Папки-передвижки

Опыт работы с гиперактивными детьми в детском саду

Анна Кобзева
Опыт работы с гиперактивными детьми в детском саду

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Секреты мастерства: гиперактивные дети в детском саду.

Подготовил педагог- психолог Кобзева А. М.

с. Левокумское 2018г.

Публикация «Опыт работы с гиперактивными детьми в детском саду» размещена в разделах

(2 слайд) Одна из главных задач современной системы дошкольного образования – повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребёнка. В психологическом словаре внешними проявлениями гиперактивности указываются невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Первые проявления гиперактивности наблюдаются у детей в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

(Слайд 3, 4)Признаки гиперактивности наблюдаются у детей с раннего детства, и если вовремя не заняться коррекцией поведения ребенка, то в будущем его эмоциональная неустойчивость и повышенная агрессивность приведут к конфликтам в семье, детском саду и школе.

(Слайд 5) Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности : это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, и т. д.

(Слайд 6) Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей он доставляет окружающим. Однако это одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют это сделать. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы, наказания, на которые так щедры взрослые, не способны скорректировать его поведение, а порой они даже становятся источником новых конфликтов. Кроме того, указанные выше формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: ребенок, взрослые, и дети, с которыми он общается.

(Слайд 7) Появление гиперактивного ребенка в группе детского сада сразу же осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести занятия, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает воспитателя. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.

(Слайд 8, 9) Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы, поэтому сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы ребенок был внимательным, выполняя какое – либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок, конечно, постарается какое-то время вести себя хорошо, но уже сможет сосредоточиться на задании.

(Слайд 10) Воспитатели детских садов обязаны помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один с взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

Нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка. Например, если дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Пользы это не принесет. Разумнее переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять “случайно” оброненный карандаш и т. д., если ребенок в состоянии продолжать занятие можно разрешить вернуться к нему.

Система поощрения и наказания должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тут приходится учитывать особенности гиперактивного ребенка : он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15-20 минут.

В своей работе с гиперактивными детьми я использую игры, с некоторыми из них я вас познакомлю: Цель игр : научить детей контролировать свои действия, снятие мышечного напряжения, тренировка внимания и контроль двигательной активности.

(Слайд 11) «Найди отличия»

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др., передает ее взрослому и отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что в ней изменилось. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

(Слайд 12) «Кричалки – шепталки - молчалки»

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь, «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь, «шепталки», означает, что можно тихо передвигаться и шептаться; синяя ладонь «молчалка», призывает детей замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

(Слайд 13) «Разговор с руками»

Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что - то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

(Слайд 14) «Ловим комаров». Скажите детям: “Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде “Начали!” вы будете ловить комаров. Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!”

(Слайд 15) «Давайте поздороваемся».

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок — здороваемся за руку;

2 хлопка — здороваемся плечиками;

3 хлопка — здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

(Слайд 16) “Многоножки”

Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу педагога многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном педагогом, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.

(Слайд 17) “Слушай хлопки”.

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

(Слайд 18, 19) Родители гиперактивных детей часто испытывают немалые трудности в их воспитании. Далеко не каждому из них по душе поведения ребенка в общественных местах и дома, но многочисленные отклики и запреты не приводят к желаемому результату. Порой родители приходят в отчаяние: «Я не знаю, что мне с ним делать! Сил моих больше нет!». Их можно понять и им можно посочувствовать. Они уже заранее переживают о том, что скажет воспитатель про их чадо. На самом деле надо научиться избегать неприятные ситуации и с этим можно справиться. Для этого прежде всего следует убедить родителей в том, что их ребенок такой, какой он есть. Если воспитатель встретит родителей не жалобами, а позитивной информацией, то на смену напряженному состоянию придет чувство гордости, радости.

(Слайд 20) Воспитатель по своему усмотрению также может поощрить ребенка, опираясь на информацию, полученную от родителей. Если же контакт с родителями затруднен и мама или папа ребенка не хотят или не готовы принять информацию о нем, можно использовать наглядные средства, например размещение информации в уголке родителей.

(Слайд 21) Закончить свое выступление мне хочется словами известного педагога Василия Александровича Сухомлинского:

«Ребенок нуждается в нашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает».

(2 слайд) Одна из главных задач современной системы дошкольного образования – повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребёнка. В психологическом словаре внешними проявлениями гиперактивности указываются невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Первые проявления гиперактивности наблюдаются у детей в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

(Слайд 3, 4)Признаки гиперактивности наблюдаются у детей с раннего детства, и если вовремя не заняться коррекцией поведения ребенка, то в будущем его эмоциональная неустойчивость и повышенная агрессивность приведут к конфликтам в семье, детском саду и школе.

(Слайд 5) Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности : это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, и т. д.

(Слайд 6) Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей он доставляет окружающим. Однако это одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют это сделать. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы, наказания, на которые так щедры взрослые, не способны скорректировать его поведение, а порой они даже становятся источником новых конфликтов. Кроме того, указанные выше формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: ребенок, взрослые, и дети, с которыми он общается.

(Слайд 7) Появление гиперактивного ребенка в группе детского сада сразу же осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести занятия, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает воспитателя. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.

(Слайд 8, 9) Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы, поэтому сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы ребенок был внимательным, выполняя какое – либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок, конечно, постарается какое-то время вести себя хорошо, но уже сможет сосредоточиться на задании.

(Слайд 10) Воспитатели детских садов обязаны помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один с взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

Нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка. Например, если дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Пользы это не принесет. Разумнее переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять “случайно” оброненный карандаш и т. д., если ребенок в состоянии продолжать занятие можно разрешить вернуться к нему.

Система поощрения и наказания должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тут приходится учитывать особенности гиперактивного ребенка : он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15-20 минут.

В своей работе с гиперактивными детьми я использую игры, с некоторыми из них я вас познакомлю:

Цель игр : научить детей контролировать свои действия, снятие мышечного напряжения, тренировка внимания и контроль двигательной активности.

(Слайд 11) «Найди отличия»

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др., передает ее взрослому и отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что в ней изменилось. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

(Слайд 12) «Кричалки – шепталки - молчалки»

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь, «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь, «шепталки», означает, что можно тихо передвигаться и шептаться; синяя ладонь «молчалка», призывает детей замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

(Слайд 13) «Разговор с руками»

Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что - то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

(Слайд 14) «Ловим комаров». Скажите детям: “Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде “Начали!” вы будете ловить комаров. Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!”

(Слайд 15) «Давайте поздороваемся».

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок — здороваемся за руку;

2 хлопка — здороваемся плечиками;

3 хлопка — здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

(Слайд 16) “Многоножки”

Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу педагога многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном педагогом, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.

(Слайд 17) “Слушай хлопки”.

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

(Слайд 18, 19) Родители гиперактивных детей часто испытывают немалые трудности в их воспитании. Далеко не каждому из них по душе поведения ребенка в общественных местах и дома, но многочисленные отклики и запреты не приводят к желаемому результату. Порой родители приходят в отчаяние: «Я не знаю, что мне с ним делать! Сил моих больше нет!». Их можно понять и им можно посочувствовать. Они уже заранее переживают о том, что скажет воспитатель про их чадо. На самом деле надо научиться избегать неприятные ситуации и с этим можно справиться. Для этого прежде всего следует убедить родителей в том, что их ребенок такой, какой он есть. Если воспитатель встретит родителей не жалобами, а позитивной информацией, то на смену напряженному состоянию придет чувство гордости, радости.

(Слайд 20) Воспитатель по своему усмотрению также может поощрить ребенка, опираясь на информацию, полученную от родителей. Если же контакт с родителями затруднен и мама или папа ребенка не хотят или не готовы принять информацию о нем, можно использовать наглядные средства, например размещение информации в уголке родителей.

(Слайд 21) Закончить свое выступление мне хочется словами известного педагога Василия Александровича Сухомлинского

«Ребенок нуждается в нашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает».

Публикации по теме:

«День Защитника Отечества» в детском саду. Опыт работы В детском саду проводятся мероприятия, посвященные празднику Дню Защитника Отечества. Воспитатели и дети заранее готовятся к проведению.

Опыт работы «Театрализованная деятельность в детском саду» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 ГО Староуткинск» Доклад на педагогический совет «Театрализованная.

Опыт работы «Волшебство своими руками. Художественные техники в детском саду» Опыт работы «Волшебство своими руками» (художественные техники в детском саду) Воспитатель: Усова Светлана Константиновна Изобразительная.

Опыт работы «Театрализованная деятельность в детском саду» Тема: "Организация театрализованной деятельности в подготовительной группе "Капитошки" Хайбульдинова М. Н., воспитатель, подготовительная.

Опыт работы по правилам дорожного движения в детском саду Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, поэтому начиная с младшего возраста необходимо уделять особое.

Опыт работы «Применение в детском саду современной LEGO-технологии»Опыт работы «Применение в детском саду современной LEGO-технологии» Воспитатели и дети старшей группы «Сказка» детского сада «Колокольчик» в своей ежедневной деятельности решают очень много разных задач.

Опыт работы с детьми с УО в детском доме-интернатеОпыт работы с детьми с УО в детском доме-интернате Статья "Моя работа с детьми с ОВЗ" Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического.

Опыт работы «Театрализованная деятельность в детском саду»Опыт работы «Театрализованная деятельность в детском саду» Уже давно известно о значительной роли, которую играет театрализованная деятельность в развитии и воспитании ребенка. Театрализованные представления.

Опыт работы «Технология ТРИЗ в детском саду» На протяжении длительного периода воспитание в дошкольном учреждении ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков,.

Опыт работы «Здоровьесбережение в детском саду» Здоровьесберегающие технологии 2 младшая группа МБДОУ детский сад № 12 «Аленушка» с. Восток Воспитатель : Нелюбина В. Д. Актуальная тема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы с гиперактивными детьми в детском саду
Опубликовано: 20 сентября 2019 в 20:57
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД