Папки-передвижки

Выступление на педагогическом часе «Психологическое здоровье детей»

Евгения Николаевна Лысенко
Выступление на педагогическом часе «Психологическое здоровье детей»

В последние годы в России специалисты различных сфер общественной деятельности все чаще озабочены проблемой психологического здоровья подрастающего поколения.

И от решения этой проблемы зависит состояние не только сегодняшнего, но и будущего населения нашей страны, его социально-психологические особенности и социально-демографическая структура на ближайшие 50 лет.

Публикация «Выступление на педагогическом часе „Психологическое здоровье детей“» размещена в разделах

Проблема психического здоровья дошкольника и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Эту задачу нам взрослым надо решать системно и сообща с ранних лет жизни дошкольника. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

В среднем дошкольном возрасте у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, умениями, навыками: Одна из основополагающих задач дошкольного образования на современном этапе развития общества - это организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка.

В последние годы двигательная активность детей дошкольного возраста понижается. Они длительное время сидят при проведении с ними различных занятий, (рисованием, лепкой, не требующими активных движений. Все виды движения - одна из важнейших потребностей растущего организма, которая снижает нервное напряжение, ослабляет воздействие отрицательных эмоций. Недостаточная же мышечная активность замедляет психическое развитие ребенка.

Дети, приходящие в первый класс, оказываются более подготовленными умственно, и менее - психически. Болезненная ранимость и плаксивость, конфликтность и агрессивность, высокая тревожность – это только часть психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться педагогу. Но эти проблемы появляются у ребёнка задолго до поступления в школу.

Причины психологических проблем, мешающих не только школьному обучению, но и развитию личности ребенка следующие:

- разлад в семейных отношениях, (постоянная занятость родителей) который провоцирует психофизическое напряжение;

- плохое воспитание (нарушения в сфере детско-родительских отношений, которое приводит к неуверенности ребенка в своих силах;

- медицинские факторы, (родовые травмы и так далее, которые приводят к различным нарушениям психического здоровья.

В общении с детьми важно не сравнивать их друг с другом, не подчеркивать достоин-ства одного или недостатки другого, чтобы сверстник не становился для них средством самоутверждения. Успех товарища не должен воспринимается ребёнком как собственное поражение. Атмосфера добра в коллективе - условие здорового развития ребенка. Важно, чтобы дети удовлетворили свою потребность в свободной игре, а воспитатели помогали им осознать ценности и установить приоритеты, стать терпимыми, испытывать меньше страхов.

В нашем детском саду для развития психологического здоровья дошкольников разрабатываются и реализуются индивидуальные и подгрупповые коррекционные программы по следующим проблемам:

- снижение гиперактивности;

- снижение тревожности, снятие страхов;

- развитие коммуникативных навыков, коррекция застенчивости;

- коррекция агрессивности и конфликтности

Если:

• Ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

• Ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;

• Ребёнка хвалят, он учится стать благородным;

• Ребёнка поддерживают, он учится ценить себя;

• Ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;

• Ребёнок растёт в терпимости и честности, он учится понимать других;

• Ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей;

• Ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным;

• Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире;

Признаки психического здоровья ребенка :

• способность справляться с трудностями в сложных незнакомых ситуациях;

• чувство уверенности и доверия;

• формы проявления эмоций и поведения соответствуют ситуации и вероятным чувствам ребенка;

• достаточный диапазон чувств.

Признаки психомоторного неблагополучия у дошкольников:

• со стороны мышечного тонуса - сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность поз (втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки);

• со стороны походки ребенка — на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена;

• со стороны общей моторики — бесцельные, непродуктивные движения при высокой интенсивности или психомоторная заторможенность;

• со стороны жестикуляции и мимики — вялая, бедная, маловыразительная, возможно гримасничанье или неподвижность лица;

• со стороны речи — невнятная, невыразительная, монотонная речь, возможны заикания.

Чтобы помочь ребенку сохранить его психическое здоровье, надо хорошо знать особенности его психического развития, социальную ситуацию семьи и использовать полученные знания в области поддержания психического здоровья ребенка.

В своей работе я ставлю следующие задачи психологической поддержки детей :

• Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.

• Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).

• Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

Эти задачи могут реализовываться на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми.

Исходя из задач, система работы по формированию психологического здоровья состоит из следующих этапов:

• Диагностика тревожности и адаптированности детей к детскому саду и семье, наблюдение за воспитанниками и последующее определение их уровня психологического здоровья.

• Включение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья, в еженедельные групповые занятия профилактической направленности.

