Юлия Мальцева
Нравственные ориентиры и развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление – консультация на педагогическом совете по теме: «Нравственные ориентиры и развитие духовно – нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО»
В практике дошкольного образования усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные, осуществляется главным образом в процессе духовно – нравственного воспитания. Это становится актуальным в русле выполнения требований ФГОС ДО при решении задач образовательной области «Социально – коммуникативное развитие».
Публикация «Нравственные ориентиры и развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС» размещена в разделах
Духовность можно определить как потребность и способность личности в присвоении и реализации смыслообразующих жизненных ценностей, познание и осознание себя в мире.
Нравственность – это интегративное качество личности, выражается «в способности человека сохранять и реализовывать в различных условиях собственные личностные ценностно – ориентационные позиции, в активноом следовании правилам и нормам поведения, принятым в обществе»
Изучению проблемы нравственности уделялось большое внимание такими отечественными психологами как С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, Д. Б. Эльконин и др. Они пришли к выводу, что формирование нравственности происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним «Я» личности.
Нравственность содержит три компонента:
- ценностно – ориентированный (мотивационный);
- эмоционально – волевой;
- когнитивный;
- самооценочный.
Нравственность – это внешнее проявление духовности.
Духовно – нравственное воспитание – интегрированное понятие, основа которого – высшие человеческие ценности, формирующие внутренний мир личности на протяжении всей жизни.
Согласно теории В. Я. Попова, можно выделить следующие этапы формирования духовно – нравственной сферы личности :
«этап элементарной духовности» (период младенчества);
этап общественно – ориентированной духовности (а) активно- доверительная социализация; б) осознанная социализация. Этот этап охватывает детско – подростковый период);
этап духовной саморегуляции.
Основы духовно – нравственных качеств закладываются в младенчестве: начала добра, любви, красоты., начинает формироваться эмоционально – личностная сфера.
В дошкольном возрасте происходит процесс усвоения ребенком социальных ценностей, требований, норм, которые впоследствии и при определенных условиях накладываются на приобретенный в младенчестве эмоционально – личностный опыт. В результате такого усвоения ребенок приобретает свою, особую систему эталонов ценностей, т. е. формируются основы духовно – нравственных ценностей.