Папки-передвижки

Экологическое воспитание детей раннего возраста через дидактические игры

Лена Галеян
Экологическое воспитание детей раннего возраста через дидактические игры

Опыт моей работы сложился непосредственно в дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №124 «Василек» г. Орска»», в котором я работаю на протяжении 7 лет в должности воспитателя, имею первую квалификационную категорию.

Ранний возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период первичной социализации, приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с миром природы, людьми.

Публикация «Экологическое воспитание детей раннего возраста через дидактические игры» размещена в разделах

Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответст-венного отношения к природе, поэтому я считаю, что одной из главных задач воспитания является формирование у ребенка основ экологической культуры.

До сих пор ведутся поиски эффективных технологий по экологическому воспитанию детей раннего возраста, однако единый подход к проблеме пока не найден.

Опыт моей работы показал, что наиболее эффективным методом для экологического воспитания детей раннего возраста, является игровая деятельность, в частности -дидактические игры.

На формирование опыта моей работы оказал влияние личный интерес к проблеме экологического воспитания детей посредством дидактических игр, ведь я на практике убедилась, что, руководя игрою, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения,

воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, на чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом.

Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, с природой воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений.

Анализ изученной литературы по формированию основ экологического воспитания детей раннего возраста через дидактические игры и собственная практика позволили мне обратиться к данной проблеме. Выстраивая систему работы по экологическому воспитанию детей раннего возраста, я опиралась на концепцию программ А. А. Ивановой «Живая экология», О. А. Соломенниковой "Ознакомление с природой в детском саду", Ж. Л. Васякиной «Паутинка». Эти программы рассчитаны на ознакомление с природой детей с 2-летнего возраста. Экологическое образование дошкольников может «начинаться с момента их прихода в дошкольное учреждение», т. е. с 2-3 лет.

Актуальность работы.

Начиная с раннего возраста, у малыша формируется свое отношение к окружающей среде. Бережное отношение к окружающей среде, чувство доброты, взаимопомощи, умение видеть красоту вокруг - все это должно закладывается с раннего детства.

Первоочередными задачами экологического воспитания в работе с детьми раннего возраста становятся следующие задачи:

1. Способствовать накоплению детьми ярких впечатлений о природе; обогащать представления малышей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении. Учить обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, передавать особенности голосом, в движениях. Узнавать объекты и явления в природе, на картинках, различать их, называть.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе обращения с природой: доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.

3. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.

4. Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за растениями уголка

В данном конкретном возрасте, на начальном этапе мы знакомим детей с дикими и домашними животными, их средой обитания, явлениями живой и неживой природы, бережному к ней отношению, т. е. закладываем необходимый базис для дальнейшего экологического воспитания дошкольников.

Основной и, пожалуй, единственный (ведущий) вид деятельности детей раннего возраста это игра. Через игру осуществляется воспитание и обучение малыша.

А дидактическая игра – это основное средство любого воспитания, познания окружающего мира, к тому же самый эффективный метод развития подрастающего поколения.

Дидактическая игра дает возможность формировать новые знания, расширяя уже изученные.

В ходе игры малыши узнают элементарные экологические явление, учатся применять имеющиеся у них знания, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают и активизируют словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе, договариваться.

Дидактические игры решают огромное количество образовательных, развивающих и воспитывающих задач.

Очень важно на первом этапе - зрительное восприятие (наглядность, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами. Сначала мы малышу рассказываем, затем показываем и на последнем этапе он уже сам манипулирует с игрушкой, предметом, пособием. Таким образом, мы решаем главный принцип педагогики: «Услышу, увижу, сделаю – значит пойму!».

Игра никогда не надоедает малышу. Таким образом, дети и заняты интересным делом, и познают азы экологии.

Любая игра носит дидактический характер, т. к. решает определенные задачи.

К дидактическим можно отнести и творческие игры, связанные с природой.

В ходе таких игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, формируют положительное к нему отношение.