• Подключение детей, отнесенных к третьему уровню психологического здоровья, к коррекционной работе с привлечением родителей к индивидуальному консультированию.

Важнейшим условием эффективности воспитания является глубокое понимание личности воспитанника, его индивидуальных особенностей, высокая требовательность, уважение к нему (по A.C.Макаренко).

Рекомендации по формированию психологического здоровья детей в дошкольном учреждении

• Развивайте у детей эмоциональную сферу : способствуйте развитию у ребёнка правильности распознавания собственных эмоций и владения ими.

• Помогите ребёнку овладеть способностями распознавать чувства и эмоции других. Развивайте у ребёнка чувства эмпатии (сопереживания).

• Дайте понять ребёнку, что вы всегда готовы оказать ему личную поддержку и прийти на помощь, что бы не случилось. Так, ребёнок будет знать, что он может вам довериться и всё рассказать о своих чувствах и переживаниях. А вы, в свою очередь, сможете ему помочь!

• Проникнитесь чувством искреннего уважения к тому, что создаётся самим ребёнком. Восхищайтесь инициативой, самостоятельностью – это способствует формированию и развитию у него чувства собственного достоинства и развитию в потребности личностного роста.

• Развивайте у ребёнка коммуникативные способности (навыки общения). Это поможет ребёнку сплотиться с группой, а также настроит ребёнка на адекватное мировоззрение любой непредвиденной ситуации.

• Повышайте самооценку ребё нка: хвалите ребёнка за правильно выполненную работу, за хорошее поведение.

• Научите детей относиться к себе с уважением.

• Окружайте детей тем, что имеет на них положительное влияние.

• Постоянно выражайте вслух свою уверенность в возможностях и перспективах ребёнка.

• Чаще говорите при детях и взрослых о его достоинствах.

Педагог является одним из главных звеньев в воспитании детей. Он может достаточно профессионально найти подход к каждому ребёнку и сформировать в нём те качества, которые в дальнейшем послужат более благополучному и успешному формированию личностного развития ребёнка, что приводит к формированию полноценного психологического здоровья детей!

Список литературы:

1. Ананьев, Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. - Самара: Изд. дом «Бахрах», 1999г.

2. Андреева А. Д., Вохмянина Т. В., Воронова А. П., Чуткина Н. И. /под ред. Дубровиной М. В. /. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 2005 г.

3. Дружинин В. Н. Психическое здоровье детей. – Сфера, 2002г.

Публикации по теме:

Психологическое здоровье педагогов как необходимое условие психологического здоровья детей «Психологическое здоровье педагогов, как необходимое условие психологического здоровья детей, способы снятия нервно-психического напряжения».

Консультация для педагогов на педагогическом часе по теме «Устное народное творчество» Устное народное творчество в развитии и воспитании детей дошкольного возраста Устное народное творчество в воспитании ребенка несомненно,.

Консультация для родителей «Психологическое здоровье наших детей» Все мы с вами хотим, что бы наши дети выросли жизнерадостными, творческими, умными, открытыми людьми, познающими себя и окружающий мир не.

Психологическое здоровье детей дошкольного возраста Тема: Психологическое здоровье детей дошкольного возраста Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе нашего дошкольного.

Психологическое здоровье детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Психологическое здоровье детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Психологическое здоровье личности уходит.

Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование инновационных технологий в работе с родителями» Добрый день, уважаемые коллеги. Я хотела бы с вами поделиться своим опытом по работе с родителями. Мне нравится это направление, и надеюсь,.

Выступление на педагогическом совете «О здоровье всерьёз» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 54 «Дружба» города Смоленска О здоровье всерьёз Выступление.

Выступление на педагогическом совете по проекту «Насекомые малышки — наши меньшие братишки» Выступление на педагогическом совете по проекту «Насекомые малышки - наши меньшие братишки» Разработали воспитатель МДОУ «Д/с №95» Оганян.

Выступление на педагогическом совете «Высказывания великих людей о роли книги в речевом развитии детей» Сл 1 «Высказывания великих людей о роли книги в речевом развитии детей» Сл 2 Художественная литература служит могучим, действенным средством.

Выступление на педагогическом совете «Знакомьтесь: Наша семья» Выступление на педагогическом совете "Знакомьтесь : Наша семья" Подготовила: музыкальный руководитель Татаринова О. В. Семья мой дом родной,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на педагогическом часе «Психологическое здоровье детей»
Опубликовано: 23 января 2017 в 08:37
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД