МААМ-картинки

Поддержка инициативы детей в проектной и исследовательской деятельности

Наталья Тямусева
Поддержка инициативы детей в проектной и исследовательской деятельности

Слайд №1. Вот в народе часто говорят «инициатива наказуема». Но современный мир, быстро меняющийся, наоборот, любит инициативных, самостоятельных, независимых людей. Нужно ли развивать инициативу у ребенка?

Слайд №2. И вообще, что такое инициатива? Можно ответить цитатой американского писателя, художника и философа Элберта Грин Хаббарда Слайд№3 Инициатива - это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просят.

Публикация «Поддержка инициативы детей в проектной и исследовательской деятельности» размещена в разделах

Инициатива вообще определяется как почин, первый шаг. Если следовать этой логике, то инициатива детей — это вообще врожденное качество, потому что, чтобы они ни делали, — это все «первый шаг», всё впервые. Получается, дети от природы инициативны? Так и есть на самом деле!

Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте. Начиная с кризиса трех лет и появления феномена «я сам», наиболее благоприятный, самой природой установленный период — это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности. Но важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень и очень близкие.

Самостоятельность ребёнка — это самоосуществление какой-то деятельности, делание, это процесс. Тогда как инициативность ребёнка — это внутреннее побуждение к чему-то новому, это внутренний порыв к изменениям и движению.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

По сути, мы - воспитатели, являемся руководителями этой деятельности, источником информации и экспертами, но при этом выступаем как помощники и партнёры.

Слайд№4 В нашей группе технология проектирования направлена на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. А так же возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности. Благодаря технологии проектирования каждый ребёнок, нашей группы, получает признание важности и необходимости в коллективе и сам видит результат коллективных усилий группы. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.

В работе над проектами мы используем «технологию А. И. Савенкова», но все проекты в нашей группе возникают стихийно, у нас нет чёткого плана, что в мае мы будем реализовывать один проект, а в январе другой, так как дети, выдвигая, гипотезы сами запускают проекты.

Хотелось бы остановиться на этом пункте и спросить уважаемые коллеги: Что такое гипотеза вообще? Слайд №5.

Слайд 6 (Гипотеза с др. -греч. — предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство. Также она может определяться как форма развитий знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

Слайд №7. Могу привести следующий пример: «На прогулке ребёнок слепил из снега мороженное и стал угощать своего друга, на что друг ответил «Снег есть нельзя!»» Тут подключился другой ребё нок и спросил: «А почему нельзя есть снег?» Дети стали выдвигать свои предположения. Как вы думаете какие?

Вот как ответили мои дети:

1. Потому, что в нём червяки. 2. Потому, что он холодный. 3. Потому, что там микробы. 4. Потому, что можно заболеть.

И на базе этих утверждений мы запустили проект «Маленький исследователь» в рамках, которого дети изучали и исследовали сразу несколько гипотез: «Живут ли червяки в снеге?» «Есть ли в снеге какие-либо организмы?» «Можно ли заболеть, если есть снег?» и так далее.

Особенностью нашей проектно – исследовательской деятельностью является то, что в рамках одного проекта дети исследуют не одну, а сразу несколько гипотез. И в ходе исследований дети подтверждают или опровергают свои гипотезы.

При организации проектной деятельности в ДОУ, проектный метод является одним из эффективных и перспективных. Проект дает ребенку возможность найти себя – определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, проблемах. Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более продуктивным и своевременным, нежели отдельно развивать знания, умения и навыки на занятиях.

В начале образовательного процесса этого года мы опять запустили проект, который образовался, из обычного диалога между детьми во время полдника. Ребё нок спросил: «А почему Аня и Полина не пьют молоко, оно же такое вкусное?» На что я ответила: «А ты спроси у них, почему они не пьют?» Одна девочка ответила, что ей не нравиться цвет белого молока, другая, что оно тёплое, а Артём подключился с вопросом «А как в магазине появляется молоко?»

Слайд№8 Наш проект получил название «Пейте дети молоко – будете здоровы В рамках этого проекта мы исследуем все гипотезы, возникшие у детей на вопросы. Слайд №9

Одному ребёнку интересно, почему молоко белое и мы проводим эксперименты с цветом; Слайд№10, 11, 12 другой ребёнок изучает, почему молоко в детском саду тёплое и зачем его таким делают; третий ребёнок изучает, кто даёт молоко и как оно появляется в магазине; а сама девочка, с которой и возникли все вопросы и гипотезы, узнает о пользе вкусного молока и какие продукты готовят из него!

Слайды№13,14 Наши дети изучают гипотезы группами, а те, которые не выдвигали никаких гипотез, присоединяются по желанию к любой группе исследователей, но в продуктивной деятельности у них уже у самих появляется желание поучаствовать в создании продукта проекта. Слайд№15,16

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению инициативности и самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, вносит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Использование метода проектов в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Слайд№17 Из всего, вышесказанного, я могу сделать вывод, что технология проектирования является уникальным средством поддержки инициативы детей, обеспечивая сотрудничества, сотворчества детей и взрослых и является способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию

Слайд№18

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Поддержка детской инициативы в создании предметно-развивающей среды Видео Сегодня каждый педагог стремится к созданию благоприятных условий для развития своих воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных.

Поддержка детской инициативы с использованием дидактических материалов для познавательно-исследовательской деятельности Цель: побуждать детей проявлять собственную инициативу при выборе деятельности, развивать воображение, логическое мышление, продолжать упражнять.

Конспект заседания детско-родительского клуба «Семейные проекты и поддержка детской инициативы»Конспект заседания детско-родительского клуба «Семейные проекты и поддержка детской инициативы» Конспект заседания детско-родительского клуба "Семейные проекты и поддержка детской инициативы". Добрый вечер, уважаемые наши семьи и гости.

Консультация для педагогов «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности дошкольников» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагается тема: «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в изобразительной.

Мастер-класс. Опыт работы по теме «Организация исследовательской проектной деятельности дошкольников» Средняя группа.Мастер-класс. Опыт работы по теме «Организация исследовательской проектной деятельности дошкольников» Средняя группа. «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Эти слова стали девизом моей работы, они натолкнули.

Поддержка детской инициативы посредством создания условий для свободного выбора детьми деятельностиПоддержка детской инициативы посредством создания условий для свободного выбора детьми деятельности Мною была создана творческая мастерская по поисково-исследовательской деятельности. Почему я выбрала именно этот вид деятельности… Дети.

Поддержка детской инициативы в дидактических играх младших дошкольников «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – зависит, каким.

Поддержка детской инициативы в рамках проектной деятельности Современная система дошкольного образования развивается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дошкольному образованию. МДОУ «Детский.

Поддержка образовательной инициативы семьи в условиях реализации ФГОС Согласно новому федеральному образовательному стандарту воспитатели оказывают помощь родителям в воспитании детей, обеспечении психолого.

Выступление на педсовете «Организация познавательно-исследовательской деятельности на прогулке летом» Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поддержка инициативы детей в проектной и исследовательской деятельности
Опубликовано: 27 октября 2016 в 21:40
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД