаблюдать за каплей дождя на оконном стекле, на лепестке цветка, на листочке, на щеке и т. д., нарисовать и рассказать свою историю из жизни дождевой капли.

Или прочитав сказку «Колобок» предлагаю детям придумать другую концовку сказки, например, что мог бы сделать колобок, для чтобы лиса его не съела.

Читая детям, добрые сказки о природе поняла что, важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Я учу детей осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.

Совместно с родителями мы часто проводим такие природоохранные акции:

- «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью)

- «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время)

- «Чистое утро» (уборка территории)

- «Чтобы дольше жили книжки» (уход и обновление) и т. д.

С уверенностью можно сказать, что, участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов, они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий.

Наиболее интересный приём – реклама. Дети любят рекламу и играют в нее. Опыт показывает, что, предложив детям создать свою рекламу, они с восторгом включаются в эту игру. Чтобы составить рекламу ребенок должен как можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Например: Ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени рекламирует место обитания: «Я медведь живу в лесу, я большой и сильный, у меня густая теплая шуба темно - коричневого, бурого цвета. Умею быстро, почти бесшумно бегать, лазить по деревьям и даже прекрасно плавать. Берлога – мой дом, в ней я сплю зимой» или «Я лиса - настоящая красавица. У меня теплая рыжая шубка, узкая любопытная мордочка, но горжусь я своим хвостом - большим, пушистым. Охочусь я на зайцев, но не откажусь от жуков и других насекомых. С удовольствием проглочу лягушку, ящерицу или змею». Создав рекламу, мы показываем её детям других групп.

Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание в моей работе отведено опытам и экспериментам. В процессе опытно-экспериментальной работы учу детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Например: Очень просто и легко объяснить пятилетнему ребенку, что нас окружает воздух и он невидим, но его можно обнаружить. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок, подуть на пёрышко, лежащее на столе и увидеть, что пёрышко двигается. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются. Или полив на пёрышко гуся водой видим, что перышко не намокло, выясняем -оно покрыто жиром. Если его намылить жир смоется и пёрышко намокнет. Передо мной стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Во время экскурсии, прогулки на природе, я даю детям творческие задания и игры направленные на формирование у детей бережного отношения к природе, навыков экологически-нравственного поведения в природной среде. Пример, творческая игра «Кому нужна водичка». Дети встают в круг и получают карточки с рисунками различных жителей земли: растений, животных, людей. Один человек – ведущий. Он играет роль капельки воды и получает чашечку с водой.

Педагог говорит:

Для чего нужна водица?

Чтобы попить и чтоб умыться,

Детям, чтобы поплескаться,

Маме, чтобы постираться,

Травке, чтобы зеленеть,

Колоскам, чтобы созреть,

Всем деревьям, чтоб расти,

Всем цветам, чтобы цвести.

Затем ведущий брызгает на детей водой из чашечки. Те, на кого попадают капли воды, должны сказать, для чего нужна вода тем, кто изображен на их карточках.

Именно наблюдения за явлениями природы и ее жителями помогают детям почувствовать красоту родной земли и полюбить ее. Но, конечно, дети увидят не только красоту. Они неизбежно столкнутся с небрежным и пагубным отношением человека к природе. В этом случае и педагогам, и родителям очень важно научить детей размышлять и сопереживать, анализировать и понимать, к чему приводит такое отношение.

Для полноценного осуществления экологического развития детей, моя работа с детьми сочетается с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам природного и растительного мира. Для родителей мною была организована выставка детских сказок о природе. Разработанные мною рекомендации для родителей направлены на создание условий приобщения детей к природе в семье. В них, я советую родителям осуществлять процесс приобщения к природе в домашне-бытовых условиях, путём создания эколого-развивающей среды, которая должна включать:

- уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения, выращенные ребёнком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними;

- оснащение необходимыми средствами для самостоятельной исследовательско – практической деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием): инструменты для работы с землёй, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т. д.

- фотографии на тему "природа”, журналы и книги о родной природе и всего мира в целом.

В уголок для родителей я помещала консультации «Роль экологических сказок в воспитании дошкольников», «Чему учат экологические сказки».

Таким образом, знания, полученные в процессе чтение экологических добрых сказок дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Ребята, с удовольствием играют в «экологию», в «учёных», в «лабораторию», в «коллекционеров», в «геологов». Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она.

Экологический плакат «Выбор за тобой!»Экологический плакат «Выбор за тобой!» Экологический плакат «Выбор за тобой!» Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Выступление из опыта работы по теме «Формирование экологического воспитания с помощью добрых сказок»
Опубликовано: 9 октября 2014 в 18:22
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

Конспект прогулки «Наблюдение за приметами осени»
Цель прогулки: Уточнить представление детей об осени по существенным признакам ( желтые листья на деревьях, опавшие листья, голые деревья и кусты,...
Конспект открытого занятия по математике на тему: «Круг квадрат» 2 младшая группа
Цель занятие: Учить различать и называть круг и квадрат: квалифицировать предметы по признаку формы. Создать образы на основе характерных признаков....
Конспект по рисованию в средней группе с использованием нетрадиционной техники...
Цель: Освоение нового способа рисования – печать поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко и красочно показать характерную фактурность внешнего вида...