Выступление на педагогическом совете «Формирование имиджа педагогов»

Алевтина Гадюкина
Выступление на педагогическом совете «Формирование имиджа педагогов»

Выступление на педагогическом совете

Формирование имиджа педагогов

подготовила

Гадюкина А. Л., воспитатель МАДОУ №1

В сложившихся в стране социально-экономических и политических условиях особое значение для работников любой сферы приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению различных задач.

В полной мере это относится и к современному воспитателю. Причем особенно актуальным является изучение и формирование имиджа как одного из профессиональных качеств.

Понятие имиджа ученые интерпретируют по-разному.

Во-первых, это жизнепроявления человека, благодаря которым выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики.

Во-вторых, это образ человека, как правило, авторитетного и имеющего высокий социальный статус (положительная оценка со стороны).

В-третьих, это оценка морально-личностных, интеллектуальных, профессиональных и этических качеств окружающими людьми. Иными словами, это самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других, умение держаться с людьми в деловой и неофициальной обстановке.

Специфика имиджа состоит в том, что он формируется на базе восприятия человека. В основе данного образа лежат свойства, присущие конкретному индивиду. На формирование имиджа влияют стереотипы массового сознания.

К приоритетным характеристикам имиджа можно отнести воспитанность, эрудицию, профессионализм.

Создание имиджа – длительный и сложный процесс. Современный педагог должен обладать потребностью и готовностью решать образовательные проблемы, создавать условия для педагогического творчества, стимулировать образовательные инициативы и управлять их превращением в механизм развития дошкольного учреждения.

Вот составляющие имиджа современного воспитателя, педагога:

высокий профессионализм и компетентность;

целеустремленность и преданность делу;

педагогическая этика;

этикет (речевой и неречевой);

культура поведения;

способность принимать мудрые и нестандартные решения;

умение организовать себя и людей (детей, коллег, родителей);

забота о детях и о деле одновременно;

справедливость;

мышление «победителя»;

умение воспринимать новые идеи;

видение перспективы;

Важная составляющая имиджа воспитателя – культура поведения, органической частью которой служит этикет, установленный обществом. По форме он подразделяется на речевой и неречевой. Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения к людям и проявляется в манере общения, умения вести беседу, высказывать критические замечания, участвовать в споре и т. д. Профессионализм воспитателя предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умением говорить с руководителем, коллегами, детьми и родителями. Культура речи является обязательным элементом общей культуры педагога. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Ведь качество речевого развития дошкольника зависит, прежде всего, от качества речи окружающих его людей.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность — соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики — одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качества своей речи – залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Неречевая форма этикета означает поступки и действия, демонстрирующие уважительное отношение к окружающим. Среди множества нравственных позиций, составляющих основу этикета и пронизывающих поведение культурного человека, выделяются две основные:

стараться не ставить людей в неудобное положение;

поступать с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.

Нельзя считать себя профессионалом и не обращать при этом внимания на свой внешний вид (длина юбки, цветовое сочетание деталей костюма и обуви, аксессуары, прическу, косметику).

От того, как сложится имидж педагогов, складывается имидж детского сада. От педагогов требуется больше терпения, духовных сил, педагогического такта, ответственности. Бескультурье в отношениях с окружающими людьми чревато развалом работы и нередко оборачивается подлинной психологической драмой.

Кодекс профессиональной этики педагогов

1. Входи в группу детей (кабинет руководителя ДОУ, специалистов и т. п.) с улыбкой.

2. Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай.

3. Никогда не обманывай детей, крепко держись данного детям слова.

4. Никогда не оскорбляй ребенка, защити его от всех видов самоуправства.

5. Как бы ни было трудно, будь сдержанным и терпеливым.

6. Будь ребенку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.

7. В любой ситуации попробуй поставить себя на место ребенка.

8. Помни, что по-настоящему понять ребенка ты сможешь, если полюбишь его.

9. Учись у своих коллег, родителей, детей.

10. Никогда не жалуйся на своих воспитанников родителям, коллегам, помни, что хороший педагог бывает недовольным только самим собой.

11. Будь великодушным к тому, кто случайно оступился.

12. Когда ты не прав в какой-либо ситуации, попроси у ребенка прощения, это не принизит твой авторитет.

13. Живи интересами детей и их надеждами.

14. Научись видеть зону ближайшего развития ребенка и оптимизировать его будущее.

15. Никогда не говори при ребенке о его ограниченных возможностях.

16. Родителям сообщай хорошие вести об успехах и достижениях ребенка.

Публикации по теме:

Выступление на педагогическом совете: «Формирование нравственных качеств ребёнка» Автор Бугаева Валентина Александровна, первая квалификационная категория, методист МБДОУ "Детский сад № 1 "Сказка" присмотра и оздоровления.

Выступление на Совете педагогов «Детская игра в педагогическом процессе ДОУ» Выступление на Совете педагогов на тему: «Детская игра в педагогическом процессе ДОУ» Как подчеркивал Л. С. Выготский, ирга является ведущей,.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Выступление на педагогическом совете «Формирование имиджа педагогов»
Опубликовано: 6 мая 2015 в 22:49
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День «Неопалимой купины»

«Неопалимая купина» – такое название конкурсов рисунков и поделок на противопожарную тематику стало уже давно привычным. Оно произошло от библейского предания о пылающем, но не сгорающем кусте, из...

17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

Видео и музыкально-развивающая сказка с движениями «Рукавичка» для детей средней...
( Рассказывание сказки с элементами драматизации, имитация движений животных) Раз, два, три в сказку попади. Итак, мы в холодном осеннем лесу «Шёл...
Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук...
Конспект беседы для детей старшей группы «Бархатцы»
h3]Цели:[/h3] продолжать учить различать и называть цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску; воспитывать любовь к природе....