Строительные игры с природным материалом как песок, шишки, камешки и т. д. – это вид творческих игр. В процессе такой игры, у детей формируются знания о свойствах, качествах этих материалов (из мокрого песка можно лепить - из сухого нельзя и т. д.)

К тому же развивается мелкая моторика, тактильное восприятие.

Дидактические игры с экологическим уклоном способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря, развитию воображения, памяти, мышления, внимания, нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Целю моей педагогической деятельности является формирование элементарных экологических знаний у детей раннего возраста через дидактические игры, представлений детей о многообразии природного мира, воспитание бережного обращение к ней.

Исходя из цели выделила следующие задачи:

• Учить с помощью дидактических игр узнавать в натуре, на картинках,

в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и т. д) и их детенышей называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д) и называть их.

• Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь)

фрукты (яблоко, груша и т. д)

Воспитывать бережное оснащение к растениям и животным.

Содержание уголка природы в группе: в уголке природы имеется растения с крупными листьями; календарь природы (в котором воспитатель вместе с детьми отмечает время года картинкой с ясно различимыми сезонными признаками);кукла в сезонной одежде и обуви; макеты овощей и фруктов; природный материал в контейнерах (каштаны, жёлуди, шишки, сухие листья); дидактические игры соответствующие возрасту детей («Кто что ест?», «Кто где живет», «Сложи картинку», «Найди лучики для солнышки», «Собирай одуванчик», «Чей хвостик» и т. д); предметные картинки с изображением животных, растений, явлений природы; игра «Что мы видим в окошке»;инструменты для ухода за растениями, лейки, губки (для вытирания пыли с листьев, которыми пользуется воспитатель, по возможности привлекая к труду детей).

Центр «Песок и вода». В этом центре имеются игрушки из разных материалов («тонет -не тонет», формочки, лопатки, ведерки для игры с песком.

Ширма «Времена года» даёт возможность наглядно представить сезонные изменения в природе. Совместно с воспитателем дети меняют картинки на липучках, таким образом закрепляя полученные знания о природных явлениях.

Дидактические игры экологической направленности организуются в течении дня как часть организованной деятельности, так и в свободной деятельности детей.

Таким образом, одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры.

Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию.

В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе. С помощью дидактических игр к 3годам у детей сформированы элементарные понятия экологической направленности. Дети умеют различать диких и домашних животных их местообитание, подражать голосом и имитировать движение некоторых животных.

Умеют различать природные явление такие как дождь, снег, радуга. Называть некоторые овощи и фрукты.

Дети проявляют эмоциональное чувства наблюдая за живой и неживой природой. Хотелась подчеркнуть, что дети любят играть в игры на липучках, в процессе которых происходит развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации, мелкой моторики рук, формирование познавательных действий. Эти игры яркие, красочные, реалистичные и привлекательны для детей своим дизайном.

Публикации по теме:

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Дидактические игры с матрёшками для детей раннего возрастаДидактические игры с матрёшками для детей раннего возраста Я работаю с детьми раннего возраста и, из своего опыта могу сказать, что раннее детство – это когда ребенок развивается, и у него проявляются.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество»Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Мастер-класс на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Цель: обобщение моего педагогического.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Уважаемы коллеги. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Паспорт проекта Тип проекта: Практико-ориентированный Сроки реализации проекта: среднесрочный (29.03.2021 г. – 20.04.2021 г.) Участники:.

Самодельные дидактические игры для детей раннего возрастаСамодельные дидактические игры для детей раннего возраста Представляю вашему вниманию несколько дидактических игр для детей раннего возраста. С их помощью формируются элементарные математические.

Экологическое воспитание младших дошкольников через игры, изготовленные из пластикаЭкологическое воспитание младших дошкольников через игры, изготовленные из пластика Экологическое образование дошкольников необходимо рассматривать с разных сторон. В первую очередь это знания об окружающем мире. Поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей раннего возраста через дидактические игры
Опубликовано: 25 октября 2022 в 19:59
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД