Выступление на областном семинаре «Проектирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Елена Дашкова
Выступление на областном семинаре «Проектирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

«Проектирование воспитательно – образовательного процесса в ДОУ».

Слайд 2

- Какими же качествами должен обладать человек, чтобы выжить в так быстро меняющемся мире?

Умение ставить перед собой цель, принимать решения;

Умение самостоятельно находить пути решения проблемы в любой ситуации;

Умение делать адекватный выбор в соответствии с собственными способностями и возможностями;

Умение общаться и согласовывать свою позицию с другими людьми;

Умение заботиться о других;

Умение сохранить свое здоровье.

Поэтому Образование России переживает период перехода в новое качество, его содержание направлено не на передачу объема знаний, а на формирование способностей к самоопределению и самореализации, готовности к саморазвитию в современных социально-экономических условиях, что соответствует новому социальному заказу.

Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, открывающими на своей базе новые формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, консультативные пункты, центры игровой поддержки ребенка, службу ранней помощи, лекотеку.

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.

Слайд 3

Три модели организации образовательного процесса в ДОО

1. Учебная модель

В последние годы она активно используется в ДОО. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик.

Слайд 4

2. Комплексно-тематическая модель

В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.

Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога.

Набор тем определяется творческой группой ДОУ и это придает систематичность всему образовательному процессу. Эту модель чаще используют учителя – логопеды, а теперь практически все ДОО.

Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

Слайд 5

3. Предметно-средовая модель

Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори.

Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.

Вывод: особенности этих моделей-прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Возможно использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно-средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

Основой образовательного процесса является планирование.

Слайд 6

План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса.

Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.

Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение при планировании имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько учет их личностных характеристик и возможностей.

Слайд 7

Развивающее, личностно-ориентированное взаимодействие понимается как опора на личностные качества ребенка, что требует от воспитателя:

1. постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных особенностей, темперамента, черт характера, взглядов, привычек детей;

2. умения диагностировать, знать реальный уровень сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей;

3. своевременного выявления и устранения причин, мешающих ребенку в достижении цели;

4. сочетания воспитания с самовоспитанием;

В проектирование деятельности включаются все специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования и, конечно, воспитатели как активные участники творческой группы учреждении. На правах партнеров они вносят предложения содержательного и организационного характера.

Слайд 8

Существуют разные виды планирования в ДОУ, которые условно можно разделить на несколько групп:

1. Планирование работы всего детского сада (годовое планирование) – осуществляет заведующий и старший воспитатель, его обсуждают и принимают в августе на педсовете.

2. Тематическое планирование (по отдельным видам деятельности) – составляют авторы парциальных программ или старшие воспитатели ДОУ совместно с заведующим.

3. Индивидуальное планирование специалистами (старшим воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по ФИЗО.)

4. Планирование работы в конкретной возрастной группе - составляют воспитатели группы под руководством старшего воспитателя.

Как правило, последовательность составления планов – сверху вниз. Сначала составляется план работы на год, затем комплексно - тематическое планирование, затем на основе первых двух – планирование специалистами и воспитателями.

Планы могут быть как перспективными (составляются на длительный период – год) так и календарными (на короткий срок – неделю, день, блоки).

При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно - тематическом принципе.

Слайд 9

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.

Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу.

Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др., международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной.

По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.

Слайд 10

Существует алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения

1. Титульный лист

2. Задачи ДОО на год

3. Задачи комплексно-тематического планирования

4. Перечень нормативно-правовой документации

5. Перечень программ, методик и технологий, используемых воспитателем

6. Список детей группы

7. Размещение детей по столам

8. Режим дня

9. Расписание организованной образовательной деятельности

10. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

11. Самостоятельная деятельность детей

12. Комплексы утренней гимнастики

13. Комплексы гимнастики после сна

14. Взаимодействие с родителями

15. Работа по преобразованию развивающей предметно-пространственной среды группы

16. Рекомендации специалистов

17. Непосредственное планирование на каждый день

18. Мониторинг

19. Самообразование

План образовательной работы с детьми является документом, по которому работают два сменных воспитателя.

Следовательно, план - это модель совместной деятельности, и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, и обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач образовательной программы.

План можно корректировать и уточнять в процессе его реализации. Однако число поправок будет минимальным, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.

Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

Данный способ планирования образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей. Современный воспитатель – это творческий, заинтересованный человек, грамотный организатор и проектировщик среды развития и накопления ребенком положительных эмоциональных впечатлений.

Выступление на областном семинаре «Проектирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Прикреплённые файлы:

proektirovanie-vop_o56u4.pptx | 86,87 Кб | Скачан: 116
 
Публикации по теме:

Фотоотчет «День работников дошкольного образования»Фотоотчет «День работников дошкольного образования» Провели: Е. В. Каширина, Н. А. Гаджиева, Н. А. Голикова, Н. А. Красева, В. Б. Шабайкина. 27 сентября в России отмечают новый общенациональный праздник.

Положение о семинаре «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования в аспекте ФГТ и ФГОС» 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Настоящее положение определяет цели, задачи, условия и порядок организации проведения районного семинара «Преемственность.

Сценарий праздника дня работников дошкольного образования Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника дня работников дошкольного образования. Вот и славно! Все мы в сборе. Зал весь в красочном.

Туристический слёт работников образования Черлакского района.Туристический слёт работников образования Черлакского района. Ежегодно в конце учебного года в нашем районе проводится туристический слёт работников образования. Мы с удовольствием собираемся, тренируемся,.

Выступление на фестивале — конкурсе «вдохновение» работников дошкольных образовательных учрежденийВыступление на фестивале — конкурсе «вдохновение» работников дошкольных образовательных учреждений В нашем коллективе к фестивалю готовились с большим воодушевлением и трепетом. В тихий час мы бежали в музыкальный зал и плясали от души.

Выступление на областном конкурсе «Мы живем на Урале» Видео Работая музыкальным руководителем детского сада, часто участвуем с детьми в конкурсах различного уровня. Танец "Самовар" мы представляли.

Выступление на семинаре на тему: Проблемы детского изобразительного творчестваВыступление на семинаре на тему: Проблемы детского изобразительного творчества Факторы, определяющие своеобразие детского художественного творчества Основы формирования художественного видения мира закладывается с.

Выступление на семинаре-практикуме «Использование проблемного обучения в детском саду» В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания.

Выступление на семинаре «Социальная готовность ребенка к обучению в школе» Многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители,.

Здоровье через движение. (Выступление на семинаре — практикуме)Здоровье через движение. (Выступление на семинаре — практикуме) Наблюдая за детьми, я отметила, что в последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Именно поэтому так возрастает.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Выступление на областном семинаре «Проектирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»
Опубликовано: 27 октября 2015 в 10:54
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра «Физкультурная ромашка»
«Физкультурная ромашка» Цель: способствовать формированию у детей навыка узнавать движения по схеме, называть их, выполнять их; собирать ромашку по видам...
Нетрадиционная техника художественного творчества — пластилинография (средняя группа)
Использование нетрадиционной техники художественного творчества- пластилинографией , с детьми среднего дошкольного возраста, даёт возможность...
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Солнце, растения и мы с вами»
Цель урока: сформировать у детей представление о связи солнца, растений и человека. Задачи: - обучающие: показ связи солнца, растений и людей, и их роль в...
Фотоотчет о встрече с поэтессой Л. П. Сухоставец
Фотоотчет о встрече с писательницей Л. П. Сухоставец. В нашем д/с есть добрая традиция – встречи с интересными людьми в стенах библиотеки им. А....
План-конспект урока математики в 1 классе «Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Числа 1, 2, 3, 4, 5. Цифра 5. 1. ФИО ( полностью) : Пименова Вера Александровна 2. Место работы: ГБОУ СОШ с. Мусорка ( Кирилловский...